Мэр Бишкека Албек Ибраимов: «Мы должны найти золотую середину между сохранением зеленых насаждений Бишкека и транспортными артериями города»

13:57, 8 Июня 2017

Столичный мэр дал эксклюзивное интервью изданию «Новые лица».

- Албек Сабирбекович, Вы ожидали, что будет такая бурная реакция со стороны бишкекчан на инициативу мэрии по реконструкции улицы Токтоналиева, которая раньше называлась Душанбинской?

- Мы, работники мэрии, признаем, что действительно недоработали в вопросах информирования горожан о предстоящих мероприятиях по строительству и реконструкции дорог. Жители улицы Токтоналиева признаются, что не хотели бы, чтобы там проходила четырехполосная дорога, так как она будет нарушать их покой. Следующий вопрос был по зеленым насаждениям. Следует отметить, что по первоначальному проекту попадало под вырубку порядка 1000 зеленых насаждений, из них около 800 полноценных деревьев. Мэрия вела долгие переговоры с подрядчиками, внесли изменения в проект для сохранения большего количества деревьев. По улице Токтоналиева мэрия вынуждена была согласиться на снос 143 деревьев, которые попадали прямо на будущую проезжую часть. Но и эти 143 дерева комиссия внимательно изучила и вынесла заключение, что 70 из них погибали из-за гнилого корневища, пустотелости, то есть фактически это был сухостой. 73 действительно полноценных дерева, которые, к большому сожалению, пришлось снести.

- Главный аргумент гражданских активистов в том, что этой дороги якобы не было в генплане Бишкека.

- Процесс согласования проекта по строительству и реабилитации автодорог Бишкека начался в 2014 году. Об этом мэрия широко информировала общественность. Все это время не было в Бишкеке СМИ, которое не писало бы об этом проекте. Я лично неоднократно рассказывал о нем в десятке интервью, на сессиях горкенеша, на итоговой пресс-конференции мэрии и с других высоких трибун (это проект строительства и реабилитации дорог по китайскому гранту).

- Небольшое уточнение – этот проект был принят в тот период, когда Вы не были мэром?

- Совершенно верно, я мэром избран в марте 2016 года. Проект был выставлен на обсуждение, и информировали, на каких улицах будет реконструкция, какая будет длина, ширина; также тротуары, ирригационные сети, отводные каналы, освещение, озеленение.

- Тогда повторите еще раз, что это за проект, чтобы окончательно снять все вопросы.

- Это китайский грант размером 1 миллиард юаней на реализацию проекта «Строительство и реабилитация дорог Бишкека». О выделении гранта договорился наш президент Алмазбек Атамбаев с лидером КНР Си Цзиньпинем. После прохождения всех соответствующих процедур одобрения, подписания реализация проекта планировалась в 2015 году, но нам пришлось ожидать одобрения Госсовета Китая. Таким образом, приступили к реализации только в сентябре 2016 года. После проведения подготовительных работ мы попали в зимний сезон. Зимой, естественно, не работали и приступили ранней весной. Но вы помните, какие погодные условия были этой весной – проливные дожди, снегопады. И все это время мы этот проект дорабатывали, так как, я уже говорил, был предусмотрен снос намного большего количества зеленых насаждений. Но ширину этой дороги мы не смогли сократить, так как она по всей длине должна быть 14 метров.

- А почему именно 14 метров?

- Мы под эти 14 метров строим мост по улице Медерова через речку Ала-Арча. Это будет альтернативной дорогой проспекту Манаса. Этот мост практически на 30% завершен. Улица пройдет параллельно проспекту Манаса и упрется в улицу Кулатова, дальше она пройдет до улицы Льва Толстого. Эта дорога даст нам разгрузку дорог, которые идут с юга на север, чтобы поток машин уходил по улицам Медерова и Горького в разные стороны.

- Расскажите обо всех фазах реализации проекта.

 - Первая фаза – это реконструкция 49 дорог, где в первых строках прописана улица Душанбинская, ныне Токтоналиева. Работы будут проведены на сумму в 400 с лишним миллионов юаней и продлятся до 2018 года. Вторая фаза – реконструкция 51 дороги, она придется на вторую половину 2017–2018 года. Сумма чуть более 300 миллионов юаней. И третья фаза – строительство эстакадных развязок, она придется на 2018-2019 год. Все три фазы проектированы с участием всех специалистов, архитекторов, инженеров, так как должны были учесть до сантиметра прохождение подземных и наземных городских коммуникаций, это коммуникации теплосетей, горводоканала, канализации, БГТС и освещение «Умного города». Поверьте, это был скрупулезный труд. И мне обидно, когда в соцсетях нас, мэрию, выставляют врагами народа. Горожане должны понять, что реконструкция дорог – это возможность обновления Бишкека. Каждый сотрудник мэрии понимает, что деревья очень важны, это легкие города, и мы максимально хотели не рубить большое количество. Мы сегодня приняли четкую программу, вместо каждого дерева именно на этой дороге мы сажаем в два раза больше. В этом году у нас  выделены большие средства на покупку 11 тысяч длинномерных, крупномерных растений. В этом году, по предварительным данным, под снос может попасть несколько сотен деревьев, но взамен мы посадим более 6 тысяч деревьев.

- Кстати, почему такой большой бюджет у «Зеленстроя» на покупку саженцев?

 - Есть собственный питомник МП «Зеленстрой» города Бишкека. Однако с закрытой корневой системой посадочного материала нет.

А стандарты такие - в диаметре от 9 до 12 см, высота от 3,5 до 4 метров и с закрытой корневой системой. Закрытая корневая система – это, проще говоря, большой горшок, в котором растет полноценное дерево. И мы его можем в любое время года пересаживать. Просто убираем этот горшок и вместе с этим комом пересаживаем.

- Первый раз об этом слышу. А где-то в Бишкеке уже высадили такие деревья?

- Да, на улице Киевской мы высадили клены. Многие горожане возмущались тем, что мы корневую систему закатали в асфальт. Надо каждому объяснить, что под этим асфальтом проведена система капельного орошения, которая и питает эту корневую систему.

 - А из каких стран будут завозить такие деревья?

- Пока не подведены итоги тендера, но, я думаю, мы отдадим предпочтение странам, где климат больше похож на наш.

- Как отреагировала китайская компания, которая занимается реконструкцией дороги, на акцию гражданских активистов?

- Они были очень удивлены. Когда мы подписывали грантовое соглашение, мы брали на себя взаимные обязательства. С нашей стороны мы должны были предоставить все условия для работы. А именно подготовить местное население, снести все мешающие постройки, заборы, сараи. На каждой из 49 улиц есть свои проблемы. Согласно проекту, для реализации первой фазы (49 улиц) был предусмотрен снос более 1000 хозпостроек (заборы и палисадники, нежилые помещения и гаражи). Мы практически 99% вопросов сняли благодаря разъяснительной работе с населением, индивидуальной работе с горожанами. У нас всего три дома, которые расположены на пути этих дорог, попали под компенсацию, остальные мы урегулировали с местными жителями. Многие согласились, что вышли за красную линию, один забор мечети, который оказался на пути, имам лично убрал. То есть горожане с пониманием отнеслись к реконструкции дороги. У нас и на других улицах предстоит вынужденный снос зеленых насаждений. Но мы к каждой улице подходим индивидуально и, где возможно, адаптируем проект. Например, по улице Профсоюзной мы сохранили 248 пятидесятилетних дубов.

- Сейчас Вы все понятно объясняете, но почему такая истерия возникла вокруг вырубки деревьев?

- Думаю, горожане сделали это из-за своей неинформированности. Потому что на местах мы недоработали разъяснительную беседу.

- И все-таки такое впечатление, что тут попахивает политикой.

-Наверно, есть некая заинтересованность дискредитировать меня как представителя партии власти. Возможно, это связано с предстоящими выборами. Не всем нравится, что в городе проходит активная работа и происходят позитивные изменения. У меня нет задачи вступать с кем-то в конфликт, я не давал никаких распоряжений, чтобы гражданских активистов задерживали или наказывали. Передо мной стоят конкретные задачи, я занимаюсь каждодневным кропотливым профессиональным трудом.

- Какое обращение Вы хотели бы сделать к бишкекчанам?

-  Дорогие горожане! У нас есть уникальная возможность обновить наш родной город вместе. Мы не можем развиваться по готовой модели. Это наш город, со своей историей, своей судьбой и своей инфраструктурой. Но мы должны найти золотую середину между сохранением зеленых насаждений Бишкека и транспортными артериями города.

Мэрия готова к конструктивному и открытому диалогу с горожанами и совместному нахождению путей решения.

Интервью вела Лейла Саралаева

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям