Страсти вокруг поправок в Конституцию разыгрались нешуточные. Одним из активных противников внесения поправок именно сейчас стала фракция «Ата Мекен». Своим мнением с газетой «Новые Лица» поделился депутат этой фракции, бывший министр юстиции Алмамбет Шыкмаматов.
- Алмамбет Насырканович, почему вы выступаете против поправок в Конституцию?
- Во-первых, вызывают подозрение спешка и тайность при принятии столь важного документа для страны, от которого непосредственно зависит дальнейшее развитие государства, его политическое устройство. От Конституции зависит судьба шести миллионов наших граждан. Поэтому методы внесения поправок изначально вызывают сомнение и подрывают легитимность. Ни в одном государстве, называющем себя демократическим и правовым, даже помыслить нельзя о том, чтобы проводить такую процедуру в спешке.
Во-вторых, для внесения изменения в Основной закон государства прежде всего ее инициаторы обязаны были созвать совещательный орган – Конституционное совещание, в состав которого вошел бы широкий круг представителей гражданского общества, ученых-юристов, лидеров политических партий и представителей всех ветвей власти.
Предлагаемый проект поправок должен был обсуждаться через площадку совещательного органа всеми силами общества. В-третьих, должна быть открытость и транспарентность. Через государственные телевизионные каналы и другие СМИ должны были проходить дебаты, озвучиваться мнения«за»и «против». Документ такого уровня должен обсуждаться как минимум шесть месяцев, чтобы не наломать дров. И самое важное, чтобы Конституция не подвергалась частым изменениям и критике, проект поправок должен получить экспертное заключение Венецианской комиссии.
- Общество заинтересовано в таком широком обсуждении?
- В этом должны быть заинтересованы прежде всего глава государства, члены правительства и каждый депутат Жогорку Кенеша. Даже в 2010 году, в смутные времена, когда страна пребывала в хаосе и затяжной дестабилизации, было создано Конституционное совещание, было проведено широкое обсуждение, получено заключение Венецианской комиссии. Какая причина служит столь стремительному принятию, такой спешке и секретности при разработке поправок сейчас? Непонятно!
К сожалению, в данной ситуации мы все свидетели того, чтопроект поправок в Основной закон подготовлен втайне от общества. В разработке не участвовали ни представители гражданского общества, ни представители политических кругов. Те 80 подписей депутатов, которые стоят под законопроектом, тоже были получены сомнительным образом. Как могли депутаты, не глядя, подписывать столь важный документ? Мне, честно говоря, стыдно за своих коллег.
- Но инициаторы опубликовали законопроект на сайте Жогорку Кенеша для обсуждения…
- Законопроект вынесли формально на общественное обсуждение, в то время когда все находились в отпуске. Планируется, что путем «выкручивания рук» он будет поставлен на голосование уже в конце сентября. Мне непонятна одна простая вещь. Неужели инициаторы не понимают, что принятые таким образом поправки в Конституцию ничего хорошего ни обществу, ни стране не принесут, кроме очередного разочарования, социального кризиса и смуты? Такие поправки не дадут документу легитимности. Сосредоточие власти в руках одной партии разрушит баланс политических сил, разрушит политическую конкуренцию, политическую культуру.
Зачем обманывать народ? В свое время и Акаев, и Бакиев, когда меняли Конституцию на свой лад, использовали такие же методы. И тогда, как мы все помним, с утра до вечера подконтрольные придворные власти эксперты, дежурные юристы и ученные неустанно твердили, что эти поправки нужны для единства страны, для проведения судебной реформы, для борьбы с коррупцией, для повышения ответственности органов власти, и самое главное - для демократического развития государства. В итоге мы дважды получили авторитарно-клановую систему, а народ дважды восставал против такой диктатуры. Зачем снова наступать на одни и те же грабли?
Для обоснования своих замыслов и убеждения общества в их благородности придумали статью 41, которая якобы подрывает наш суверенитет. Высосали из пальца гипотезу, что нынешняя Конституция позволяет регистрацию однополых браков и т.п. Но сегодня каждый кыргызстанец понимает, что все эти фокусы имеют одну цель –завуалировать главный мотив поправок в Основной закон – усиление и укрепление власти одной партии.
- Каким образом?
- Можно с уверенностью утверждать, что предлагаемые поправки целенаправленно ведут к монополии власти одной партией.
Это касается и судебной власти. Авторы не умерили свои аппетиты по внедрению механизмов и рычагов подмены под исполнительную власть всей судебной системы. Как можно говорить о независимости судей, которые, следуя поправкам, подпишут себе приговор, отказавшись от свободы личных общений, а также дадут согласие на тотальный контроль личной жизни? Как после этого судьи могут быть независимыми от спецслужб? Это нонсенс. Или другой момент: согласно поправкам решение Верховного суда станет неокончательным, тогда круг судебных волокит и судебные тяжбы станут бесконечными. Коррупция в судебной системе достигнет небывалого апогея. Тогда окончательно развалится вся судебная власть и рухнет надежда народа на судебную справедливость, законность и гарантию защиты своих прав. Тогда судей подменят представители организованной преступности, которые будут разрешать экономические и гражданские споры в кратчайшие сроки и без волокит. В Кыргызстан при такой разваленной судебной системе не придет ни один нормальный инвестор, соответственно, инвестиционный климат окажется на нулевой отметке. Последствия всего этого - экономический упадок, социальное напряжение, что опять приведет к народному бунту и восстанию.
Новыми поправками предлагается через Совет судей производить ротацию судей, это нанесет непоправимый удар по независимости судейского корпуса, поскольку есть общепризнанный принцип несменяемости судей. Через этот механизм будут ротированы в далекие регионы непослушные и неугодные судьи против их воли. К примеру, по делу Нарымбаева неугодную судью отправили в Баткен в качестве наказания. И если эта поправка войдет в Конституцию, все непослушные и независимые судьи будут ходить на цыпочках перед правящей политической группой.
- Конституционную палату тоже ждут большие изменения.
- В результате изменений от Конституционной палаты останутся лишь «рожки да ножки». Если граждане лишатся права обращения в Конституционную палату, и если свои решения судьи Конституционной палаты должны будут согласовывать с парламентом и президентом, то это уже не орган конституционного контроля, а какой-то экзотический орган, который будет существовать ради галочки и декорации и превратится в очередную обузу для налогоплательщиков.
- А вы знаете, кто из юристов подготовил данный законопроект?
- Для меня это тоже загадка, кто писал этот проект поправок, кто конкретно формулировал этот текст. Как и то, почему ни президент страны, ни спикер парламента, ни премьер-министр не отправили проект текста изменений в Основной закон на экспертное заключение в Венецианскую комиссию? Нельзя же бесконечно игнорировать все авторитетные международные демократические институты. Это недопустимо, такого не должно быть. Такой подход изначально настораживает и предопределяет опасность грядущих перемен в сторону отката к авторитаризму. Нельзя все время экспериментировать над собственным народом и испытывать его терпение.
- Какие последствия могут быть?
- Меня удивляет - неужели история ничему не учит? По моему мнению, период с 2002 по 2010 годы в истории независимого Кыргызстана был самым нестабильным в политическом плане. Вспомните, в 2002 году были аксыйские события, в 2003 году подконтрольный парламент дал согласие на несправедливое соглашение по Кумтору, в 2005-м – «тюльпановая» революция, в 2006, 2007, 2008 и 2009 годах проходят бесконечные митинги народа против криминальной власти, в 2010 году – апрельская революция. Этот период останется в истории как самое отчаянное сопротивление народа преступной власти Акаева и Бакиева. И только период с 2010 по 2016 годы мы можем считать самым политически стабильным, потому что эту стабильность обеспечила Конституция, принятая в 2010 году. Потому что именно в действующей Конституции предусмотрен настоящий баланс политических сил.
Сегодня мы, кыргызстанцы, должны четко осознать свою ответственность и святое право вместе не допустить внесения данных поправок. Потому что последствия могут быть необратимыми. И откат от демократии будет неминуем.
Аида Тастанова