Эльгиза Бекенова: «Надо делать то, что приносит счастье»

08:03, 30 Декабря 2015

Основательница бренда одежды «Yummy!», дизайнер одежды Эльгиза Бекенова пока не слишком хорошо известна широкой публике. Однако удобные, практичные, демократичные и красивые модели бренда, девизом которого стала фраза «Одежда для жизни», полюбились практически всем, кто с ними познакомился.

Я и сама – поклонница этого минималистичного, уверенного стиля «Yummy!». Но с автором столь симпатичных мне моделей одежды раньше встречаться не доводилось, не интересовалась я и фамилией основательницы бренда. Каково же было мое удивление, когда загадочным дизайнером оказалась… лет 10 знакомая мне милая девушка, которая раньше работала в международных организациях и была руководителем программ в сфере развития гражданского общества.

- Вот это да… вот это метаморфоза… как это вышло, что ты стала не просто дизайнером, а автором самого интересного за последние годы бренда в Кыргызстане?

- Училась я в АУЦА (тогда еще АУК), стала дипломированным политологом, работала в крупных донорских проектах. Многое получалось, карьера шла вверх. Но однажды я поняла, что надо делать то, что приносит счастье, а не только то, что получается. Бросила все, уволилась, сожгла все мосты… И начала с нуля.

- Что помогло решиться?

- Некоторый авантюризм у меня в крови. В 20-е годы прошлого века мой дедушка пешком пришел из Караганды в Киргизию, и эта земля приняла его, он врос здесь. Решившись начать, наконец, дело своей мечты, я тоже сожгла мосты – когда никаких доходов нет, быстрее шевелишься. Обучилась, закончила очень хороший курс по бизнес-планированию в KRJC – и вперед. Через 1 месяц после защиты бизнес-плана мы стартанули.

- Основательно, я бы, наверное, не пошла учиться, понадеялась бы на общий опыт…

- В международных организациях главное – это разумно тратить донорские деньги. А мне надо было научиться их зарабатывать. Производство одежды – очень дорогостоящий бизнес.

- Где ты берешь вдохновение для своих образов?

- У меня все прозаично. Художники говорят о музе, а мне просто было нечего надеть, когда я ждала свою первую дочку. Наш старт случился с линии одежды для будущих мам «Mommy Yummy». Это было в 2001 году, и я тогда ходила в вещах мужа, потому что надевать эти страшные коричневые платья со стразами, которые предлагал рынок, было просто немыслимо. Первая коллекция разлетелась на «ура» без всякого маркетинга и без соцсетей. К слову, когда я носила вторую дочь, спустя 10 лет, ничего не изменилось в плане ассортимента для беременных. И я решила: надо действовать.

Запустив линию одежды для будущих мам, надо сказать, достаточно успешную, я столкнулась с тем, что покупательницы одежды Mommy Yummy хотели носить нашу одежду и дальше, после беременности. Так появилась одежда Yummy! - «Одежда для жизни». Сейчас думаю о линиях «Yummy Kids» и «Yummy Teens» для детей и тинэйджеров. Почему нет? Вообще я мечтаю об империи, такой как «Mango» или «Zara».

- Я смотрю, ты с ног до головы в вещах «Yummy!»…

- Конечно. Это же моя основная мотивация, это же мне было нечего носить. И сейчас я произвожу именно то, что я хочу надеть сама. Поначалу я жадничала, не брала эти вещи себе. А потом поняла, что лучшего рекламного хода, к тому же такого приятного, мне не придумать. С тех пор мне мои сотрудники выдают зарплату вещами. До прибылей и больших доходов мы пока не добрались. Все заработанное вкладывается в производство, в рост. Если бы ты знала, как дорого обходится хорошее швейное оборудование и как много от него зависит! Цены у нас демократичные, потому что я хочу делать одежду, доступную для любой покупательницы.

- А где ты берешь ткани? Такие замечательные, в массовом производстве таких не встречала.

- Кыргызстан – вообще швейная страна. Но ассортимент тканей, конечно, меня не очень устраивал. Я сама ходила и разговаривала со всеми поставщиками из Китая и Турции, которые есть на рынке, сначала брала у некоторых то, что более-менее подойдет, потом они стали специально для меня привозить подходящее. У меня брат в Китае уже 10 лет, а отец с семьей в Турции, они помогают с поставками тканей. В общем, обычная история.

- Кадровый вопрос со швеями, закройщиками, другим персоналом, наверное, легко решился?

- Нет. В этой сфере большая текучесть кадров. Они уходят сразу и бесповоротно, как только узнают о возможности где-то чуть больше получать. А мне нужен был стабильный костяк. И я стала создавать им условия. Это не только высокая оплата труда – это и взаимоотношения, и атмосфера, и производственные помещения, и взаимовыручка. И теперь я могу похвастаться – у меня отличная команда!

- Как удается не посадить себе коллектив на шею?

- Я жесткий человек на самом деле, порой даже слишком. Но стараюсь не «строить», а мотивировать. Например, однажды я заметила брак, изъяла из торговой сети на переделку целую линейку товаров. А мои девочки решили, что брак ерундовый и вернули все обратно, не переделав. Я это заметила, собрала их и сказала, что каждая бракованная вещь стоит мне вдвое больше, потому что я буду обязана обменять покупательнице бракованную единицу на равноценную, но без брака. У нас очень трепетное отношение к покупателям. Качество и доверие каждого покупателя – это наш приоритет №1. Я была очень расстроена, очень. Потом был праздник, и я выдала девочкам премию. Они сильно растерялись, подходили и спрашивали: «За что?». А я ответила: «За то, что вы больше никогда не будете так делать». С тех пор подобного не было. У нас правило – контроль на каждом этапе. Каждый отвечает за качество конечного продукта.

- У тебя получилось не только самой начать заниматься любимым делом, но объединить вокруг себя профессионалов и построить команду.

- Я только сейчас поняла, что лояльность важнее профессионализма. Подтянуть до определенного профессионального уровня можно почти любого сотрудника. А вот лояльность позволяет вместе расти и вместе становиться командой. Раньше же я спорила с этой идеей, считала, что главное – чтобы сотрудник был профи. Это ошибка, для среднего и малого бизнеса важнее всего взаимоотношения внутри команды. Я хочу, чтобы бренд «Yummy!» жил в семье. Как ребенок.

Теперь я мечтаю привлекать своих дочерей, моя старшая очень хорошо рисует, именно на ее креатив я рассчитываю, планируя «Yummy Teens». А младшая – лидер, эдакий генерал. Ей я в своих мечтах доверила бы управление. Мечтаю о семейном бизнесе.

- А если твои девочки захотят иной судьбы и иной работы, что будешь делать?

- Конечно, смирюсь. Мой папа хотел, чтобы я была дипломатом. Но когда я пришла к нему за советом, он смог меня не только понять, но и поддержать. Теперь это мой самый основной болельщик и моя самая главная поддержка, не считая моих детей и супруга. Так что у меня нет выбора, я тоже приму любое решение своих детей. И поддержу.

Беседовала Светлана Бегунова

Фото из архива Эльгизы  Бекеновой

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям