Сегодня в гостях редакции «Новых лиц» коуч, сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта Ирина Чистякова. Модная нынче штука «эмоциональный интеллект» вызывает неподдельный интерес у наших читателей. И мы решили расспросить Ирину, что это такое и с чем его едят.
- Итак, жили мы, были тысячу лет без всякого «эмоционального интеллекта», а тут вдруг повальное увлечение. Зачем оно нам понадобилось?
- Не жили и не были. Способность разобраться, что за эмоции испытывает другой человек, – это не сегодняшнего дня потребность. Это то, что было важно всегда. Просто этот аспект не особенно изучали. А теперь все по науке. На рубеже двух веков, в 1990 году, профессор Йельского университета Питер Саловей и Дж. Майер из Нью-Гемпширского университета опубликовали совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект». Вот она, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему. Потом было множество других исследований и определений, но мне как-то ближе классическая школа. Согласно концепции Саловей и Мэйера, «эмоциональный интеллект» – это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Видите, определение близко к традиционным аспектам интеллекта вообще, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции.
- Каждый человек может развить свой эмоциональный интеллект, или это одним доступно, а другим – нет?
- Конечно, каждый. Другое дело, что степень будет разной, это уже зависит от способностей. Тут как с музыкой. Один – Глинка. А другой – Дима Билан. Третий же просто хорошо поет в караоке, не бесит никого немузыкальными завываниями. За что ему отдельное большое спасибо.
- Кто приходит на ваши тренинги? Каков портрет участника? И зачем, чего они хотят?
- Очень разные люди. Кто-то хочет для себя более высокой эффективности. Но есть категория людей, которые считают, что это модно…
- Про эффективность давайте подробнее…
- Можно и подробнее. Вот смотрите, весь XX век во всем мире прошел под знаком IQ, уровня интеллекта: каждый, кто претендовал на успех, пытался измерить и, если необходимо, нарастить коэффициент своего интеллекта, ведь даже на работу за границей принимали по результатам тестирования уровня IQ. Не удивительно, что именно этот коэффициент стал основным критерием, определяющим успешность в бизнесе, социуме и даже личной жизни. Ведь традиционно экономическая деятельность рассматривалась как отрасль, в которой человек действовал, руководствуясь сугубо рациональным подходом и принимая решения на основе оценки, анализа, планирования и прогнозов. Так считалось.
Все изменилось на рубеже нового тысячелетия, когда один за другим стали появляться исследования, которые подтверждали обратное: успех, в том понимании, которое вкладывает традиционное общество – карьера, налаженный быт, социальное положение, в гораздо меньшей степени, чем это было принято раньше, зависит от уровня интеллекта, IQ. Одно из самых известных – исследование выпускников Гарвардского университета за 20 лет, которое должно было выявить их пути успеха и его составляющие. Исследование показало, что среди выпускников, добившихся общепризнанного успеха, обладатели высокого IQ составляют лишь чуть более 20%. К тому времени стало окончательно ясно, что на самом деле такой явной закономерности нет.
Ученые задали себе вопрос: если не высокий уровень IQ, то что же делает человека успешным? Почему, несмотря на его низкие показатели, человек достигает целей? И где же эта кнопка на «пульте» управления нашим успехом? Они выяснили, что очень важными для человека навыками оказались понимание своих эмоций, понимание эмоций других, а также умение эти эмоции анализировать и управлять ими. Оказалось, что эмоциональный интеллект (Еmotional Intelligence - EI) – это группа важных способностей, необходимых для того, чтобы добиться успеха. Вот такой научный разговор об эффективности.
- Что, и в бизнесе процветают не умные, а чуткие?
- Везде процветают. В 2002 году Нобелевская премия в сфере экономики была присуждена за исследования в области психологии! Ее лауреатом стал Дэниэл Канеман (Принстонский университет), удостоенный этой высокой награды за «применение психологической методики в экономической науке, в частности, при исследовании человеческого фактора и принятия решений в условиях неопределенности».
Если в двух словах, то Канеман исследовал механизмы принятия решений и доказал, что люди далеко не всегда руководствуются своим логическим интеллектом. Это эмоциональная сфера. Канеман впервые ввел в экономику понятие человеческого фактора и предложил объединить в единую науку психологию и экономику. В 2017 году – та же история. Нобелевка по экономике уходит исследователям эмоционального интеллекта.
Давайте уже про бизнес. В рамках традиционных взглядов, описывающих рациональное поведение людей в экономических отношениях, трудно объяснить такое явление, как шопоголизм, успех отдельных брендов по сравнению с конкурентами, не уступающими ни по ценовой привлекательности, ни по качеству, или эффект командного подхода в бизнесе. А с точки зрения понимания эмоций это все не только объясняется, но и прогнозируется. Это реальность. Просто теперь мы имеем возможность больше о ней знать.
- А нам, журналистам, это надо?
- Как же иначе? И журналистам, и работникам PR-сферы, а уж в пресс-службах-то – обязательно. Давайте вспомним, когда случилась трагедия в Москве, в пожаре погибли наши девочки. Помните, тогда к соболезнованию от имени главы государства приложили на госканале фото, на котором Атамбаев имел довольный вид. Нет, улыбки во весь рот там не было, но это было фото человека, у которого все хорошо. А хайп в социальных сетях по этому поводу помните? Вот так, по недосмотру сотрудников пресс-службы, журналистов и редакторов по имиджу главы государства просто ни за что нанесли чувствительный удар. Неужели это хорошо? А будь у этих специалистов хорошо развит эмоциональный интеллект, они бы никогда подобного не допустили.
Был еще случай с участниками метадоновой программы. Девушка дала согласие на интервью, передача вышла в эфир, началась травля в ее адрес, и в результате у нее случился срыв, и она погибла от передозировки. Формально журналисты не виноваты, она же дала согласие. Но кто должен был понимать, предвидеть заранее, как будут развиваться события? Наверное, это все же ответственность редакции. Ведь эмоции рождают действия, а действия приносят результат. Человек с развитым эмоциональным интеллектом сразу понял бы, к чему это приведет.
- Как-то даже страшновато становится…
- Ничего нет страшного в том, чтобы понимать себя и других людей. Страшно как раз ничего не понимать и не чувствовать.
- Из чего, если можно так выразиться, состоит эмоциональный интеллект?
- Тут все просто. Эмоции + интеллект. Авторы концепции выделили четыре аспекта эмоционального интеллекта. Во-первых, это идентификация своих эмоций и эмоций других людей. То есть распознавание с помощью выражений лица и других коммуникативных каналов. Во-вторых, управление своими эмоциями и эмоциями других людей. Потом, понимание и анализ эмоций и причин их возникновения. И, как следствие, возможность прогнозировать их. И использование эмоций для решения задач.
Необходимо отметить, что перечисленные способности иерархически организованы: первая ветвь – понимание эмоций своих и тех, кто рядом, – необходимая основа для дальнейших усилий. Это своеобразная «азбука» эмоций, которую необходимо выучить, чтобы развиваться дальше и освоить следующую способность – управление эмоциями, т.е. способность переводить одну эмоцию в другую, порождение конкретной эмоции или снижение эмоционального градуса. Третья ветвь – способность к пониманию событий, предшествующих эмоции или следующих за ней, – основывается на двух предыдущих. Четвертое направление – способность воздействовать на внешнюю среду и достижение цели, используя энергию своих и чужих эмоций, – невозможно без освоения предыдущих трех.
Такой подход наглядно демонстрирует, что на первый план выходят не эмоции, а интеллект: «распознать сигналы», «анализ и оценка», «конкретная ситуация», «решение задачи» – вся эта лексика описывает интеллектуальную нагрузку и показывает, в каком направлении идти, чтобы заставить эмоции работать.
В этой связке автоматически возникает ряд вопросов: как измерить эмоциональный интеллект, как его развить до более высокого уровня, и, самое актуальное, как использовать эмоциональный интеллект для достижения успеха? Вот об этом и есть мой курс.
Понимаете, эмоциональный интеллект – всего лишь инструмент. Один из многих, профессиональное владение которым позволит целенаправленно достигать поставленных целей. А надо это человеку или не надо, он сам для себя решает.
- Вы проводите тренинг по эмоциональному интеллекту. Чему можно научиться за один день?
- Это однодневный базовый тренинг. Начинается он с теста, который покажет уровень эмоционального интеллекта и определит индивидуальные зоны развития. Далее знакомство с основами – как можно развить эмоциональный интеллект. Приходите, будет интересно.
Ближайший базовый курс пройдет в середине января, ориентировочно, 16-17, по полдня. Мои контакты: emotion.intell@gmail.com; WatsApp, Viber, Telegram – на номер 0770135200.
Беседовала Светлана Бегунова