Кыргызстан & Казахстан: где свет в конце тоннеля?

08:30, 27 Октября 2017

Пути решения и перспективы развития кыргызско-казахского кризиса – одна из самых животрепещущих тем на сегодня. Беспокоит этот вопрос граждан обоих государств по обе стороны границы.

Все началось, напомним, 10 октября. После резкого высказывания президента Атамбаева в адрес казахского главы, спровоцированного встречей Назарбаева с Омурбеком Бабановым, граница оказалась практически на замке.

Сначала огромные очереди образовались на КПП “Ак-Жол”. Но, если пассажиров медленно, но пропускали, критическая ситуация до сих пор сохраняется на КПП “Ак-Тилек”. Там очередь из большегрузов растянулась на 9 км.  В том числе наши водители на большегрузах не могли пересечь и российско-казахскую границу на посту «Озинки-Семиглавый Маар». Люди проводили в очереди по шесть-семь часов, это те, кто пересекал границу пешком. А очередь из автомобилей продвигалась на одну машину за 2 часа. Официально ужесточение процедуры пересечения границы Астана объяснила проведением плановой спецоперации по выявлению нарушений. А также опасениями беспорядков, которые Бишкеку пророчили к выборам. Однако выборы прошли более чем спокойно, но граница осталась почти непреодолимым препятствием.

С казахской стороны одна женщина – гражданка Казахстана – скончалась в очереди от инсульта. Эта трагическая история подчеркнула, что власти Казахстана пустят в расход ради утоления своей спеси и обиды не только рядовых кыргызстанцев, но и своих собственных граждан.

Самое главное – местные кыргызские власти, простые люди, бизнесмены тут же поспешили на помощь к дальнобойщикам, застрявшим на границе. «Да нас просто закармливают, горячее каждый день. Сами казахи и белорусы говорят, что где бы и когда бы ни стояли, никто и никогда так не делал. В этом отношении киргизы молодцы!» - говорят водители в интервью одной из московских газет. Что тоже показательно.

Пока ситуация не урегулировалась, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев выделил 1 млн сомов на питание автоперевозчиков, стоящих в очереди на кыргызско-казахской границе. Об этом сообщила пресс-служба президента.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию на КПП кыргызско-казахской госграницы и предстоящее похолодание в республике, Алмазбек Атамбаев, 26 октября, подписал распоряжение, согласно которому из Президентского фонда социальной защиты и поддержки выделено 1 млн сомов на обеспечение организации питания автомобильных перевозчиков, осуществляющих международные грузовые перевозки автомобильным транспортом и находящихся в очереди на границе. 

Кризис получил свое развитие. Через несколько дней Минсельхоз нашей страны объявил о начале ремонта на Кировском водохранилище. Из него Кыргызстан использует всего 12 процентов воды, остальное поступает в Казахстан. Специалисты предупредили – будет спуск, до мертвого объема. Приграничным казахским поселениям это грозит сначала форменным потопом, а потом отсутствием урожая на следующий год.

Впрочем, это обострение никому не нужно. Имеются в виду граждане двух стран, конечно. 18 октября в Астану поехал премьер-министр Сапар Исаков с огромной делегацией министров и других чиновников. Сапар Исаков встретился со своим казахским коллегой Бакытжаном Сагинтаевым. Премьер-министры провели совещание в узком и расширенном форматах. Вели переговоры о пограничном, транспортном, фитосанитарном и ветеринарном контроле, таможенном и налоговом администрировании с учетом норм и правил ЕАЭС и ВТО.

На тот момент стороны договорились с ноля часов 19 октября обеспечить приоритетный порядок пересечения казахско-кыргызской границы, особенно на Кордае, пеших физических лиц, для граждан с личным багажом, регулярных пассажирских рейсовых автобусов, легковых машин и порожних грузовых автомобилей.

«Кроме того, принято решение о создании рабочей группы под председательством первых заместителей премьер-министров Казахстана и Кыргызстана для подготовки в течение пяти дней совместной «Дорожной карты». После ее принятия стороны обязуются неукоснительно выполнять достигнутые договоренности», - сообщили в пресс-службе нашего правительства.

Во время переговоров Сапар Исаков напомнил коллеге, что Кыргызстан и Казахстан – члены одного экономического Союза.

- Мы готовы к конструктивному диалогу. Я считаю, что не бывает нерешаемых вопросов, все они должны рассматриваться в конструктивном ключе, - сказал премьер. - Братские чувства между Кыргызстаном и Казахстаном должны постоянно укрепляться, а двустороннее сотрудничество – развиваться, как прежде.

Экспертное сообщество смотрит на инцидент гораздо шире, чем в рамках примитивной казахской реакции на резкость Атамбаева.

«Мне непонятно, с чем это связано, но лично я далек от мысли, что такое распоряжение было спущено сверху. Нурсултан Назарбаев был инициатором создания Таможенного союза и ЕАЭС и принимал активное участие в интеграционных процессах, - рассуждает президент Ассоциации рынков, предприятий сферы услуг и торговли Сергей Пономарев. - Предприниматели несут большие потери. Грузовики, которые дожидаются своей очереди на границе, перевозят скоропортящиеся продукты. Конечно же, из-за задержки грузов срываются контракты. Ущерб пока не подсчитан, но, по оценочным данным, он будет колоссальным».

Некоторые высказывания еще резче. «События на кыргызско-казахской границе подвергают сомнению саму идею геополитического проекта ЕАЭС. В любом экономическом союзе должна быть зона свободной торговли, свободное передвижение человеческих ресурсов, товаров, услуг и капиталов. Независимо от политических течений эти правила должны действовать. Иначе союз не существует.

 Если не будут открыты границы между Кыргызстаном и Казахстаном, то будущее этого проекта – ЕАЭС – под большим вопросом. Все видят, что через кыргызско-казахские отношения ЕАЭС проходит тест на жизнеспособность. Любой экономический союз существует за счет того, что в нем нельзя остановить экономические процессы. А все дело в том, что в политике Казахстана появился кыргызский дискурс. Это связано с укреплением кыргызско-узбекских отношений напрямую. Кыргызстан стал геополитическим игроком в Центральной Азии, и это происходит несмотря на то, хотят соседи этого или нет», - считает политолог, эксперт по международным делам Эдил Осмонбетов.

Между тем депутаты Жогорку Кенеша 25 октября направили на голосование законопроект о денонсации соглашения с Казахстаном о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции, подписанное в 2016 году. Напомним, 23 октября Министерство иностранных дел Кыргызстана официально уведомило казахстанскую сторону о начале внутригосударственных процедур по денонсации Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Кыргызской Республики о развитии экономического сотрудничества в условиях экономической интеграции от 26 декабря 2016 года и соответствующих протоколов к нему. Голосованием предложение без обсуждения набрало 69 «за» и 2 голоса «против».

Вице-премьер-министр Дуйшенбек Зилалиев прокомментировал журналистам предысторию вопроса. Техпомощь от Казахстана нескоро бы поступила в КР, сообщил он. «Мы для себя решили, что не должны ждать. На эти средства ветеринарные лаборатории хотели построить. На сегодня 172 млн сомов выделено из бюджета, 14 лабораторий на стадии завершения. Из бюджета и внешних источников постараемся найти средства», - сказал он.

Казахский МИД отреагировал уязвленным комментарием, но хорошо понятно, что жест дошел до понимания казахской стороны: «Эти средства могли быть выделены и раньше, однако процесс предоставления кыргызской стороной необходимых документов и соответствующих смет затянулся».

Свет в конце тоннеля вроде бы появился в Ереване, куда 24 октября отправился с рабочим визитом Сапар Искаков. Там он и его казахский коллега обсудили итоги переговоров правительственный делегаций КР и РК на уровне первых вице-премьер-министров по разработке проекта дорожной карты. Затем встреча продолжилась в расширенном составе с участием членов официальных делегаций двух стран.

На встрече не был подписан проект дорожной карты, состоящей из 48 пунктов, которая помогла бы разрешению всех имеющихся вопросов между двумя странами. Но сначала СМИ сообщили, что по большинству точек преткновения консенсус достигнут. Однако чуть позже министр экономики Кыргызстана Артем Новиков сообщил, что Казахстан отказался подписывать дорожную карту, направленную на урегулирование ситуации на границе двух стран. По его словам, казахская сторона информировала, что «даже с учетом подписания дорожной карты границы не откроются, свободного передвижения не будет». «Сегодня подписание дорожной карты не состоялось. Мы дальнейшую работу будем выстраивать с учетом механизмов в рамках ЕАЭС, двусторонних консультаций. После этого будут приниматься какие-то решения», - рассказал Новиков журналистам после заседания Евразийского межправительственного совета в армянской столице Ереване. Еще наш министр отметил, что Казахстан объяснил свое решение большим потоком контрабанды из Кыргызстана. Одним словом, поводов для оптимизма пока нет. 

Подготовила Айгуль Токобаева 

Фото ИА Sputnik

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям