Новый министр иностранных дел, несмотря на занимаемую должность, человек непубличный. Взять у него интервью оказалось делом сложным. Главный дипломат страны не согласился встречаться с журналистом и ответил лишь на часть наших вопросов письменно. Однако из сухих и очень обтекаемых ответов, подготовленных, очевидно, соответствующими клерками министерства, можно разглядеть хоть какие-то контуры внешней политики, осуществляемой молодым министром.
- Вы стали самым молодым министром в истории МИДа Кыргызстана. Были ли сомнения, когда Вам предложили занять эту должность?
- Ответственность высокая. Безусловно, были сомнения.
- Вы сторонник многовекторной дипломатии? Или наша страна должна жестко придерживаться интеграционных процессов ЕАЭС?
- Евразийский экономический союз не единственное объединение, участником которого является Кыргызстан. Конечно, экономическая интеграция в рамках ЕАЭС является важным экономическим направлением. Но республика активно работает и по линии ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, СНГ, ОЭС, ССТГ, многих других региональных организаций.
Эффективное достижение поставленных целей и задач на международном уровне во многом зависит от последовательного и взвешенного подхода. Мы руководствуемся национальными интересами и проводим продуманную внешнюю политику. И принцип «исключения» в сотрудничестве с нашими партнерами не соответствует интересам нашей страны.
На фото: с российским коллегой С. Лавровым
- Согласны ли Вы с тем, что у нашей страны заметно охладели отношения с США?
- Взаимодействие Кыргызстана с США является одним из приоритетных направлений внешней политики. Наши страны являются партнерами по многим направлениям.
В отношениях между государствами бывают разные ситуации, которые приходится решать. В последние несколько лет двусторонние отношения с Соединенными Штатами имели тенденцию к спаду. Во многом это произошло из-за окончания сроков соглашения по пребыванию Центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас» и денонсации двустороннего Соглашения о сотрудничестве. Но принципиальные позиции в наших взаимоотношениях остались неизменными. Я думаю, что отношения с США должны развиваться по всем направлениям. И отсутствие одного соглашения не должно быть помехой для дальнейшего развития двустороннего партнерства.
В сентябре прошлого года в Кыргызстан прибыл новый посол США Дональд Лу. У нас была беседа. Достигнуты определенные договоренности по вопросам усиления и развития двустороннего диалога на политическом уровне. В середине декабря в Бишкеке находилась делегация США во главе с представителем Белого Дома по Центральной Азии при Совете национальной безопасности США Э. Руденшольдом. Обе стороны согласны, что сотрудничество нужно активизировать. Для этого будут прорабатываться новые соглашения.
Хочу отметить, что Кыргызстан и США являются партнерами по демократии. Взаимодействие наших стран всегда было основано на общих ценностях и принципах свободы и демократии. И наша страна, безусловно, признательна правительству и народу США за поддержку в укреплении нашей государственности и построении демократических основ страны. Мы надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество.
На фото: с послом США в КР Дональдом Лу
- Как Вы планируете выстраивать отношения со странами Евросоюза?
- Отношения Кыргызстана с ЕС
развиваются. Как вы знаете, в апреле 2018 года прошел визит президента С.
Жээнбекова в Брюссель. Там состоялись переговоры с лидерами основных институтов
ЕС по широкому кругу вопросов. И главное, была достигнута договоренность об
активной разработке нового Соглашения о расширенном партнерстве и
сотрудничестве между Кыргызстаном и ЕС. Переговорный процесс по нему должен
закончиться до лета
- В СМИ и социальных сетях в последнее время появилось много информации о том, что не те люди назначены послами, что они не тем занимаются. Как Вы оцениваете уровень сотрудников наших диппредставительств за рубежом?
- Посол представляет и защищает интересы и права граждан и страны в целом. И на такую важную должность, обремененную большой ответственностью, не может быть назначено некомпетентное лицо. Сейчас у нас уже довольно четко проработаны процедуры назначения послов. В этом процессе участвуют президент, парламент, премьер-министр. Требования к кандидатам на должность посла тоже известны. Претендент должен иметь соответствующий дипломатический и общественно-политический опыт, как правило, владеть одним из иностранных языков, быть способным по своим личным качествам, профессиональному образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Что касается сотрудников наших загранучреждений. Как известно, все они перед направлением в длительную заграничную командировку отрабатывают в Центре – МИДе - минимум два года. Поэтому интересы нашей страны отстаивают и защищают компетентные и достаточно подготовленные сотрудники. Мы и дальше будем анализировать данный вопрос и совершенствовать порядок направления сотрудников в загранучреждения, а также усилим координацию и контроль за работой загранучреждений республики.
На фото: с главой МИД Казахстана К. Абдрахмановым
- Достаточно ли сейчас у Кыргызстана диппредставительств за рубежом?
- На данный момент у нашей страны 27 посольств, 2 постоянных представительства, 5 генеральных консульств, 7 консульских агентств, отделений посольств, визовых пунктов, канцелярий, вице-консульств.
- Считаете ли Вы, что необходимо увеличить количество посольств и консульств? А может быть, наоборот, нужно сократить?
- Министерство каждый день думает, рассматривает и обсуждает разные варианты, целесообразность и эффективность отдельных загранучреждений. Думаю, по результатам соответствующих расчетов и анализа министерство внесет свои предложения, которые должны быть согласованы с соответствующими ветвями власти.
Александр КУЛИНСКИЙ
Спарвочно
Чингиз Айдарбеков родился в Бишкеке в 1977 году.
Образование:
· 1998 — окончил факультет ДиПМ Международного университета Кыргызстана по специальности "международные отношения" (бакалавр);
· 2001 — стал магистром по специальности "международное право".
Трудовая деятельность:
· 1998 — атташе главного управления СНГ Министерства иностранных дел КР.
· 2001-2003 — третий, второй секретарь главного управления СНГ МИД КР;
· 2003-2005 — первый секретарь управления СНГ МИД КР;
· 2005-2008 — первый секретарь посольства КР в Узбекистане, временный поверенный в делах КР в РУз;
· 2008 — заведующий отделом многостороннего сотрудничества Департамента СНГ МИД КР;
· 2008-2010 — советник посольства КР в Туркменистане;
· 2011 — эксперт отдела внешних связей и протокола аппарата президента КР;
· 2011 — заместитель заведующего отделом внешних связей и протокола аппарата президента КР;
· 2012-2016 — заведующий отделом международных связей и протокола аппарата Жогорку Кенеша;
· 2016 — 2018 — посол Кыргызстана в Японии.
17 октября 2018 года назначен министром иностранных дел Кыргызстана.
Является советником государственной службы III класса. Автор более 10 научных статей о международном уголовном праве, преступлениях против мира и безопасности человечества.