Среди победителей конкурса «Сердце отдаю детям» в минувшем году есть учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 37 города Бишкека Вера Олеговна Черненко. Интервью с ней для «Новых Лиц» уместилось в большую перемену и затронуло целый ряд очень непростых вопросов.
- Вера Олеговна, скажите, а русский язык все еще необходим школьникам Кыргызстана как один из основных школьных предметов?
- В учебных заведениях преподавание ведется как на кыргызском, так и на русском языке. Неплохое высшее образование, доступное нашим ребятам, в том числе в странах ближнего зарубежья, тоже можно получить именно на русском языке. Многие дети мечтают учиться в российских вузах.
И процесс интеграции со странами-соседями развивается, несмотря ни на что, очень активно. Русский – язык, на котором говорит огромная часть Евразийского континента, шестая часть суши на Земле, и это – наши соседи, у нас общие культурные и социальные корни. Это язык межнационального общения, от этого никуда не деться. Конечно, наши дети без него не обойдутся. Я тут, заметьте, даже не упоминаю наших трудовых мигрантов, потому что их потребность в русском языке очевидна. Русский язык – значимая часть всей культуры Кыргызстана, он имеет большое значение для всего нашего народа. Без оглядки на этническую принадлежность.
- Межнациональное согласие навсегда – реальность в Кыргызстане? Что нужно сделать для укрепления единства народа?
- Отсутствие согласия – вот что нереально, неестественно для всех нас. НЕСОГЛАСИЕ никогда не станет у нас нормой. А чтобы даже намека на размежевание избежать, нам необходимо хорошо знать культуру и язык и кыргызского, и русского народа. Дети должны понимать друг друга с малых лет, а со школьной скамьи у учащихся должно формироваться представление о культуре, традициях всех народов Кыргызстана. Вот тут замечу, как нам не хватает наших, отечественных учебников по литературе. Очень не хватает.
- А русская литература – это не устаревший предмет?
- Устаревший, говорите? Чем заменим? Чатами в мессенджерах? К тому же, у нас предмет называется «русская литература», а изучаем мы и кыргызских писателей и поэтов, и зарубежных. При этом у нас все идет в сопряжении, в интеграции. Например, русский фольклор изучаем параллельно с кыргызским. Ученики знакомятся со сказками, легендами, пословицами и поговорками и сопоставляют произведения разных народов. При этом они учатся анализировать, думать, понимать. Читая произведения, они видят, что сказочные сюжеты и герои, сценарии поведения тех или иных персонажей кочуют из одного этноса в другой. А значит, общечеловеческие ценности у наших народов одинаковые: добро везде стремится победить зло. То есть это еще и нравственное воспитание, так необходимое нам сегодня.
Если рядом грамотный педагог, дети начинают понимать, что та же сказка «Курочка ряба» не так уж проста, она – о непрочности, иллюзорности материальных благ, о торжестве живого, настоящего над призрачным, неверным миром, где ценятся только деньги. И рядом с хорошим преподавателем ребенок учится понимать текст. А вместе с этим получает навык понимания любого информационного пласта. Вот этот процесс вы назвали устаревшим? Да это самый необходимый навык для современного человека – научиться ориентироваться в мире информации, воспринимать все критично, видеть истинный смысл.
- И как, доходит?
- Доходит. Если учитель хочет и умеет донести, и может привести примеры из жизни.
- Цифровой формат нынешней жизни, доступность Интернета – это благо или зло?
- Это просто форма обмена информацией между людьми. Новое – это объем и скорость, вот к этому нам всем надо приспособиться. А так – все это в мире уже было и есть тысячи лет. Ничего особенного на самом деле не происходит. Вы знаете, как Интернет иногда облегчает жизнь учителя? Недавно у нас был диктант про лося. Вы себе представляете лося?
- Да, конечно… В кино видела, по телевизору и в зоопарках, в разных городах…
- А многие современные дети не видели. И не представляют. Кабинет, где я работаю, оснащен мультимедийным оборудованием и выходом в Интернет, я им сразу же нашла в Интернете и фото, и видео «главного героя» и показала. Разве это не отличное преимущество? Молниеносный доступ к развернутой информации – это же прекрасно.
- Большие литературные произведения нужны современным детям? Они их осиливают?
- Честно говоря, не очень осиливают. Не читают они, увы. В массе своей, конечно, есть исключения. И в школьной программе больших произведений не очень-то и много на сегодняшний день осталось. Но надо этот процесс стимулировать.
- Как?
- Да элементарно. Моему сыну 8 лет, он учится в третьем классе. Пока он 30 страниц не прочтет, он телефон свой не получает. Так и читаем каждый день. Кстати, огромное значение имеет и личный пример. Если родители не читают, и дети не будут читать.
- Заставлять ведь неполезно… Это вызывает протест и отвращение…
- Вы читаете книги?
- Да. Разумеется. Ежедневно. Это самый лучший способ отдохнуть, перезагрузиться, увидеть со стороны свою жизнь, вообще это лучшее времяпрепровождение…
- А в школе вас учителя читать заставляли?
- Да, как всех…
- Где Ваши протест и отвращение? Вкус к чтению всегда прививается через некоторое усилие. Сам он не появится. Его надо сформировать. А потом человек поймает это удовольствие и уже не сможет без него обходиться. Не надо считать, что все методики и программы, работавшие десятилетиями, были глупы и бессмысленны.
- Цифровизация нашей жизни серьезно сказалась на процессе образования?
- Просто надо заговорить с учениками на их языке. Владеть всем этим цифровым пространством так же, как и они, и даже лучше. Ничего страшного тут нет. Иногда нам, учителям, в этом смысле приходится бежать за нашими детьми и даже брать у них на первых порах консультации…
- Это не вредит авторитету учителя?
- Нет, конечно. Я же не по предмету, который преподаю, консультации беру. Наоборот, это формирует атмосферу взаимного доверия. Современному учителю, 40 ему лет, 25, 60 – не важно, - необходимо в полной мере понимать нынешний «цифровой формат». Иначе он будет получать от учеников списанные с Интернета готовые домашние задания и пребывать в счастливой иллюзии, что его дети прекрасно подготовлены. А потом во время проверочных работ обнаруживать, что они ничего не знают. Я своим пятиклашкам каждый раз преподношу сюрприз. Открываю в классе на экране то готовое домашнее задание, которое они скачали в Интернете и переписали. И объясняю, что за хорошо списанную работу можно поставить «тройку». Смело. А сделанное собственноручно задание я узнаю, у меня волшебная лупа есть…
- А в чем секрет, как определить, списал или сам сделал?
- Вот так я Вам сейчас все секреты и раскрою, чтобы мои ученики почитали и приспособились!.. (Улыбается – ред.)
- Что посоветуете читать взрослым людям, которые хотят развить свою речь, особенно тем, для кого русский язык – второй, не родной?
- Сказки Пушкина. Недавно меня подвозил таксист, спросил, кем я работаю. Потом попросил посоветовать, что надо читать, чтобы лучше говорить по-русски. Я ему дала тот же совет.
- Что в нем такого особенного, в Пушкине? Почему он «наше все»?
- Доступность и выразительность языка. Мы все еще понимаем Пушкина без словаря, даже если отдельные устаревшие слова нам непонятны. Понимают и те, для кого русский язык не родной. С другими классиками русской литературы все не так однозначно в этом смысле. Весь современный русский язык начинается с Пушкина.
- Что посоветуете современным родителям, которые хотят привить детям вкус к чтению?
- Читайте вместе с детьми.
Беседовала Светлана Бегунова