В предыдущей части мы рассказали о том, как будут голосовать самые молодые избиратели, в возрасте от 18 до 29 лет. Сегодня разберем, какие предпочтения у старших поколений, на основе нашего опроса.
Поколение Y
Поколение Y, или миллениалы, - это те, кто родился в начале 1980-х – 90-х годов, т.е. избиратели в возрасте 30-40 лет. Они встретили новое тысячелетие в юном возрасте, за что их и назвали миллениалами.
По данным Национального статистического комитета, на 2020 год миллениалов в Кыргызстане насчитывается около 900 тыс. человек. Это наиболее активная часть кыргызского общества.
Представители этого поколения выросли в быстро меняющемся и высококонкурентном мире, они так же, как и зуммеры, глубоко вовлечены в цифровые технологии, активно пользуются Интернетом и “зависают” в социальных сетях, откуда в основном и черпают информацию. Миллениалы не вздыхают по советскому прошлому, у большинства нет чувства ностальгии по этому времени. А те, кто ностальгируют, застали это время в раннем детстве и в основном наслышаны о нем от родителей. Представители поколения Y трудолюбивы и амбициозны, с оптимизмом смотрят на свою карьеру.
Большая часть кандидатов в депутаты на нынешних выборах представлена именно этим поколением. Самое большое количество миллениалов сконцентрировано в партии «БирБол», средний возраст партийцев – 37 лет. Следом идут партии «Реформа» и «Ата-Мекен», их средний возраст 38 и 39 лет соответственно.
Как собираются голосовать миллениалы?
Половина опрошенных собираются принять участие в предстоящих выборах, 40% сомневаются, так как считают, что «толку нет, приходят новые люди, но продолжают воровать», а остальные (10%) не собираются участвовать, потому что считают, что «сегодня политические партии представляют собой лишь наспех сформированные группы околовластных олигархических кланов, стремящихся в парламент только для защиты своих имущественных интересов».
Те, кто собираются участвовать, хотят проголосовать либо «против всех» из-за отсутствия достойных кандидатов, либо «за новую партию, где нет старых депутатов и политиков, которые израсходовали свой лимит доверия», а также поддержать эту новую партию, чтобы «у людей, которые сомневаются в своих силах, появилась уверенность, и в будущем они могли участвовать в выборах».
Миллениалы хотели бы видеть в партиях «честных, ответственных, порядочных людей с богатым жизненным опытом и созидательным стратегическим мышлением, которые бы исполняли свои обещания, не воровали и решали проблемы народа».
Большинство опрашиваемых считают, что их голоса имеют значение, потому что в противном случае их не стали бы подкупать, и, хотя голос одного человека «не играет решающую роль, это будет вклад в будущее, это нужно для того, чтобы выборы стали честными».
Большая часть, или 70% опрошенных миллениалов, отказались бы продать свой голос, объясняя это тем, что «в случае продажи не смогут надеяться на светлое будущее», однако некоторые считают, что «у нас все решают деньги», и поэтому продали бы свой голос. Это 30% опрошенных.
Информацию о предстоящих выборах представители этого поколения берут из социальных сетей: Twitter, Facebook, Instagram, а также смотрят новости по телевизору.
Поколение X
Поколение X - это те, кто родился между 1965 и 1979 годами, то есть избиратели в возрасте 40-55 лет. Поколение X встретило грандиозные политические и экономические потрясения, связанные с распадом СССР, в довольно молодом возрасте. Это повлияло на то, что они рано начали зарабатывать, осваивать новые сферы бизнеса, и, вступая на самостоятельный путь, исходили уже из новых реалий. Однако многие из них до сих пор ностальгируют по Советскому Союзу.
Представители этого поколения попали в ситуацию, когда технологии изменялись прямо на их глазах, поэтому они могут сравнить темп развития информационных технологий и понять их преимущества и недостатки.
Поколение X уже полностью интегрировано в рынок труда, его представители самостоятельны и самодостаточны. Многие представители этого поколения стояли у истоков развития бизнес-среды в Кыргызстане, огромное количество людей этой возрастной категории представлены в образовании и медицине, а также в госуправлении. Это поколение - своеобразный костяк нынешнего общества.
По данным Национального статистического комитета, на 2020 год в Кыргызстане проживают около 980 тысяч представителей поколения X.
Большинство нынешних кандидатов в депутаты - люди этой возрастной категории. Средний возраст кандидатов в депутаты – 45-46 лет в таких партиях, как «Мекен Ынтымагы», «Биримдик», «Кыргызстан» и «Социал-демократы».
Как собирается голосовать поколение X?
Большинство избирателей этого поколения регулярно принимают участие в выборах и помнят даже, как они голосовали во время референдума о сохранении Советского Союза. Многие из опрошенных признались, что собираются и на этих выборах прийти на участки, чтобы хоть как-то помешать «чимкирикам» из прошлого созыва попасть в парламент. Но среди них есть и те, кто голосует, только «потому что так принято», и не особо интересуется политикой. Также у некоторых «отсутствует желание голосовать, так как нет честных и достойных кандидатов».
Многие опрашиваемые будут внимательно знакомиться с составом политпартий, чтобы в них не было старых политиков, «использующих все способы и силы, чтобы вернуться к власти». 30% опрошенных изъявили намерение проголосовать «против всех», так как «не видят достойных кандидатов», либо потому что «многие хорошие кандидаты разбрелись по разным партиям, а в каждой партии есть личности, которые так или иначе себя дискредитировали».
Представители поколения X, которые работают в области образования, хотят, чтобы кандидаты от партий были «незапятнанными в коррупционных или криминальных скандалах», имели качественное образование, «хорошо не только читали, но и могли грамотно выражать свои мысли», а в программах партий уделялось больше внимания развитию образования, науки и искусства. Главный критерий - чтобы«депутаты не ставили личные интересы выше общественных и решали проблемы народа и страны в целом».
Не все представители этого поколения думают, что их голос имеет значение. Некоторые уверены, что «выборы - это фальсификация», так как сами участвовали в выборах в качестве наблюдателей или представителей участковых избирательных комиссий и видели многие нарушения и фальсификации собственными глазами. Более 30% скептически относятся к выборам, и поэтому они бы продали свой голос, если бы им предложили.
Поколение X получает информацию о предстоящих выборах и о партиях из социальных сетей, информационных сайтов и телевизионных источников. Наружная реклама многих раздражает. Они считают, что эта «демонстрация дорогих костюмов и красивых причесок» способна оттолкнуть нищий народ от сытых и холеных кандидатов.
Поколение «Бэби-бум»
Поколение «Бэби-бум», или бумеры, - это люди, родившиеся между 1940 и 1965 годами, т.е. избиратели в возрасте 55-80 лет. Такое название поколения связано с всплеском рождаемости, произошедшим после Второй мировой войны. Большую часть жизни представители поколения «Бэби-бум» прожили в СССР. Они росли в обстановке, когда страна ставила большие цели, воспитывались амбициозными, стремящимися быть лучшими в своём деле.
Многие бумеры уже достигли пенсионного возраста, тем не менее, им нравится чувствовать себя молодыми. Они интересуются техническими новинками, хотя и не всегда ими пользуются. Для бумеров характерны командный дух и коллективизм, они оптимистичны, ответственны и трудолюбивы. По данным Национального статистического комитета, на 2020 год бумеров в Кыргызстане насчитывается около 700 тыс. человек.
Некоторые маститые политики этого поколения отказались участвовать в выборах, предоставив свои места молодым. Но в большинстве партий бумеры, что называется, «рулят». Это касается партии «Бутун Кыргызстан», «Партии ветеранов войны в Афганистане». А самый возрастной кандидат баллотируется от партии «Мекен Ынтымагы», ему 80 лет.
Как собираются голосовать бумеры?
Большая часть бумеров собираются участвовать в предстоящих парламентских выборах, так как многие из них всегда интересовались политикой и активно принимали участие в выборах до этого. Они также считают, что «каждый гражданин должен принять участие и выразить свое отношение к выборам, правительству и политике страны». Однако некоторые не хотят участвовать из-за ситуации с пандемией Covid-19 и считают, что сейчас не подходящее для этого время.
30% опрошенных пока не решили, за кого отдадут свои голоса, они будут выбирать, «исходя из агитационной политики, которую ведут партии и депутаты». Бумеры считают, что партии «должны давать реальные обещания, а не говорить общими фразами; думать об интересах каждого человека, а не о своем обогащении». Они хотели бы видеть в партиях «образованных, опытных, активных, политически грамотных людей, которые бы честно служили народу и изучали опыт других стран, чтобы со стороны посмотрели на Кыргызстан и поняли, как его развивать», также они считают, что кандидаты должны стараться «понравиться народу и стать примером для подражания».
Большинство бумеров считают, что их голоса имеют значение, и поэтому они не продали бы их, если бы им предложили. Однако около 30% опрошенных признались, что готовы рассмотреть предложения о продаже голоса, так как «от депутатов нет никакой реальной пользы, а так хоть какая-то помощь». Представители этого поколения чаще всего ходят на реальные встречи с кандидатами, смотрят их концерты и выступления и рады любым подаркам и гуманитарной помощи.
Всю информацию о предстоящих выборах и политических партиях представители этого поколения узнают из газет, с интересом их прочитывают, а также по телевизору и из разговоров с родственниками и соседями.
А что говорят социологи?
Социолог Самар Сыргабаев считает, что решающими в исходе голосования будут в нынешних выборах голоса молодых избирателей.
На фото: Самар Сыргабаев.
- Самар Бердибекович, что общего и что различного между тремя поколениями голосующих в возрастных категориях 30-40, 40-50 и от 60 лет и выше в предпочтениях на выборах?
- В супериндустриальных и модернизированных обществах мы могли заметить явные признаки отличий между этими поколениями людей. Потому что в таких обществах механизм социализации, передачи социального опыта и культуры от старшего к младшему поколению и в целом взаимодействие между поколениями происходят иным образом. А у нас все еще традиционное общество, где доминируют традиционные ценности и культурные паттерны. В течение последнего столетия преобладающая часть нашего населения, около 65% процентов, неизменно проживает в сельских местностях. Как известно, сельский уклад жизни, взаимоотношения людей в сельских сообществах определяются преимущественно традиционными нормами. И механизм передачи социального опыта между поколениями складывается соответствующий. Я здесь не хотел бы читателя посвящать в научные теории. Скажу так: наше молодое поколение в большинстве своем перенимает без кардинальных изменений тот жизненный опыт, который был накоплен родителями.
Наши социологические исследования показывают, что в ценностной шкале, в особенности базовых ценностей, между младшим и старшим поколениями, проживающими в сельских сообществах, нет явных различий. Можно обнаружить некоторые, опять же, нефундаментальные отличия у молодого и старшего поколений городских сообществ. Это продиктовано прежде всего более модернизированным укладом жизни, преобладанием новых, так называемых либеральных ценностей у городского населения.
Исходя из этого соображения, я склонен полагать, что между поколениями, возрастные границы, которые вы указали в вопросе, не имеют фундаментальных отличий в социокультурном плане. Большая часть из них имеют единый исторический опыт, разве что 30-40-летние, которые в силу обстоятельств оказались в пограничном историческом положении. Они представляют сегодня, я бы сказал, гибридное поколение, сочетая в себе определенные признаки «советскости» и рыночные, капиталистические и либеральные ценности. Как показывают социологические и политологические исследования, представители более старших поколений в электоральном плане более активны и ответственны, то есть менее подвержены абсентеизму, нежели молодые люди.
- Какое из поколений будет наиболее существенно влиять на исход выборов?
- Я полагаю, что на исход выборов будет существенно влиять сельский электорат. Это объясняется географическими и историческими особенностями расселения кыргызстанцев, о чем я упомянул выше. В демографическом плане у нас молодое население, среднестатистический возраст составляет 27-28 лет, соответственно при активном участии на исход выборов могут существенно влиять представители более молодых возрастных когорт. В плане политических, агитационных технологий на электоральное поведение поколений будут влиять различные инструменты по-разному. Для более молодых, по вашей классификации 30-40 летних, решающую роль будут играть интернет-ресурсы, а для старшего поколения традиционные СМИ, в частности телевидение. Я уверен, что для старших поколений сельских сообществ телевидение, или то, что будут говорить по телевизору, и определит их электоральное предпочтение.
Материал подготовила Даяна Саралаева
Фото Вячеслава Оселедко