Третий раз на те же выборные грабли

12:18, 13 Декабря 2020

Кыргызстанцы в третий раз свергли власть из-за нечестных выборов. Подкуп и административное давление – постоянные спутники всех выборов в Кыргызстане - сыграли решающую роль и в этот раз. Будет ли это уроком для политэлиты и властных группировок, вызывает большие вопросы.

В материале “Все партии делают это...” от 28 августа 2020 года (http://www.nlkg.kg/ru/politics/elections-2020/vse-partii-delayut-eto) мы уже писали о том, что приостановление выборного процесса в Кыргызстане из-за пандемии COVID-19 обнажило такую давнюю проблему, как подкуп избирателей. Политические партии начали массово раздавать гуманитарную помощь кыргызстанцам, тем самым, по мнению ряда экспертов, нарушали конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей». Подобное нарушение происходит в период всех выборов и нивелирует саму идею проведения честного народного голосования.

4 октября 2020 года в Кыргызстане состоялись парламентские выборы. В Жогорку Кенеш Кыргызской Республики баллотировались 16 политических партий, из которых, по мнению экспертов, пять были провластными, остальные позиционировали себя в разной степени оппозиционности к действующему режиму.

С самого начала предвыборной гонки наблюдатели, представители партий и простые избиратели начали фиксировать массовые нарушения.

Форма №2 и ее отмена – решат ли вопрос с подкупом?

По ней любой избиратель, находящийся вдали от своего участка, на котором он зарегистрирован, например, из-за командировки или трудовой миграции, мог проголосовать там, где находится в настоящий момент. Но благое намерение вылилось в самое серьезное нарушение.

Общественный фонд «Общее дело», который проводил независимое наблюдение за выборами в ЖК КР 4 октября, заявлял о серьезной обеспокоенности увеличением количества избирателей, подавших заявления по Форме №2, то есть решивших голосовать на выборах по измененному избирательному адресу, а не по месту прописки.

По данным ЦИК КР на 27 сентября, общее количество заявлений по Форме №2 на этих выборах составило 496 239, или 14,08% от всего электората. Для сравнения: на парламентских выборах 2015 года число заявлений по Форме №2 составило 297 327, или 10,76% зарегистрированных избирателей, а на президентских выборах 2017 года было подано 315 461 заявление (10,42%).

«Мы не сомневаемся в том, что определенную часть подавших заявления по Форме №2 составляют те избиратели, которые действительно вынуждены изменить свой избирательный адрес по объективным обстоятельствам. При этом остается неясным, почему такое большое количество избирателей решило зарегистрироваться не по месту жительства. В настоящий момент невозможно проверить, связано ли это с изоляцией, личной инициативой избирателя, или они были подкуплены политическими партиями и кандидатами, которые стремятся манипулировать результатами выборов для достижения регионального порога в 0,7% и/или достижения внутрипартийного «мягкого» рейтинга», - заявляет ОФ «Общее дело». Фонд обращался в правоохранительные органы с просьбой расследовать этот вопрос.

В период с 8 августа по 19 сентября ежедневно на избирательные участки Бишкека подвозили десятки, а то и сотни жителей из близлежащих сел, которые даже не могли объяснить журналистам и наблюдателям смысла происходящего. Многие по наивности признавались, что им за регистрацию обещали деньги, часть сразу после регистрации по Форме №2, а часть после голосования за нужную партию.

Марлен Маматалиев, кандидат от партии “Мекеним Кыргызстан”, на встрече с активистами 18 октября 2020 года признался:“Форма №2 - это чисто коррупционная схема. Никто добровольно не будет подавать Форму № 2» (ссылка на встречу 18 октября: https://www.facebook.com/watch/live/?v=1631311183708865&ref=externa).

На фото: Марлен Маматалиев.

В результате избиратели пришли/приехали голосовать по Форме 2 на участки в Бишкеке, которые оказались «забиты» до предела. Законом установлена норма, что количество избирателей на одном участке не должно превышать 2500. Ещё до выборов тогдашний член ЦИК Атыр Абдрахматова заявляла об опасности срыва выборов по данной причине.

Сопротивляться этому массовому явлению даже руководителям участковых избирательных комиссий не было смысла, так как в случае неповиновения им грозило увольнение. В ряде СМИ (https://april.kg/ru/article/uvolen-direktor-sosh-60-eto-sdelano-po-politicheskim-motivam-schitayut-kollegi, https://kaktus.media/doc/419708_za_tri_dnia_do_novogo_ychebnogo_goda_yvolilsia_direktor_shkoly_bishkeka.html) освещали ситуацию с директором столичной школы №60 Маликом Даировым, который был и председателем УИКа.

27 августа, за три дня до начала учебного года, директора вынудили уволиться. Об этом педагоги средней школы №60 написали в официальном письме в Министерство образования и науки Кыргызской Республики.

Причина, о которой рассказали учителя школы №60, заключается в том, что из вышестоящих органов “поступило распоряжение о том, что всех граждан, которые приходят на участок, необходимо регистрировать”.

Как рассказали педагоги, впоследствии началась массовая регистрация людей, приезжали и граждане из регионов. В день приходилось регистрировать до 50 человек. В связи с этим на директора поступила жалоба, а позже стало известно о его увольнении.

«Сколько можно использовать учителей в политической игре!» - вопрошали тогда педагоги в своем официальном письме.

Атыр Абдрахматова уверенно заявляла, что происходящие явления и ее наблюдения доказывают «возможность наличия административного ресурса, подкупа избирателей и даже, возможно, фальсификации избирательных документов».

Ряд политических партий за несколько дней до выборов обратился в Центральную избирательную комиссию, Государственный комитет национальной безопасности и Генеральную прокуратуру с заявлением: «Просим ЦИК обнародовать данные по движению в списках избирателей в разрезе каждого избирательного участка каждого дня, начиная с 26 июля по настоящий момент. Кроме того, просим проверить совместно с членами ЦИК, правоохранительными органами, представителями общественных организаций, политических партий каждый факт массового включения избирателей по Форме №2. Просим Генеральную прокуратуру, ГКНБ проверить на наличие административного ресурса, подкупа избирателей и фальсификации избирательных документов, а также обнародовать результаты проверок».

В свою очередь ЦИК направил в правоохранительные органы и органы прокуратуры материалы по 64 фактам нарушений. Но никаких мер принято не было.

Наряду с другими общественными организациями Общественный фонд “Общее дело” тоже проводил независимый мониторинг выборов на предмет соответствия национальному законодательству и международным стандартам демократических выборов. В своей работе фонд опирался на статьи конституционного Закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» и положения Центральной избирательной комиссии по проведению выборов и референдумов КР.

В ходе мониторинга наблюдатели Общественного фонда “Общее дело” подготовили и направили ряд актов, заявлений, обращений и жалоб в ЦИК, ГП, МВД.

(см. инфографики).

 

 

Узаконенные взятки?

18 октября состоялся круглый стол, на котором гражданские активисты и депутаты обсуждали прошедшие выборы. Как цитирует Kloop слова кандидата от партии «Мекеним Кыргызстан», депутата Марлена Маматалиева, на данной встрече он заявил, что штаб его партии платил агитаторам заработную плату. «Таким образом, узаконив взятки», - подчеркнул Маматалиев. На встрече активистов по вопросам выборного процесса Маматалиев рассказал, что они набрали неограниченное количество агитаторов.

«По Бишкеку у нас было 12 тысяч агитаторов, они все получали заработную плату, мы платили по 20-25 тысяч сомов», - заявил политик.

По информации ЦИК на 4 октября, «Мекеним Кыргызстан» на выборах потратила 116 108 485 сомов. Если опираться на слова Маматалиева, то только на зарплату агитаторов партии в Бишкеке истратили 240 миллионов сомов. А ведь к этим расходам нужно добавить услуги за расположение баннеров партии, рекламу на телеканалах и сайтах, агитаторов в регионах (ссылка на встречу 18 октября: https://www.facebook.com/watch/live/?v=1631311183708865&ref=externa).

«Некоторые» агитаторы занимались подкупом голосов», - говорит Гульгакы Мамасалиева, директор Международного центра «Интербилим Ош». В день голосования наблюдателями от этой организации на некоторых участках были запечатлены люди со списками избирателей, они выдавали от 500 до 1000 сомов проголосовавшим за определенную партию. Наблюдателями «Интербилим Ош» были зафиксированы факты в Ошской и Джалал-Абадской областях, когда избирателям по спискам раздавали медицинские маски определенного цвета или с каким-нибудь опознавательным знаком, чтобы члены комиссий выдавали им бюллетени, где уже были проставлены метки голосования напротив нужной партии.

Для того чтобы избиратели точно проголосовали за нужную партию, некоторые “агитаторы” требовали предоставить фото бюллетеня для голосования. Директор ассоциации «Таза шайлоо» Эдир Бова заявил 5 октября, что было много попыток сфотографировать бюллетени. Такие случаи были зафиксированы в Джалал-Абаде, Таласе, Бишкеке.

Со времен обретения независимости остается проблема подкупа голосов и использования административного ресурса, признался замглавы ЦИК Абдыжапар Бекматов 16 ноября в эфире «Биринчи радио»: «Несмотря на вносимые изменения в Кодексы о нарушениях и проступках, эти вещи не искоренились», - признался он. А. Бекматов предположил, что если по нарушениям, допущенным на парламентских выборах, будут приняты меры после тщательного изучения материалов, то на предстоящих выборах их будет гораздо меньше.

«Кроме того, есть админресурс. Избирателей привозят автобусами, учителей или медиков заставляют голосовать за кого-то... Нам нужно принять меры, чтобы сократить количество таких случаев», - сказал А. Бекматов.

Манипуляции внутри партий

Не меньшие нарушения царили внутри политических партий. Мало того что большинство из них были созданы буквально за два-три месяца до выборов, так чтобы попасть в первую десятку кандидатов, необходимо было платить баснословные суммы.

«Чтобы быть в числе первых списка, некоторые давали по 500 тысяч, по одному миллиону долларов», - заявил кандидат Марлен Маматалиев.

Кроме того, во многих партиях существует негласная политтехнология – в первые ряды берут раскрученных персон: артистов, гражданских активистов, журналистов - а после выборов вынуждают отказываться от депутатства, чтобы на их места пришли нужные или денежные кандидаты. Такая ситуация возникала с экс-вице-премьер-министром Аидой Исмаиловой на выборах в 2015 году. Она баллотировалась от партии «Республика». А после того, как партия выиграла на выборах, многих кандидатов попытались выдавить из списка. А. Исмаиловой, как и другим депутатам, пришлось даже судиться с партией.

Виновные партии не наказаны

5 октября 2020 года, после того как огласили предварительные результаты выборов, согласно которым в парламент прошли только четыре партии, из них с огромным отрывом три провластные и с трудом набравшая заветные 7% партия «Бутун Кыргызстан», начался многолюдный митинг. На площади собралось до 10 тысяч кыргызстанцев, не согласных с итогами предварительных выборов. Однако из-за провокации группы молодых ребят правоохранительные органы начали разгон митинга. В результате начались столкновения митингующих с сотрудниками милиции. К утру 6 октября митингующие захватили здание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, что в Бишкеке имеет символ того, что власть пала. В этот же день ЦИК признал итоги выборов недействительными.

В результате столкновений погиб 19-летний парень, более тысячи кыргызстанцев получили ранения.

Дальнейшие события развивались более чем стремительно, и к власти пришел освобожденный из тюрьмы политик Садыр Жапаров, судимый за попытку захвата власти и захват заложника. Его сторонники силой и угрозами вынудили подать в отставку президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова.

По логике, так как итоги выборов были аннулированы, ЦИК должен был назначить новые выборы. Но события пошли по совершенно иному сценарию.

По мнению юриста Атыр Абдрахматовой, в конституционном законе четко обозначено: если выборы признаны недействительными или несостоявшимися, то ЦИК в течение месяца назначает повторные выборы.

“ЦИК вынес решение отменить итоги голосования не по причине нарушений, которые совершили выигравшие партии, а из-за социально-политической ситуации, сложившейся в стране. В законе четко указано, что если действия политических партий и кандидатов привели к нарушениям выборов, и они признаны недействительными либо несостоявшимися, то эти кандидаты не имеют права участвовать в повторных выборах. Я настаивала на том, чтобы ЦИК вынес решение на основе массовых нарушений. Чтобы мы установили партии и кандидатов, которые были в это вовлечены. Либо я предложила ЦИК признать свою вину, и тогда мы должны уходить, чтобы пришел новый состав. Но, к сожалению, большинством голосов было принято решение о социально-политической обстановке”, - говорит Атыр Абдрахматова.

Однако член ЦИК Кайрат Осмоналиев утверждает, что ЦИК принял свое решение по более широким основаниям. “Туда вошли несколько причин, в том числе то, о чем писала и Атыр Абдрахматова. Но то, что она говорит, – это только один аспект. Когда речь идет о недобросовестных участниках избирательного процесса, мы должны говорить не только о партиях, но и о второй стороне – людях, которые продавали свои голоса бессовестным образом, я их называю людьми с пониженной социально-политической ответственностью”, - объясняет К. Осмоналиев.

На фото: Кайрат Осмоналиев, член ЦИК

По словам К. Осмоналиева, детального анализа ситуации на тот момент не было, так как 6 октября 2020 года была опасность эскалации конфликта. “К этому моменту здание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики было разгромлено и подожжено. Появилась информация, что определенные группировки хотят и в ЦИК прийти и то же самое сделать. А у нас ни одного сотрудника милиции не было, только три парня из охранного агентства и мужественные женщины. Поэтому вынесенное решение больше политическое, так как на тот момент была крайняя необходимость, чтобы предотвратить худшую опасность”, - заключает член ЦИК К. Осмоналиев.

По результатам независимого наблюдения парламентских выборов, который проводил Общественный фонд «Общее дело», сделан вывод, что основными нарушениями парламентских выборов были подкуп, косвенно подтверждаемый массовым использованием Формы №2, и административный ресурс.

Для того чтобы прекратить подобные нарушения в дальнейшем, общественный фонд рекомендует правоохранительным органам усилить работу по предотвращению подобных фактов и по рассмотрению поступивших жалоб и заявлений. Следует установить ответственность за нарушения сроков рассмотрения жалоб и заявлений.

8 октября 2020 года Генеральная прокуратура Кыргызской Республики собранные материалы по вышеуказанным фактам многочисленных нарушений в ходе выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики зарегистрировала в ЕРПП по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 331 «Халатность» УК КР, и в порядке ст. 33 УПК проведение досудебного производства поручено СС МВД. Следствие проводится до сих пор.

ЦИК назначил выборы на 20 декабря 2020 года, но в результате решение ЦИК было отменено судом.

До сих пор не названы партии и кандидаты, виновные в нарушениях, а общество втянули в процесс обсуждения внесения поправок в законодательство, все ушли в дискуссии. По мнению независимых юристов из Комитета гражданского контроля, Садыр Жапаров, и.о. президента, не имел права инициировать проведение внеочередных президентских выборов, а также затевать реформу Конституции, в которой планирует изменить форму правления в Кыргызстане, усилив институт президентства и введя помимо выборов по партийным спискам ещё и одномандатные выборы. Он должен был провести новые парламентские выборы по прежней Конституции, а не грубо нарушать конституционный закон о выборах.

На фото: В центре Садыр Жапаров во время голосования депутатов ЖК КР.

Бои без правил, за власть

По мнению экспертов, события октября 2020 года могут оказаться бессмысленными, если не будут названы партии и политики, допустившие многочисленные нарушения на выборах.

Политолог Шерадил Бактыгулов считает, что произошедшие события нельзя называть революцией. “Это было несогласие граждан с итогами голосования, с тем, как с ними обращались. Другое дело, что плодами воспользовались другие. Люди хотели очищения, обновления”, - говорит политолог.

В свою очередь, Эльмира Ногойбаева, политолог, считает, что дальнейшая политическая борьба будет ещё более ожесточенной.

«По одной простой причине – люди борются за капитал. Не за финансовый, а за политический. В нашей стране политический капитал играет намного более важную роль, чем финансовый. Потому что, обладая политическим капиталом, можно назначать людей на должности, двигать большие формальные или неформальные проекты. Обладая политическим капиталом, гораздо проще открывать, вести и продвигать свой бизнес. Поэтому олигархи, бизнесмены - все люди, имеющие финансовые капиталы, особенно неформальные, - нуждаются в политическом капитале. Также в парламент идут люди, которым нужен иммунитет. С этой целью туда идут даже не отдельные лица, а целые семьи», - говорит Ногойбаева.

Таким образом, рвущиеся к власти олигархические силы понимают, что если в ближайшее время пройдут выборы, то попасть им в парламент нет никакой возможности. Поэтому депутаты шестого созыва, 75% из которых рвались в новый созыв в составе провластных партий, поддержали новый законопроект, который приостанавливает действия двух статей конституционного закона, продлили себе полномочия на 8 месяцев и перенесли парламентские выборы на более поздний срок. Вероятно, они также поддержат любые предложения по изменению Конституции, лишь бы остаться у власти.

Издание «Новые лица» благодарит Общественный фонд «Общее дело» за содействие при подготовке материала, а также всех экспертов, которые поделились своими мнениями, потому что им небезразлично будущее нашей страны.

Лейла Саралаева

Фото: Вячеслава Оселедко и Абылая Саралаева

 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям