Как оживить энергетическую отрасль, если она малорентабельна и требует постоянного вложения огромных средств? Как модернизировать главный аэропорт и сделать его комфортным для кыргызстанцев и гостей страны? Как начать строить новые школы, в которых детям будет приятно и безопасно учиться? Все эти, казалось бы, не подъемные для госбюджета проблемы легко может решить ГЧП – государственно-частное партнерство.
На страницах нашей газеты мы уже
рассказывали о единственном пока успешно реализованном проекте ГЧП в сфере
медицины по предоставлению услуг гемодиализа. Соглашение
между Министерством здравоохранения КР и международной компанией Fresenius Medical Care (Германия), которая была выбрана по
результатам проведения международного конкурсного тендера,
было подписано 15 августа
IFC является единственной многосторонней организацией, напрямую предоставляющей правительствам консультационные услуги для структурирования и осуществления ГЧП. На сегодняшний день IFC реализовала более 200 проектов ГЧП в сфере транспорта, грузоперевозок, авиаперевозок, здравоохранения, образования, водоснабжения, санитарии, бытовых отходов, централизованного теплоснабжения и электроэнергии по всему миру.
Какие перспективные проекты можно было бы реализовать через ГЧП, и что мешает более активной работе в данной сфере, наша беседа с руководителем IFC в Кыргызстане Мартином Негеле.
- Господин Негеле, какую пользу принесет кыргызстанскому пациенту ГЧП проект по гемодиализу?
- Во-первых, теперь качество этой процедуры в Кыргызстане будет на уровне международных стандартов. До этого только единицы могли себе позволить поехать в Турцию или другие страны и получить ее на соответствующем уровне. Сегодня все нуждающиеся смогут получить те же стандарты, что и в Европе, не выезжая из Кыргызской Республики. И это стало возможным исключительно благодаря той воле и упорству, которые проявил министр здавоохранения Талант Батыралиев. Во-вторых, появятся новые медицинские центры в Бишкеке, Оше и Джалал-Абаде, будет завезено новое оборудование, появятся новые рабочие места. И в-третьих, наши врачи и медицинские работники смогут повысить свою квалификацию.
- В конце прошлого года на круглом столе «Привлечение частных инвестиций в Кыргызской Республике при помощи государственно-частного партнерства (ГЧП)» речь шла о проектах развития аэропорта, строительства школ, в сфере энергетики. Почему?
- Потому что эти сферы являются одними из перспективных для ГЧП. Мы хотели показать возможности таких проектов, то, как они успешно реализуются в других странах. К примеру, мы ведем переговоры с Министерством образования КР по поводу строительства 20 новых школ в различных регионах страны путем ГЧП.
- А какая польза частнику от этого?
- Финансовая, конечно. Например, давайте посмотрим на ГЧП проект по школам. Оговорюсь сразу: образование, как и раньше, будет предоставляться государством, частный партнер будет только строить школу по самым современным технологиям и создавать условия для функционирования школ: производить ремонт, отвечать за то, чтобы хорошо работала вся инфраструктура. Частного партнера государство будет подбирать по результатам тендера, выиграет та компания, чей проект будет лучшим, а стоимость низкой. Частная компания должна будет построить школы максимально качественно и эффективно, а также обеспечивать функционирование школы в течение многих лет. Государство восполняет частной фирме вложенные средства в течение определенного периода времени. В результате страна получает современные и качественно построенные школы, Министерство образования и администрация занимаются только образовательным процессом, родителям не придется собирать средства на ремонт школ, частная фирма получает работу, а дети - возможность учиться в комфортных условиях.
- Где уже были реализованы подобные проекты?
- В Бразилии и в Косово. В этих странах они показали максимальную эффективность. Государство успешно реализовало программы по строительству детских образовательных учреждений, здания стали лучше, качественнее, а государственные стандарты повысились.
- На круглом столе выяснилось, что в принятый в 2012 году закон о ГЧП вносят изменения. Почему? Ведь это вновь затягивает процесс реализации проектов.
- Действительно, закон был принят в 2012 году, однако только недавно был реализован первый проект ГЧП. Это вполне приемлемо для разных стран, так как для реализации проектов ГЧП необходимо понимание всех механизмов. В процессе работы над проектом ГЧП по гемодиализу мы получили уроки и, исходя из практического опыта, предложили свои рекомендации по улучшению закона. Главное - начать работать над реализацией, а не реформировать до идельного состояния законадательство. Также можно сказать, что реализация первого проекта всегда занимает много времени, так как происходит обкатка закона о ГЧП, который прежде никогда не был использован. Многие министерства и ведомства, участвовавшие в реализации проекта ранее, не имели такого опыта, поэтому принятие решений со стороны государственных органов занимало больше времени, чем многие ожидали.
- Почему с 2012 года больше не было реализовано проектов ГЧП, кроме одного?
- Нельзя сказать, что совсем не реализуется, так как хотя бы один проект уже есть. Необходимо учитывать несколько факторов. На реализацию проекта необходим как минимум один год. Но в Кыргызстане в течение одного года несколько раз меняется состав правительства. В отставку уходят чиновники, которые занимались проектом и принимали решения, приходят другие, с которыми нужно заново начинать весь процесс согласования. Поэтому сложно организовать какие-либо долгосрочные проекты при частой сменяемости правительства.
Население ожидает чудес, но надо понимать, что в целом проекты ГЧП - это сложные и комплексные проекты. Для того чтобы обеспечить баланс между государственными интересами, обществом и частным инвестором, привлечь подходящего инвестора, который согласится инвестировать в проект, найти общий язык и заключить договор, требуется много ресурсов, значительный опыт и долгосрочная политическая воля.
Несколько лет, чтобы реализовать первый проект, по нашему опыту, это нормально. Конечно, хочется больше, и правительство активно этим занимается. Поэтому мы провели круглый стол с участием премьер-министра, чтобы совместно уже нарабатывать опыт и посмотреть на международную практику.
- Какие примеры удачного сотрудничества можете привести?
- Аэропорт «Королева Алия» в Иордании – отличный пример успеха, которого можно достичь при помощи ГЧП даже в маленькой стране: проект позволил создать пассажирский терминал стоимостью в 1 млрд долларов, улучшив качество услуг для пассажиров, и принеся более 250 млн долларов в государственный бюджет за первый год.
Поэтому и в Кыргызстане мы считаем, что необходимо начинать с аэропорта “Манас”, это ворота страны, все туристы прилетают сюда. Со своей стороны, мы заинтересованы в ГЧП для аэропорта «Манас», как с точки зрения предоставления правительству высококвалифицированной консультационной помощи по ГЧП, так и потенциальных инвестиций в консорциум, выбранный в ходе тендера.
- Уже начали переговоры о том, как с помощью ГЧП реализовать этот проект?
- IFC обсуждает с государственными органами, как мы могли бы оказать содействие и привлечь квалифицированного инвестора. Нашей рекомендацией всегда является проведение открытого тендерного процесса для обеспечения конкуренции и получения наиболее оптимального предложения для государства.
- А какие перспективы по энергетике?
- Совместно со Всемирным банком мы оказываем поддержку энергетической отрасли, в частности, в реформировании тарифов, улучшении нормативной базы отрасли, обеспечении продвижения рыночных реформ и привлечении частных инвестиций. Эти усилия направлены нареализацию высокого потенциала энергетического сектора страны. В этой связи, мы рассматриваем вопросы реализации ГЧП проектов по средним и большим гидроэлектростанциям, а также солнечной энергетике с целью удовлетворения увеличивающегося спроса на энергию, содействия экспорту кыргызской электроэнергии и увеличению доходов от энергетической отрасли в государственный бюджет.
- Например, на недавнем круглом столе было презентовано исследование по ГЧП в солнечной энергетике в Кыргызской Республике. Наглядно и в цифрах было представлено, насколько выгодно в Кыргызстане развивать солнечную энергетику. Хотя бы потому, что строительство солнечных объектов для выработки энергии в три раза быстрее, чем ГЭС. Всего 6 месяцев. Кроме того, в Кыргызстане один из самых высоких уровней солнечного излучения в Центральной Азии. И с каждым годом снижается цена на оборудование для выработки солнечной энергии.
На сегодняшний день Грузия является хорошим примером по ГЧП в энергоотрасли. Несколько лет назад мы начали там реализацию проектов по ГЧП, провели реформы, помогли найти инвесторов.
- На что следует обратить внимание отечественным инвесторам, которые захотят принять участие в ГЧП в различных проектах?
- В ходе реализации этого проекта мы увидели, что бизнес готов к сотрудничеству в формате государственно-частного партнерства, а государство в свою очередь поддерживает такие инициативы. Для частного сектора интересно инвестировать свои средства в те проекты, где есть постоянный и надежный заказчик в лице государства. При этом государство решает проблему доступности медицинской помощи не в одиночку, а в партнерстве с заинтересованным бизнесом.
В то же время мы отметили для себя, что недостаточно стимулов для активного развития государственно-частного партнерства. В том числе не до конца проработана законодательная база по данному вопросу. Государству необходим инструментарий для объективной оценки эффективности ГЧП и его преимуществ по сравнению с системой закупок. В свою очередь инвесторы ждут от государства расширения участия бюджета в новых проектах и налоговых преференций. Бизнес, например, приходя в медицину, берет на себя колоссальные риски, особенно в условиях текущей экономической ситуации. Поэтому, несмотря на текущие трудности, нужно отдать должное инвестиционному климату страны, раз такое стало возможным.
- Как, по Вашему впечатлению, настроено правительство Сапара Исакова к реализации ГЧП?
- Я думаю, очень позитивно. У нас многолетний опыт сотрудничества с различными ведомствами. После того как премьер-министром стал Сапар Исаков, мы увидели его высокую приверженность к использованию ГЧП в реализации стратегических проектов. Кыргызстан с его большими потребностями в инфраструктурных инвестициях и ограниченности бюджетных средств нуждается в том, чтобы таких инициатив и проектов становилось все больше. Помимо такого важного аспекта, как привлечение капитала для инвестиций в инфраструктуру и разделение рисков, ГЧП также помогает в развитии инноваций, создании рабочих мест и обеспечении экономического роста. По этой причине правительства многих стран сделали ГЧП центральным элементом своей стратегии развития. В своем выступлении в ходе недавнего круглого стола по вопросам ГЧП премьер-министр отметил важность привлечения инвесторов и местных, и зарубежных путем ГЧП. И это очень важный посыл.
Интервью подготовила Лейла Саралаева