Алмаз Кененбаев, председатель Бишкекского городского кенеша, в длинных представлениях не нуждается. Сейчас срок полномочий 26–го созыва истекает, и Алмаз Муканович вновь идет на выборы от партии СДПК, первым в списке. Наша беседа о том, как решаются проблемы столицы Кыргызстана и как они будут решаться в ближайшие четыре года.
– Алмаз Муканович, в составе горкенеша четыре партийные фракции. Но если сравнить его с Жогорку Кенешем, то у вас не бывает особых противостояний и политических баталий. Как вам удавалось сохранять мир и спокойствие?
– На самом деле у нас на сессиях было множество споров, в том числе очень острых. Но они шли цивилизованно. Из 45 мандатов 21 был у СДПК, мы создали очень устойчивую коалицию большинства с «Ата Мекеном» и «Замандашем». «Республика» находилась в оппозиции.
У нас были разногласия, различные подходы. Социал–демократическая партия стремилась играть роль объединяющей силы, и, оглядываясь назад, могу сказать, у нас это неплохо получалось.
Споры у нас, кстати говоря, по принципиальным моментам были не только с депутатами из других фракций, но и с мэрией. Во главе городской исполнительной власти стояли наши однопартийцы, но отдельных чиновников мы жестко критиковали и требовали их отставки, если они не справлялись с обязанностями («Тазалык», «Зеленстрой» и так далее).
– Тогда давайте подведем краткие итоги. Как в этом году обстоят дела со столичным бюджетом?
– Бюджет Бишкека в этом году составил 8 млрд 496 млн сомов, что на 10% больше прошлогоднего, но все равно этих средств мало для развития города. На статью «Капитальное строительство» в этом году выделено 1 млрд 200 млн сомов. Каждый год столичный бюджет неуклонно растет. К примеру, свой первый бюджет наш созыв принимал в 2013–м, тогда на статью «Капитальное строительство» было выделено всего 212 млн сомов. В 2014 году уже 380 млн сомов, в 2015–м – более 800 млн. сомов, а в этом, как я уже отмечал, более миллиарда. Это тот самый бюджет развития, который так необходим Бишкеку. Мы можем возводить необходимые объекты и дороги, ни у кого не выклянчивая деньги, за счет собственных средств.
– Откуда эти средства?
– Есть высвобожденные статьи, например, всю статью «Здравоохранение» мы передали в республиканский бюджет. И сейчас стоит задача передать и финансирование образования тоже. Ни один другой город в стране не финансирует за счет своего бюджета школы и больницы. У нас более 60% бюджетных средств направлялось на социальный блок. В то время как бюджет города должен тратиться исключительно на развитие Бишкека. Кроме того, дополнительные средства мы получаем за счет более эффективного использования муниципальной собственности.
До недавнего времени было так, что львиную долю мы тратили на защищенные статьи, то есть на зарплаты врачей, учителей, коммунальщиков и так далее, а на развитие выделялся мизер, в результате столица почти не развивалась.
Благодаря тому, что высвободились средства, около 600 млн сомов мы в этом году выделили на ремонт дорог внутри микрорайонов и межквартальных улиц. И это не ямочный ремонт, который был в предыдущие годы, на которые мэрия тратила порядка 30 млн сомов. Теперь мэрия начала делать полноценный ремонт, заново асфальтом покрывать дороги, чего не делалось в последние 25 лет. Сразу же ремонтируют ирригационную систему, обустраивают тротуары и устанавливают освещение. Конечно, в Бишкеке много проблем, все они копились десятками лет. Но мы их решаем шаг за шагом.
– Население города постоянно растет, а значит, увеличиваются и проблемы?
– Лет 10 назад в Бишкеке проживало 700–800 тысяч человек, на сегодняшний день население более 1 миллиона. Плюс нас окольцовывают более 47 жилмассивов, которые тоже относятся к городу. И наша задача – их развивать. Вместе с населением увеличивается и количество автомобилей. Поэтому даже те средства на капитальное строительство, которые мы увеличили в 6 раз, ничтожно малы. Чтобы столица достойно развивалась, бюджету города необходимо не менее 11 млрд сомов.
– Одна из главных проблем горожан – освещение Бишкека. Когда город выйдет из тьмы?
– Мы работаем над решением этого вопроса. Выход – технологии «умного города». В программе СДПК – организация новой системы управления уличным освещением. В городе около 33 тысяч светоточек, из них рабочих 26 тысяч. На сегодняшний день «Бишкексвет» поменял 2 400 светодиодных ламп. Мы убираем лампы старого образца и устанавливаем новые светодиодные, которые не только экономичнее, но и ярче. До конца года мы охватим практически весь центр города и произведем замену порядка 7300 светоточек. Это большая работа, которую проводит мэрия Бишкека.
Но главное – создать систему управления, которая будет предусматривать централизованное включение и выключение всех светильников (ее пока в Бишкеке не существует) и контроля за тем, горят они или не горят. Оператор системы всего один, он сразу видит, где горят фонари (и светофоры, кстати, тоже), и если надо, тут же высылает ремонтную бригаду.
– Еще одна проблема – пробки на дорогах Бишкека. Есть ли какое–то решение?
– Согласен, самая большая проблема Бишкека – это пробки. В следующем созыве депутаты сконцентрируют на этом внимание. В прошлом году мы подписали меморандум–соглашение между Бишкекским горкенешем и парламентом Сеула о совместной работе, обмене опытом. Транспортное управление Сеула презентовало свою программу управления транспортом «Топис», наглядно показав, как они легко управляют всем транспортом многомиллионного Сеула. Это практически то, к чему мы идем по проекту «Безопасный город», это тоже «умный город» («Смарт–сити», как говорят за рубежом).
Если где–то происходит ДТП, то одновременно подключаются 4 службы: пожарные, скорая помощь, органы внутренних дел и управление транспортом. Это очень продвинутая программа, мы должны перенимать передовой опыт развитых стран. Интересен опыт и Куала–Лумпур, у них такой же компактный город, как Бишкек, и они построили много надземных развязок и монодорог. Но это в перспективе, когда мы все другие вопросы решим. А на сегодняшний день более реальное решение – это увеличение количества общественного транспорта – автобусов большой вместимости и троллейбусов. Недавно на сессии горкенеша депутаты дали согласие на приобретение 49 троллейбусов производства Беларуси, которые поступят весной следующего года. Из Китая недавно пришли 10 автобусов, каждый стоимостью более $100 тысяч – подарок из Синьцзян–Уйгурского автономного округа. Автобусы эти ездят на газе. Нашим приоритетом отныне является экологичность общественного транспорта. Поэтому мэрия предлагает тем компаниям, которые работают с маршрутными такси, приобретать автобусы на газе. Уменьшение числа маршруток приведет к большему порядку на дорогах.
– Ну и проблема, от которой буквально плачут все горожане, это стихийное строительство многоэтажек...
– Мы, депутаты, знаем об этой проблеме. Наш созыв выделил 20 млн сомов на разработку проекта Плана детальной планировки Бишкека (ПДП). Безусловно, строительство в столице необходимо, это развитие нашего города. Но у нас стройки ведутся хаотично, и для того, чтобы упорядочить их, учитывать расположение домов, розу ветров, наличие парков и зеленых насаждений, а также развязок на перекрестках, и необходим ПДП.
– Когда будет готов этот план?
– Проектная группа специалистов работает около года. Итоговый документ мэрия внесет на рассмотрение горкенеша. Дважды была презентация, мы озвучили свои пожелания, чтобы было предусмотрено больше общественного пространства, спроектированы развязки. Если сегодня городу не хватает денег на реализацию этого ПДП, то они появятся лет через 10–15, поэтому мы должны все это предусмотреть. И сейчас мы закладываем то, что будем реализовывать в перспективе.
– Что вы можете назвать самым большим достижением вашей фракции СДПК за период вашей работы в горкенеше?
– Шла планомерная ежедневная работа. Для меня по–человечески особенно важно, когда мы отстояли парк на пересечении улиц Айни и Бакаева, в простонародье его называют Аллеей журналистов. Мы отстояли интересы муниципалитета и жителей. Началось все с того, что фракция СДПК решила облагородить этот парк, но выяснилось, что он был передан в аренду на 99 лет частной фирме, которая хотела построить там три высотных дома. Эта фирма даже начала искусственное осушение парка. Вместе с горожанами мы начали борьбу и через суды отстояли парк. Сейчас мы уже сделали там аллеи, восстановили ирригационную систему. Еще одно наше достижение – это придание статуса сада микрорайонного значения березовой роще в 6–м микрорайоне. Там тоже уже хотели строить очередной дом, примерялись разные стройфирмы. В мой адрес обратились горожане, мы вынесли этот вопрос на сессию и добились придания статуса, значит, никаких строек не будет.
– А как в целом обстоит дело с озеленением Бишкека?
– Впервые за 25 лет мы решили подойти к проблеме озеленения с научной точки зрения. По моему предложению была создана рабочая комиссия по разработке концепции развития зеленого хозяйства города и плана озеленения. В рабочую комиссию вошли представители всех фракций, сотрудники «Зеленстроя», представители Академии наук, дендрологи, независимые эксперты. Разработка концепции по озеленению города подходит к концу, и в следующем созыве мы ее примем. Деревья в Бишкеке в большинстве своем старые, многие валятся от ветра, поэтому пора все это предусмотреть, где–то делать вырубку, где–то высаживать новые. Одновременно мы должны с научной точки зрения подходить и знать, в каких местах сажать, какие виды деревьев, через какое расстояние. Как это было в советское время, когда Фрунзе был самым зеленым и экологически чистым городом в СССР.
– Мне очень импонирует, что у вас в списке кандидатов СДПК эколог Эмиль Шукуров.
– Мы должны учиться многому у наших аксакалов. Эмиль Шукуров – известный ученый с огромными опытом и уникальными знаниями. Я говорил об «умном городе», о новых технологиях. Эмиль Шукуров очень поможет новому составу городского кенеша продвигаться по этому пути. Мы видим Бишкек зеленым, комфортным для жизни и работы городом, сохранившим свое уникальное лицо. И для того, чтобы такой город создать, мы, представители Социал–демократической партии, готовы работать, не покладая рук.
Аида Тастанова
Оплачено из избирательного фонда СДПК представителем по финансовым вопросам Сатыгул кызы Надирой (уд. ЦИК №25 от 26.10.2016 г.)