Кто избирателю платит, тот и в парламенте заседает?

00:30, 23 Сентября 2020

Выборы-2020 в кыргызский парламент станут самыми дорогими в истории Кыргызстана. В ситуации, когда сложно сфальсифицировать подсчет голосов, массовый подкуп становится основной движущей силой попадания политпартий в Жогорку Кенеш.

Ещё до начала предвыборной агитации было ясно, что не все политпартии понимают политическую борьбу как борьбу идеологий и программ, многие делают ставку на банальную покупку голосов. В условиях, когда доходы более 20% населения ниже черты бедности, аргумент в размере от 2 до 5 тысяч сомов становится железобетонным, нежели самые радужные обещания кандидатов.

“Все равно от этих депутатов нет толку, а так хотя бы что-то поиметь от выборов!” – вот самое распространенное объяснение кыргызстанцев, которые продают свои голоса.

“Суюнчу” от спикера

Самым вопиющим фактом подкупа стало вручение “суюнчу” в размере 50 тысяч сомов матери новорожденного ребенка в Таласской области от действующего спикера кыргызского парламента Дастана Джумабекова. Кроме того что он спикер шестого созыва, Джумабеков является кандидатом в депутаты от партии “Кыргызстан”. В настоящий момент он, как и 95 действующих депутатов, стремится вновь попасть в кыргызский парламент и активно занят в предвыборной гонке.

Пресс-служба Жогорку Кенеша сообщила, что в ходе своего рабочего визита в Таласскую область торага Жогорку Кенеша Дастан Джумабеков посетил семью новорожденного, которого в честь спикера назвали Дастаном.

Заканчивается официальная информация следующими строчками: "Джумабеков вручил молодой матери за радостную весть от имени своей семьи "суйунчу" в размере 50 тысяч сомов".

Один из пунктов предвыборных обещаний партии “Кыргызстан” как раз так и звучит: повышение единовременного госпособия за рождение ребенка “Суюнчу” с 4 тысяч до 50 тысяч сомов. Поэтому вручение 50 тысяч сомов из рук спикера и кандидата в депутаты, по замыслу пиарщиков партии “Кыргызстан”, должно было укрепить уверенность электората в намерениях этой партии. Однако, кроме того, что данное обещание невыполнимо (в бюджете Кыргызстана нет столько денег), вручение денег согласно Закону “О выборах депутатов Жогорку Кенеша” является настоящим подкупом.

В части 3 и 4 статьи 28 Конституционного закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» указано, что: «С момента назначения выборов запрещается осуществлять подкуп избирателей: выплачивать денежные средства; вручать подарки и иные материальные ценности; проводить льготную распродажу товаров; бесплатно распространять любые товары, предоставлять безвозмездные или на льготных условиях услуги».

Этот вопиющий факт нарушения закона рассмотрела рабочая группа ЦИК и рекомендовала исключить спикера Джумабекова из предвыборной гонки. Однако во время заседания ЦИК данное предложение не набрало необходимых 8 голосов. “За” проголосовали только 5.

Этот случай красноречиво демонстрирует то, как в Кыргызстане нарушают законы в первую очередь сами представители власти. Делают они это публично и безнаказанно.

Страсти по форме №2

Нынешние выборы запомнятся как беспрецедентно активные по форме №2, документу, по которому можно проголосовать не по месту прописки, а по месту фактического пребывания на момент выборов. Уже известно, что 445 тысяч избирателей зарегистрировались для голосования по форме №2.

По форме 2 за короткий период участки в Бишкеке были "забиты" до предела, установленного законом, то есть до 2500 избирателей на участке. Даже предварительная проверка показывает наличие реального риска "срыва" выборов», - заявила член ЦИК Атыр Абдрахматова ещё 13 сентября.

Абдрахматова уверена, что происходящие явления и ее наблюдения доказывают "возможность наличия административного ресурса, подкупа избирателей и даже, возможно, фальсификации избирательных документов". В связи с этим она обратилась к членам ЦИК, прокуратуре и к партиям с просьбой обнародовать данные по движению в списках избирателей в разрезе каждого избирательного участка и дать оценку этим данным.

Весь период с 8 августа по 19 сентября, что шла регистрация по форме №2, в СМИ и соцсетях ежедневно публиковались факты массового подвоза на УИКи граждан, которые фактически не понимали, для чего нужна была регистрация, но признавались, что им обещали за это деньги. Часть суммы вручали перед регистрацией, а часть после голосования за определенную партию.

Необходимо отметить, что чаще всего массовая регистрация по форме №2 наблюдалась на избирательных участках, расположенных в школах и госучреждениях, так как руководители этих организаций находятся в зависимом положении от провластной партии.

19 сентября в 18.00 закончилась регистрация по форме №2, однако и тут не обошлось без нарушений. На некоторых участках регистрация избирателей продолжалась до 20.00.

Ряд политических партий обратились в ЦИК, ГКНБ и Генпрокуратуру с заявлением: «Просим ЦИК обнародовать данные по движению в списках избирателей в разрезе каждого избирательного участка каждого дня начиная с 26 июля по настоящий момент. Кроме того, просим проверить совместно с членами ЦИК, правоохранительными органами, представителями общественных организаций, политических партий каждый факт массового включения избирателей по форме №2. Просим Генеральную прокуратуру, ГКНБ проверить на наличие административного ресурса, подкупа избирателей и фальсификации избирательных документов, а также обнародовать результаты проверок».

В свою очередь ЦИК направил в правоохранительные органы и прокуратуру материалы по 64 фактам нарушений.

Гульнара Джурабаева, член ЦИК, заявила: “ЦИК не может расследовать подвозы и подкупы, для этого у ЦИКа нет ни полномочий, ни квалификации. Этим могут заниматься только правоохранительные органы и их оперативники. О поступивших сигналах ЦИК сообщал в органы правопорядка, проводил совместные с ними обсуждения, требовал результатов. Но именно потому, что органы не принимали оперативных мер, масштабы беззакония расширялись. Безнаказанность порождала все большие нарушения, кандидаты от партий, не стесняясь, занимались и занимаются растлением избирателя”.

“Дайте факты!”

Несмотря на вопиющую ситуацию с подкупом и использованием административного ресурса, президент КР С. Ш. Жээнбеков высказался на тему подкупов следующим образом: «Поставлены требования, что по любым нарушениям, в том числе по фактам подкупа голосов, ко всем партиям и кандидатам должно быть обеспечено одинаковое и строгое отношение. Работа над этим ведется. Если будут факты - будет наказание».

По его словам, избиратели сами не обращаются в органы с заявлениями о подкупе.

«В народе говорят, что «эта партия то делает, эта партия подкупает», я тоже слышу такие разговоры. Над этим органы тоже работают, но фактов обращения нет. Может, пару случаев, но в основном разговоры», - заключил президент. Таким образом очевидно, что озвученные в СМИ, гражданами в соцсетях и даже ЦИКом факты, для президента доказательствами не являются. Соответственно маловероятно, что партии, замешанные в подкупах, понесут хоть какое-то наказание за многочисленные нарушения закона о выборах.

Почему подкуп - это плохо?

Член ЦИК Атыр Абдрахматова объясняет: «Надо понимать одно, если власть избирается таким путем, то завтра она скажет избирателю: «Я тебе заплатил, я тебе купил продукты, я тебя прописал незаконно, мы в расчете. Теперь я буду делать то, что захочу». И в следующие 4 года депутаты будут совершенно оторваны от общества, принимать решения какие угодно, лоббировать интересы своего бизнеса, своих приближенных, закрывать глаза на незаконное распределение земель, не решать вопросы обустройства города, села и только прислуживать либо олигархам, либо административному ресурсу, либо личным интересам обогащения. Из-за этого такие результаты выборов, такие политики приходят к власти».

По мнению известного бизнесмена Эмиля Уметалиева, в XXI веке невозможно скрыть факты подкупа или использование административного ресурса.

А фактов этих чрезмерно много. Это будет продолжаться до тех пор, пока политические лидеры не осознают свою большую ответственность или население не переполнится чувством отчаяния, негодования. Пока неизвестно, что нас ждет в день выборов 4 октября, как население в целом отнесется к подкупам. А те политические лидеры, которые сделали ставку на подкупы, они роют яму и нам, и себе. Это не пройдет так быстро, как они себе это придумали. Времена легких подкупов закончились. Грядут перемены”, - заключил Уметалиев.

Лейла Саралаева

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям