Стартовал сезон политических обещаний

11:30, 31 Июля 2017

Несмотря на 40-градусную жару, в столице один за другим проходят различные мероприятия, посвященные предстоящим президентским выборам. Одни дискусстируют о роли СМИ в этих самых выборах, другие пытаются вывести шкалу политических обещаний и дать им оценку.

Любая предвыборная кампания, не важно, о каких именно выборах идет речь, сигнализирует нам о наступлении сезона бесконечных политических обещаний. Зная, что большинство этих обещаний невыполнимы, мы все равно реагируем на них. На последних парламентских выборах одна из партий поставила своеобразный рекорд по популистской риторике, пообещав нам бесплатный проезд в общественном транспорте и по 50 тысяч сомов за каждого новорожденного!

Обещания просто невыполнимые, порой это откровенное заведовомое вранье. К сожалению, пока ситуация складывается таким образом, что мы не знаем, как с этим бороться”, - сказал медиа-эксперт Азамат Тынаев, открывая обсуждение в Центре политико-правовых исследований в Бишкеке, посвященное предстоящим выборам и предвыборным обещаниям политиков.

“У нас короткая политическая память. Проходят несколько выборы, и люди забывают об обещаниях политиков. Да и политики их не помнят. Почти все они страдают популизмом, многие люди верят им, голосуя за них на выборах, а после выборов все обо всем забывают. Память у нас короткая. Политическая”,- говорит проектный менеджер “Политмера” Эркин Мамасалиев.

Политолог Марат Суюнбаев считает, что это во многом это связано с отсутствием политической культуры у нашего политического истеблишмента. По его словам, с невыполнимыми обещаниями можно было бы бороться путем составления общественного договора между избирателями и политическими партиями и политиками.

“Но тут возникает вопро: а кто будет подписать такой договор от имени общественности? Кто уполмочен это делать? Это же договор, кто-то должен его подписать, чтобы он имел юридическую силу. Я не знаю, насколько устав ЦИК позволяет это делать. А с другой стороны, кто даст гарантию,что этот договор не будет использован для уничтожения одной из партий? Где гарантия,что он не будет использоваться как инструмент для отречения от власти? Потому что невыполнение какиих-то политических обещаний может быть связано с форс-мажорными обстоятельствами.

Вот в банках, прежде чем дать нам кредит, изучают кредитную историю. Аналогичный механизм надо применить к политическим силам. Надо информировать избирателей о выполнении партиями своих обещаний.

Надо изучать программы политических партий. Как давно они разработаны? О чем они говорят? Большинство партий пишут свои программына коленках за ночь перед выборами. Для написания своих программ они срочно ищут и нанимают разных политологов и экспертов. И меня привлекали для написания такой партийной программы. Я сидел в соседней комнате от политсовета этой партии, и знаете за время работы никто оттуда не зашел ко мне, не поинтересовался о чем я напишу и так далее,а ведь это их партийная программа. В итоге я просто досрочно прервал с ними договорные отношения.

Два года назад лидер одной из партий, не буду называть, какой, пригласил меня, чтобы поработать со мной над его будущей политической программой. Он два года назад подумал о том, с какой программой ему идти на выборы.

Или вот другой пример: многие иностранные фонды реализуют у нас разные проекты. Одним из условий в реализации таких проектов является обязательное участие и собственный вклад местного сообщества. И люди в таких случаях более ответственно подходят к работе. Можно этот же метод применять на выборах.

Например, какой-то из кандидатов хочет построить школу или пролоббировать ее строительство, в таком случае этот человек должен внести 20% от стоимости объекта в фонд будущей школы. Так можно застраховаться от пустых обещаний. Пообещал, пусть вносит часть средств прямо сейчас. Но кто может от имени электората подписывать такой договор?”.

По мнению Азамата Тынаева, средства массовой информациии могли бы помочь избирателю разобраться в многообразии партийных программ и лозунгов.

“Вопрос анализа агитации со стороны электората – вопрос политической культуры. И надо признать, что она у нас постепенно, но растет. Если в 90-ы годы наше государство было политически молодо и имело незрелый электорат, то в последние годы молодежь уже не ведется на явный популизм политиков и невыполнимые обещания.

К примеру, явно популистские обещания насчет материнского капитала и бесплатного городского транспорта вызвали волну негативных и саркастических комментариев в социальных сетях.

У нас много партий, но реально из активны только 7, в парламенте сидят шесть партий. У республиканцев было 53 обещания по итогам 2015 года, они выполнили только девять из них”, - отметил проектный менеджер “Политмера” Мамасалиев.

Согласно данным.ю приведенным на портале “Политмера”, республиканцы не выполнили такие свои обещания, как обеспечение двойным гражданством родных инвесторов; открытие в России 10 Центров помощи трудовым мигрантам из Кыргызстана; в буквально смысле обогатить нарынчан в ответ на их просьбы ввести льготы за проживание в высокогорной местности; отменить визовый режим с 100 странами мира и сократить почти в двое количество государственных служащих.

Одним из положительных моментов в их деятельности можно отметить последовательный отказ от депутатских привилегий, но во что на самом деле вылился этот самый отказ и как на него отреагировали депутатский корпус, отдельный вопрос.

Безусловным лидером по невыполненным политическим обещаниям является политическая партия “Кыргызстан”, возглавляемая Канатом Исаевым. Его партия на портале “Политмер” в основном представлена в двух номинациях “невыполненные обещания” или “под наблюдением”.

Все мы помним, как эта партия шедро налево-направо раздавала обещания, что сделает общественным транспорт в Бишкеке бесплатным. Как можно было в это поверить и проголосовать – просто уму не постижимо! Депутат столичного кенеша Таалайбек Сагынов на одной из встреч с избирателями, например, пообещал, что партия “Кыргызстан” закупить не менее 500 (!) комфортабельных троллейбусов и автобусов для Бишкека! Кроме они тогда пообещали вывести на столичные улицы 35 школьных автобусов, а также начать поиск инвесторов для строительства многоярусных транспортных узлов и парковок. Скажите, хоть одно из этих обещаний было выполнено этой партией?!

У партии “Өнүгүү-Прогресс” почти все политические обещания с последних парламентских выборов значатся в рубрике “под наблюдением”. Де-факто это означает, что их инициативы так и не были реализованы. Вспомним некоторые из них. Честно говоря, часть из них довольно неожиданные. К примеру, партия Бакыта Торобаева предлагала освободить около 10 военных городов с инфраструктурой и, соответственно, с военными полигонами для продажи! По мнению партийных бонз, в современных условиях участие кыргызской армии в крупномасштабных военных конфликтах маловероятно, поэтому армию нужно разгрузить. Такая забота оказывается вызвана обеспокоенностью о будущем армии.

Для решения водно-энергетических проблем “Өнүгүү-Прогресс” вызвалась создать Министерство водных ресурсов в стране и начать строительство десятки малых ГЭС. Скажите, слышали ли вы что-то подобное за последние два года еще раз от этой партии в Жогорку Кенеше?

Еще они обещали продвигать национальный экологический бренд “ Сделано в Кыргызстане” на евразийском рынке. Чтобы помочь местным фермерам в работе по переработке фруктов, “Өнүгүү-Прогресс” обещала построить 30 перерабатывающих предприятий, чтобы продвигать бренды “Баткенский абрикос”, “Иссык-Кульское яблоко”, “Таласская фасоль” и “Аксыйский чернослив”. Если вы, уважаемый читатель, что-то знаете об этих предприятиях, сообщите нам, мы обязательно расскажем о них.

На наш взгляд, руководитель Ассоциации отечественных производителей Бакыт Дегенбаев гораздо больше сделал и продолжает делать для продвижения национальной продукции под маркой “Сделано в Кыргызстане”. Сообщество “Покупай все кыргызское”, модерируемое им, одно из самых популярных в социальных сетях. Вот человек, кто целенаправленно отстаивает интересы отечественных производителей.

Дополнительные околовыборные

Тяжеловес кыргызской политики, лидер партии “Ар-Намыс” Феликс Кулов решил напомнить о себе с пространной партийной программой для будущих кандидатов в президенты. В ней Кулов предлагает, откровенно говоря, такой стандартный набор, что нет смысла приводить целиком все их проектные предложения. Кроме одной: лидер партии “Ар-Намыс” предлагает провести референдум с одним вопросом “кто главный в доме – президент или премьер-министр?”.

Согласно старой традиции, постепенно активизируются и напоминают о своем существовании политики и деятели, про которых, если честно, уже стали подзабывать.

Бывший омбудсмен КР Бакыт Аманбаев вместе с экс-депутатами Мукаром Чолпонбаевым, Бодош Мамыровой и Улукбеком Кочкоровым создали политическое движение “Единый народный кандидат”. Они предлагают ни много, ни мало – выдвинуть единого кандидата на пост главы государства. Остается только гадать, кого эти деятели считают самым “народным” кандидатом, которого мы с вами избиратели, оказывается, ждем с нетерпением.

Когда читаешь такие “громкие” заявления политиков, через запятую дыщащие пафосом, хочется на законодательном уровне запретить им использовать в названиях партий, движениях, в своих заявлениях слова “народ”, “народный” и “эл”, “элдик”. К примеру, конкретно это движение лично у вас спрашивало, нуждаетесь ли вы в некоем едином народном кандидате в президенты?

А пока в полку кандидатов в президенты прибывает. Самый неординарный омбудсмен в истории страны, запомнившийся своими яркими цитатами, Турсунбек Акун, выдвинут партией “Адам укугу” кандидатом в президенты на предстоящих выборах. Таким образом, кандидатов уже больше 40. Судя по всему, список уже будет расти.

Алмаз Исманов 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям