Столичная школа-гимназия №67 стабильно занимает высокие позиции в топах лучших муниципальных школ по итогам ОРТ, по количеству золотых медалистов. Учиться тут престижно, в школу стремятся пристроить своих детей жители самых разных районов города.
Побеседовать о перспективах и проблемах сегодняшней системы среднего образования мы решили с директором этой гимназии Светланой Керимкуловой.
- Светлана Мусаевна, изменилась ли сегодня роль образования в нашей жизни? Нужны ли стране образованные люди?
Образование – тот надежный фундамент, на котором строится благополучие каждого человека. Мы делаем все необходимое для того, чтобы наши дети могли получить глубокие знания, реализовать свои таланты и удовлетворить свои образовательные потребности. Именно сегодняшним школьникам решать, каким будет завтрашний день, наше с вами будущее.
- Как меняются наши дети?
- Раньше дети читали, хоть как-то. Интересовались очень многим. И слушали учителя. А сейчас завладеть вниманием учеников стало в разы сложнее. Это, с одной стороны, делает профессию учителя сложнее. Но ведь и интереснее…
- Почему они такие, чего им не хватает?
- Любви мамы и папы им не хватает. Потому что родители либо загружают детей по самую маковку различными дополнительными занятиями и совсем не занимаются с ними сами, либо вообще отсутствуют. Время нынче такое, многие выезжают на заработки или очень заняты добыванием хлеба насущного тут, на родине. Но это очень сильно сказывается на детях. Им так не хватает любви родителей, что это уже клиническая картина.
- Это так. Хотя каждому из нас хотелось бы вернуться в золотое детство в первую очередь потому, что любовь родителей нам нужна и во взрослом возрасте…
- Знаете, счастливое детство нельзя вернуть, но его можно подарить своим детям. Или ученикам. Вот это – основная задача наших педагогов. И, конечно, родителей. За деньги счастья не купишь, многие из нас это основательно подзабыли.
- Как считаете, какие функции несет современная школа, кроме самой образовательной программы?
- Очень многие. Это даже не перечислишь так быстро, как хотелось бы. Смотрите сами: формирование информационной культуры учащихся и создание условий для раскрытия творческих способностей школьников, всестороннее и гармоничное развитие личности, социализация личности гражданина Кыргызстана – задачи школы.
Важнейший навык для человека сегодня – создание жизнеспособной индивидуальности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и самому себе, личности, способной жить в новом демократическом обществе, – тоже на наших плечах. На хрупких плечах педагогов, а это ведь почти всегда женщины, сегодня лежит возрождение интеллектуального, духовного и творческого потенциала нашего народа.
Именно нам общество делегировало воспитание свободных граждан с развитым творческим отношением к миру, способных к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству. Привитие понимания основ безопасности жизни и формирование стремления к здоровому образу жизни – тоже на плечах школы. И это только часть задач.
- О чем больше всего болит голова лично у Вас?
- О безопасности учеников! О физической безопасности, потому что времена нынче сложные. О криминогенной обстановке. Но самый большой ужас у меня вызывает ситуация с транспортной безопасностью. У нас такое дорожное движение, что иногда хочется его просто не видеть. А многие дети добираются в школу и из школы сами. Каждую историю о ДТП я воспринимаю как личную трагедию. Это просто ужасно.
- А вы своих учеников обучаете основам безопасности на дороге?
-
Обучаем, конечно. Огромное внимание уделяем этому вопросу. Но понимаете, дети
смотрят на родителей в первую очередь. А что мы видим на улицах города то и
дело? Мы видим, как то одна, то другая молодая мать переходит дорогу в
неположенном месте, на руках один ребенок, сзади плетется второй. Чему они
учатся в этот момент? Они учатся пренебрегать как собственной безопасностью,
так и безопасностью окружающих. Это огромная проблема, которая выходит далеко
за рамки собственно правил дорожного движения.
- У вас в школе, насколько я знаю, учатся дети довольно-таки состоятельных родителей…
- Нет, самые разные социальные слои у нас учатся. Самые разные дети.
- Скажите, а социальное расслоение сильно ощущается в школе?
- Ничего подобного. Это хорошая новость, и я должна сказать, что эта детская болезнь нашего общества – «соревнование кошельком», показная демонстрация богатства – похоже, через поколение-другое уйдет в прошлое. Дети сегодняшнего дня не кучкуются по уровню достатка, они не ищут себе друзей по этому принципу и не травят малышей из бедных семей.
- Как же они ищут друзей сегодня?
- По интересам. Дети стали практичнее, что ли. Блестящими побрякушками и ценниками уже никого не удивишь. Востребованы стали способности и таланты. Подростки остались подростками, но достатком родителей друг у друга перед лицом они уже не трясут. Во всяком случае, намного меньше, чем дети прежних поколений.
- Новые талантливые учителя приходят в русло вашей не самой сегодня престижной и денежной, скажем так, профессии?
- Это больная тема. К сожалению, педагогическое образование сегодня получает слишком много случайных людей. Они рассчитывают, что просто получат диплом, галочку о наличии высшего образования, а потом устроятся в коммерческие структуры и там будут грести деньги лопатой. Но это, так скажем, не всем удается. И они приходят в школу, по специальности. Где-то же им надо работать. Прямо скажем, это большая проблема.
- Что с ней делать?
- Надо ужесточить отбор абитуриентов на педагогические специальности. Это же будущее нашей страны!
- Но есть ведь и те, кто подает надежды?
- Конечно, есть!
- Что хотели бы сказать сейчас кыргызстанским педагогам – тем, кто отдает себя детям целиком?
- Уважаемые
наши педагоги! Благодаря вам, инициативным, творческим, преданным своей
профессии, сохраняются лучшие традиции, которые сложились в нашей стране. Вы
отдаете весь свой богатый опыт, чтобы дети получили качественное, отвечающее
всем современным стандартам, образование. Ведь хорошее образование сегодня –
это уверенность в своих силах, ключ к успешной самореализации и карьере.
Поэтому я желаю каждому педагогу творческих учеников, каждому образовательному
учреждению – развития.
- А родителям?
- Ох… Дорогие родители, желаю вам мудрости и терпения. Пусть дети всегда радуют вас своими успехами и победами. Любите их, пожалуйста. Пусть будет так.
Беседовала Светлана Бегунова