Сейчас средства массовой информации в Кыргызстане переживают не самые лучшие времена. На фоне относительной политической свободы редакции испытывают жесткий экономический прессинг и давление со стороны социальных сетей. Таковы итоги исследования «Матрица медиавлияния». Его провела группа экспертов под руководством Гульнуры Торалиевой при поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан».
- Какой была основная цель исследования «Матрица медиавлияния»?
- Показать основные тенденции развития СМИ Кыргызстана в последние полтора-два года. Наше исследование – это попытка показать влияние социально-экономических, политических и технологических аспектов на отечественные редакции и журналистику. Более всего нас интересовали 4 аспекта:
· изменения в политике и регулировании;
· основные лица, которые влияют на средства массовой информации;
· что поменялось в моделях финансирования СМИ;
· влияние технологических процессов на отечественные редакции и информационное поле страны.
Задача исследования очень обширная. Поэтому мы сделали упор на то, чтобы показать новых игроков и как вся информационная политика меняется с приходом этих игроков. Для этого мы использовали методологию и специальную матрицу, разработанную Центральным европейским университетом в Будапеште.
- Вам удалось понять, в каком направлении развиваются СМИ Кыргызстана?
- Сегодня журналисты не питают никаких иллюзий и надежд на демократизацию и свободу слова. Они уверены, что политическая ситуация продолжает влиять на СМИ. При этом все участники опросов отметили, что сейчас работать легче, чем два года назад. Это связано в первую очередь с тем, что экс-президент А. Атамбаев и тогда еще кандидат в президенты С. Жээнбеков отозвали материальные претензии к СМИ и правозащитникам. За прошедший год новых скандалов и громких резонансных дел с участием журналистов не было. Кроме, конечно, сообщения о попытке рейдерского захвата газеты«Супер-инфо».
- На днях была информация, что Кыргызстан поднялся на 15 пунктов в рейтинге свободы СМИ. Это временное явление или устойчивая тенденция?
- Мы достаточно неустойчивы в плане свободы СМИ. Постоянная зависимость от политической ситуации остается. От нее зависит и рекламный рынок, и доступ к информации через те или иные технологии. То, что мы поднялись на 15 мест вверх, скорее связано со сменой руководства страны. Если посмотреть, как отражалась на свободе слова в Кыргызстане смена президентов, то мы увидим, что первые два года при каждом новом руководителе страны были своего рода «медовым месяцем». С усилением президентских команд ситуация всегда менялась в худшую сторону. Наше гражданское общество всегда дает большой кредит доверия новым командам. Он, как правило, заканчивается на третьем году правления очередного президента. Появляется очень много критики. Президенты и правительства у нас никогда не готовы к этой критике. В демократических странах власти давно готовы к критике и относятся к ней нормально, конструктивно. У нас же лица, принимающие решения, воспринимают любую критику болезненно.
- Есть ли сейчас зависимость наших СМИ от конкретных политических персон?
- Сегодня повестка дня СМИ очень сильно привязана к заявлениям политиков или мнению общества, выражаемому через социальные сети. В этом плане люди, которые имеют авторитет, могут очень сильно влиять на информационную политику СМИ. Не в том смысле, что они заставляют редакции делать или не делать что-то. Журналисты сами включаются в информационный поток, который создают эти лидеры мнений. Есть, конечно, и те, кто оказывает влияние на СМИ напрямую. Это команда нынешнего президента, безусловно, экс-президент Алмазбек Атамбаев, есть влияние Омурбека Текебаева и его сторонников. При Сооронбае Жээнбекове появилась тенденция оказания влияния на информационную картину страны со стороны президентов, уехавших из страны. Кроме того, есть отдельная группа людей в гражданском обществе, которая продвигает свою повестку, исходя из тем, которыми они занимаются. Международные и иностранные доноры тоже оказывают влияние. Почему цифровизация сегодня тема номер один? Потому что большое количество донорских средств направляется сейчас именно по этой линии. И последняя группа – это рекламодатели. Они не только заказывают рекламу, но и очень много PR-статей. Та же горнодобывающая отрасль продвигает тему терпимости к инвесторам. Сотовые операторы говорят о либерализации на рынке мобильной связи. Каждая отрасль формирует свою повестку.
- Независимость СМИ во многом строится на их экономической состоятельности. Многие ли редакции в Кыргызстане являются успешными бизнес-проектами?
- По моим подсчетам, которые не отражены в этом исследовании, на содержание телеканала необходимо 3 миллиона сомов в месяц. А на содержание онлайн-издания со штатом 20 человек – около 500 000 сомов в месяц. Это очень большие деньги. А устойчивости нет. Поэтому изданий, которые можно назвать независимыми, очень мало.
Я их всех перечислила в исследовании. Это «Кактус медиа», «КЛООП», 24.kg и «Супер-инфо». Они вышли на самофинансирование за счет рекламы и других средств. А «Супер-инфо» еще и зарабатывает. Большое доверие донорского сообщества к «КЛООПу» оставляет ему право быть независимым. Потому что ни один из владельцев не влияет на редакционную политику.
- На что живут остальные редакции?
- Они финансируются за счет владельцев. Поэтому доверие к ним падает. А для рекламодателей важно, чтобы у СМИ было доверие. Это значит больше просмотров, перепостов в соцсетях. Рекламодатель просто так не приходит в СМИ. Он требует всю эту аналитику, чтобы знать, куда вкладывает деньги.
- Сам рекламный рынок претерпевает какие-то изменения?
- Все, с кем я разговаривала, отмечают ухудшение. Рынок очень маленький. Новых игроков на нем не появляется. Но при этом выросло число желающих размещать у себя рекламу. В сущности СМИ борются за одних и тех же немногочисленных рекламодателей, что, конечно, осложняет им работу. Кроме того, рост объемов интернет-рекламы требует от редакций больше внимания уделять работе в онлайн.
- Насколько отечественные СМИ зависят от новых цифровых технологий?
- Привычки и предпочтения аудитории очень сильно меняются. Кроме того, реклама интенсивно «перетекает» в Интернет. Даже маленькие изменения в алгоритмах Facebook и Instagram влияют на то, как сегодня работают СМИ. Если раньше информация пользователя в Facebook появлялась в ленте в зависимости от лайков, то сейчас она поднимается вверх в зависимости от количества перепостов. Поэтому сейчас журналисты занимаются тем, что делятся новостями сами и просят друзей делиться ими. Я заметила, что журналисты стали чаще брать интервью у тех, кто имеет больше подписчиков в Facebook. В некоторых редакциях республики, например, изменилась система оплаты – платят только за количество просмотров новостей или публикаций в Facebook и на сайте, а не за каждое слово, как это было раньше.Также меняются форматы преподнесения информации. Все больше используются мультимедийные возможности Интернета.
- Можем ли мы говорить о том, что появление новых технологий ведет к смерти традиционных СМИ?
- Тенденцию снижения интереса к газетам мы отмечаем. И, кстати, доверия к газетам тоже. Печатные издания остаются дорогостоящим бизнесом. Сегодня газеты печатаются и иногда даже бесплатно распространяются как листовки пропаганды. В качестве бизнеса они уже не работают. Наше исследование показывает, что большинство людей стали получать информацию из социальных сетей, подписываясь на страницы редакций в социальных сетях.
- Меняется ли информационная составляющая традиционных СМИ из-за влияния новых технологий?
- Я считаю, что Интернет оказывает большое влияние на содержание. Это выражается в изменении форматов преподнесения информации. Сегодня все издания смотрят на то, какой формат наиболее интересен человеку. Они замечают, что люди чаще знакомятся с новостями, в которых есть тридцатисекундные видео. Значит, дольше 30 секунд уже тяжело удерживать внимание потребителя. Вообще, СМИ стали уделять большое внимание визуализации и дата анализу. Это направление требует от журналистов новых навыков.
Ну и сейчас я не знаю ни одной редакции, которая не пыталась бы увеличивать объем кыргызскоязычной информации. 65% аудитории потребляет информацию на государственном языке. Конечно, редакторы и владельцы СМИ учитывают эту тенденцию. Очень большой интерес идет к так называемым хайповым темам. Журналисты гонятся за этими хайпами. Если раньше у них была возможность самим диктовать повестку дня, то сейчас они все больше идут на поводу у пользователей соцсетей.
- Это хорошо или плохо?
- Думаю, это нормальная общемировая тенденция. Она связана с технологиями, финансами, изменениями привычек потребления. Но при этом журналисты могут быть до конца привержены профессиональным стандартам. И в темах, волнующих общество прямо сейчас, создавать материалы, в которых будут альтернативные мнения, проверенная информация. Вот эту роль никто не отменял.
- Эта тенденция характерна и для государственных, и для частных СМИ?
- Государственные редакции не стремятся зарабатывать. А значит, меньше смотрят на запросы аудитории. Поскольку эти СМИ финансируются из бюджета, то их сотрудники убеждены, что в любом случае получат свою зарплату. Поэтому и нет мотивации, стимула следовать новым тенденциям. У нас по-прежнему есть государственные газеты, которые работают так же, как и 10 лет назад. И ничего не меняют. Или областные телеканалы, которые привыкли работать по старым шаблонам. Они несильно заинтересованы в том, чтобы наращивать аудиторию. Демотивация сотрудников государственных СМИ связана еще и с тем, что денег на развитие их редакций нет. Какого-то стимула от властей – тоже.
- Какие еще тенденции выявило ваше исследование?
- С появлением цифрового вещания возникло очень много игроков на рынке. У людей появился большой выбор источников информации. К сожалению, возросло количество ложной информации. Никогда раньше не было столько фейков. Это связано с развитием Интернета. Население не было готово к тому, что появится такой широкий доступ к информации в Интернете. А уровень медиаграмотности остается очень низким. На государственном уровне никто не занимается решением этой проблемы, как, например, в Скандинавии.Там с первого класса детей готовят к тому, что они должны очень критически относиться к информации. У нас же сами лидеры мнений делятся фейками, не умеют проверять такие сведения, а иногда даже пользуются ими в информационных войнах. Еще одна важная тенденция - рост популярности религиозных лидеров, которые, не обладая СМИ, могут воздействовать на аудиторию через социальные сети. Здесь, как и во всем, есть риски и возможности – можно донести необходимую информацию в правильном ключе или, наоборот, дезинформировать.
Александр КУЛИНСКИЙ
В кыргызском сегменте социальных сетей растет интерес к религиозной информации
Канал «Наасат Медиа» в YouTube, принадлежащий экс-муфтию Чубаку ажы Жалилову насчитывает более 440 000 подписчиков и входит в тройку лидеров в кыргызском сегменте интернета.
В Facebook страничка «Наасат Медиа» лидирует среди информационных ресурсов Кыргызстана.
Уровень проникновения интернета в Кыргызстане остается низким
Несмотря на быстрый прогресс в области мобильной связи, доступ к интернету в Кыргызстане имеют далеко не все.
Диаграммы предоставлены авторами исследования «Матрица медиавлияния»