«Процесс выдвижения проекта поправок Конституции, их обоснования и продвижения явно показал роль и место парламента в системе органов государственной власти. Лояльность лидеров парламентских фракций к президенту, за некоторым исключением, выглядит почти стопроцентной, независимо от сути обсуждаемого вопроса, пусть даже и такого важного, как Конституция», – эксперт Тамерлан Ибраимов, специально для CABAR.asia, анализирует законодательные инициативы Жогорку Кенеша Кыргызстана.
Знаковые инициативы
ЖК VI созыва, как и все предыдущие составы, занимался и занимается рутинной законотворческой деятельностью, без которой не может существовать ни одно государство. Однако знаковыми законопроектами, по которым можно определять основные тенденции в его работе, являются те документы, которые получают широкую огласку, поддержку или, наоборот, неприятие, по которым разворачиваются широкие дискуссии в обществе.
Одной из самых заметных законодательных инициатив стало предложение депутата от фракции «Онугуу» Т. Икрамова. Он внес предложение, согласно которому для высвобождения времени для чтения намаза нужно увеличить длительность обеденного перерыва в пятничный рабочий день. Эта инициатива вызвала целую волну дискуссий, которые вышли далеко за пределы парламента. Против, увидев в этом опасность исламизации страны, выступили многие политики, общественные деятели и активисты. На сторону Т.Икрамова встали ряд общественных и религиозных деятелей. В частности, Чубак ажы Жалилов в своем телевизионном обращении весьма резко высказался в отношении тех, кто не поддерживает эту инициативу. За это выступление он получил в качестве ответа множество нелицеприятных отзывов от гражданских активистов. Инициатива Т.Икрамова не получила поддержки при обсуждении в парламентском комитете и большинством голосов была отклонена.
Еще одной заметной законодательной инициативой депутатов, теперь уже от парламентской фракции «РАЖ», стало внесение изменений в Закон «О статусе депутатов ЖК». Этим законопроектом предлагается существенно сократить депутатские льготы и привилегии. Напомним, что весной 2015 г. в Кыргызстане возникло общественное движение «За отмену льгот и привилегий депутатов ЖК». Инициативы движения получили большую поддержку среди общественности. Перед парламентскими выборами 2015 г. большинство идущих на выборы партий по предложению этого движения подписали меморандум, согласно которому они брали на себя обязательство законодательно отказаться от необоснованных льгот и привилегий. Однако, придя в парламент, победившие партии практически сразу забыли о своих обещаниях. Законодательное предложение «РАЖ» не было поддержано с первого раза. Тем не менее, под давлением общественности и после переголосования инициатива об отмене льгот все же была принята в первом чтении. В настоящее время законопроект находится на стадии дальнейшего обсуждения.
Также заметной в обществе законодательной инициативой парламента явилось предложение изменить Закон «О некоммерческих организациях». Этот законопроект достался в «наследство» от депутатов V созыва, где одним из его главных инициаторов был Турсунбай Бакир уулу. Отказываться от него депутаты VI созыва просто так не хотели. В народе этот законопроект получил неофициальное название «закон об иностранных агентах», потому что во многом копировал аналогичные статьи российского закона и был направлен на ужесточение государственной политики в отношении НПО. После достаточно долгих и бурных дебатов, в которых принимали участие как политики, так и гражданские активисты, парламент 65 голосами из 111 отклонил законопроект.
Другой получившей большой общественный резонанс законодательной инициативой стало предложение депутата от СДПК Кожобека Рыспаева внести поправки в закон о СМИ и запретить иностранцам учреждать в Кыргызстане средства массовой информации. Против выступило журналистское и правозащитное сообщество. В ответ на это была выдвинута новая редакция законопроекта. Запрет теперь касался только телеканалов – учредителями ТВ-компаний могут быть только кыргызстанцы и местные компании, иностранные доли в которых не превышают 35%. Эксперты в медиасфере, гражданские активисты отмечали, что законопроект может угрожать свободе слова, а также указывали на то, что эта инициатива во многом напоминает схожий российский закон. Бурные дискуссии продолжились. На сегодняшний день законопроект принят в первом чтении.
Широкий резонанс в обществе получила инициатива лидера «Ата Мекена» Омурбека Текебаева. На общественное обсуждение им был вынесен законопроект о реконструкции и развитии исторического центра Бишкека. В обосновании законопроекта О.Текебаев заявил, что право на частную собственность не является абсолютным: «в интересах государства и местного сообщества возможен снос старых и ветхих зданий на основании решений суда». Общественность практически сразу в штыки приняла эту инициативу. Она усмотрела в ней желание олигархов вопреки праву на частную собственность и под предлогом интересов государства подешевле (по хоть и определяемым независимыми оценщиками, но фиксированным ценам) забрать дорогую недвижимость и, построив там дома, продавать квартиры уже далеко не по фиксированным, а рыночным ценам. Неприятие этого законопроекта было настолько сильным, что появилась даже инициатива по отзыву мандата депутата О.Текебаева. В результате законопроект был отозван самим автором.
Парламент инициировал, но ответственность не взял
Но, пожалуй, наиболее резонансной инициативой парламента, а точнее лидеров 5 фракций из 6, можно назвать внесение предложения о реформе Конституции. Эта инициатива, по сути, расколола общество на две части. Сторонники изменений, формально возглавляемые парламентскими фракциями, а фактически ведомые президентом и его администрацией, заявили, что можно менять Конституцию через всенародный референдум. Противники, напротив, уверены, что есть мораторий на изменения до 2020 г., и он касается в том числе и такой формы смены Конституции, как референдум.
Кроме того, разгорелись дискуссии вокруг содержания норм, предлагаемых для внесения в Конституцию. Те, кто за изменение Основного закона, предлагают следующие нормы: ограничение роли Конституционной палаты как высшего органа конституционного надзора; отказ от гарантий нелишения гражданства Кыргызстана; внесение норм об отмене тайны переписки и переговоров для судей; некоторое усиление роли премьер-министра (ПМ) и снижение возможности парламента по отправке ПМ в отставку; введение норм о возможности совмещения мандата депутата и портфеля ПМ и вице-премьера; введение норм о «высших ценностях государства» и ряд других новшеств. При этом принципиально существующая форма правления, согласно предлагаемым поправкам, не изменится, поскольку президент остается всенародно избираемым и по-прежнему контролирует «силовой блок».
Сторонники стабильности Конституции, выступающие за то, чтобы ее не трогали до 2020 г., заявляют о нарушении моратория, о сумбурности и плохой проработанности поправок, об опасности ущемления прав человека, а также о нарушении системы сдержек и противовесов в предлагаемом проекте.
Характерно, что лидеры парламентских фракций, выступившие с законопроектом об изменении Конституции, сами практически не защищают этот проект, а скромно отсиживаются в стороне. Ответственность за предлагаемые поправки и их защиту фактически взяли на себя президент и его администрация, хотя по закону президент не имеет права законодательной инициативы.
У ЖК свой распорядок
Таким образом, обсуждая в целом деятельность Жогорку Кенеша, следует еще раз отметить, что работа законодательного органа наглядно показывает, как она существенно зависит от того, каким образом формировался этот орган, какие люди в нем заседают и какие цели они ставят перед собой, кому депутаты обязаны своими мандами: олигархам или своим идеологическим программам, понравившимся избирателям.
Процесс выдвижения проекта поправок Конституции, их обоснования и продвижения явно показал место и роль парламента в системе органов государственной власти. Лояльность лидеров парламентских фракций к президенту, за некоторым исключением, выглядит почти стопроцентной, независимо от сути обсуждаемого вопроса, пусть даже и такого важного, как Конституция.
Значительную часть работы парламента занимают законопроекты, направленные на формирование или изменение личной и семейной культуры (например, ограничение расходов на празднества или запрет нике до загса); ограничения в сфере гражданского общества (например, закон «об иностранных агентах», или запрет на определенную долю иностранных лиц в СМИ); продвижение интересов крупных бизнес-компаний и т.п.
Деятельность ЖК трудно назвать скучной. Страсти кипят. Дискуссии, привлекающие внимание обывателя, идут одна за другой. Однако экономических успехов или реальных реформ, например, в сфере борьбы с коррупцией, почему-то как не было, так и нет.
В заключение следует сказать о недавней весьма показательной инициативе парламента, хотя ее и нельзя назвать законодательной. Выйдя на работу после двухмесячных каникул, депутаты тут же объявили перерыв и отправились на Иссык-Куль, где проходили Всемирные игры кочевников. Игры кочевников - это по-настоящему замечательно, но причем тут депутаты? Похоже, что законы, в том числе Трудовой кодекс, написаны не для них. Так и работает ЖК VI созыва по принципу: законы - это для народа, а мы живем по собственному распорядку.
Автор: Тамерлан Ибраимов, директор Центра политико-правовых исследований (Кыргызстан, Бишкек).