Разговор о взаимоотношениях с Поднебесной мы вновь начинаем на фоне состоявшегося совсем недавно трехдневного государственного визита президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова в Китайскую Народную Республику.
Подписание Совместной декларации об установлении всестороннего стратегического партнерства между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой – основной итог визита, который многие СМИ с полным основанием назвали «прорывным».
Речь идет о более глубоких отношениях, реальном экспорте кыргызских сельхозпродуктов в Китай, возможной роли нашего государства в качестве «моста» между ЕАЭС и Китаем. Конечно, все эти возможности не будут реализованы прямо сегодня или завтра. Но в любом случае было бы очень печально их упустить.
В то же время Китай как самый заметный мировой экономический феномен специалистами в Кыргызстане изучен очень слабо. Китаистов недостаточно, любая экспертная оценка в этой области обязательно выходит неполной. Именно по этой причине столько вопросов вызывает история с модернизацией ТЭЦ Бишкека. Впрочем, это не только кыргызская особенность, хороших и доступных материалов по Китаю нет не только у нас, но и во всей Средней Азии.
Самый известный китаист в Кыргызстане и эксперт высокого уровня - экс-министр иностранных дел, экс генсек ШОС Муратбек Иманалиев. Сейчас он не слишком жалует журналистов, но, к счастью, периодически публикует свои собственные экспертные обзоры.
«Нехватка серьезных научно-экспертных и публицистических работ привела к созданию двух весьма разных «образов» Китая в общественном сознании людей. Во-первых, это все более укрепляющийся страх перед Китаем, который в сознании некоторой части населения в будущем представляется как мировой гегемон и агрессор. Во-вторых, речь идет о перманентном восхищении достижениями Китая, которое сопровождается постоянно расширяющимся интересом жителей Центральной Азии к истории, культуре, традиционной медицине, национальным видам спорта Китая, китайскому языку.
Два антагонистических образа соседней страны сосуществуют параллельно, при этом не мешая друг другу. Совершенно очевидно, что в основе этого лежит отсутствие или нехватка объективной и доступной информации. Для китайских специалистов по Центральной Азии должно быть ясно, что движение в регион только в азимуте экономического и инвестиционного партнерства – это мало, а в ряде случаев еще и создает существенные проблемы», - говорит эксперт.
Простой практический пример плохой информированности, той проблемы, о которой говорит Иманалиев, – потенциальные и реальные «народные бунты» в местах, где уже сейчас появляются предприятия с китайскими инвестициями. При всем уважении к народу, в ситуации, когда местное население может спалить офис инвестора в любой момент, рассчитывать на внимание серьезного бизнеса к нашей стране слегка наивно, мягко говоря. Другими словами, работать надо во всех направлениях, и информационное – грамотное, объективное, честное освещение процессов и культурно-экономических связей - ускользнуть от внимания государства и бизнес-сообщества просто не имеет права.
Решать эту проблему нам как-то придется. Тот же Иманалиев за кулисами различных международных форумов предлагал создать специальный национальный орган, который всерьез занялся бы изучением и адекватным распространением материалов о Китае. Там же можно было бы заняться стратегиями по преодолению стереотипов.
Дружить с Китаем все равно придется, потому чем теснее контакт, тем лучше. «Успехи Китая невозможно отрицать. В частности, речь идет о динамике экономического развития, достижениях китайской науки, культуры и спорта и так далее. Подчеркивается трудолюбие, бережливость китайцев – эти качества ставятся в пример. В кыргызской прессе уже появились призывы «учиться у китайцев». Особую поддержку эта тема получила среди бизнесменов и военных», - говорят эксперты. Причем наше сближение с Китаем одновременно означало бы усиление ЕАЭС и укрепление наших позиций в этом объединении. Во всяком случае, могло бы означать.
Министр экономики КР Олег Панкратов в неформальной беседе с журналистами между мероприятиями госвизита рассказал, что Китай стал лидирующей страной по объему товарооборота с Кыргызстаном. Размер торгового сальдо с Россией тоже растет, но с Китаем – большими темпами. Конечно, сейчас сальдо не в нашу пользу. То есть экспортируем мы в Китай на 100 млн долларов в год, а ввозим примерно на 1,4 млрд долларов. Изменить это соотношение, сократив разрыв хотя бы в несколько раз, реально на основе подписанных в Пекине документов. На встрече с нашим лидером Си Цзиньпинь перед сотнями телекамер сказал, что горячо приветствует увеличение экспорта в Китай кыргызских товаров, в частности, сельхозпродукции. Сейчас идут переговоры о строительстве сертификационных лабораторий у нас. Чтобы понять, что на самом деле значит подобное заявление китайского лидера, надо вникнуть в структуру китайской экономики. При всей ее открытости, при всей коммерческой направленности Китай остается государством с непререкаемым авторитетом власти. Другими словами, речь Си Цзиньпиня – вектор, который китайский бизнес не проигнорирует. А значит, через некоторое время китайский рынок на самом деле начнет открываться для нашей сельхозпродукции. Судя по всему, ей уготована роль элитного, дорого органического продукта на рынке. За нами лишь – не погнаться за сиюминутной прибылью и суметь соответствовать. Это в нашем контексте самое сложное. Но другого выхода нет.
Если говорить о производстве, таким же брендом нам суждено стать (или не стать) и в ЕАЭС. Тенденция сопряжения «ЕАЭС» и «Один пояс – один путь» уже настолько очевидна, что экономическая интеграция с Китаем всех стран, входящих в Евразийский экономический союз, – дело практически решенное, вопрос только в сроках и формах. Причем на пути – все страны региона. И полностью исключить себя из процесса не удастся никому.
«Один пояс - один путь» – это не проект и не программа, а, скорее всего, предложение Китая евразийскому миру сконструировать некий исторический процесс социально-экономической, инфраструктурной и инвестиционно-финансовой «континентализации» Евразии. Инициатива «Один пояс - один путь» – практически первый в истории КНР глобальный внешнеполитический программный подход государства к решению евразийских проблем», - говорит экс-министр иностранных дел, экс-генсек ШОС Муратбек Иманалиев.
«Один пояс – один путь» - это реальная альтернатива существующему в регионе разброду и шатанию. Ведь у всех азиатских стран бывшего Союза никакой общей стратегии на данный момент нет, даже, скорее, некие доктрины противоречат друг другу. Например, Туркменистан упорно придерживается так называемого нейтралитета, на практике, не-вступления ни в какие сообщества, а Узбекистан только последний год начинает потихоньку отказываться от стратегии полной самоизоляции.
Руководитель аналитического консорциума «Перспектива» Валентин Богатырев считает: «Это, я бы назвал, сетевой подход в программировании развития. Мы видим, что идея в целом благосклонно принята всеми странами Центральной Азии. Удивительный феномен, поскольку эти страны всегда имели настороженное отношение к китайскому продвижению в регион. А все потому, что философия программы вынуждает участников определиться с собственными целями и интересами. Фактически запускает механизмы национального самоопределения. Это очень по-китайски, знаете ли».
Как в инициативу «Один пояс – один путь» впишется Кыргызстан, сегодня полностью зависит от нас. Понимание важности вопроса на самом верху есть, по впечатлению. После Пекина президент Кыргызстана отправился в Циндао на очередное заседание совета глав государств-членов ШОС. Кыргызстан на этом заседании на год принял председательство в Шанхайской Организации Сотрудничества. В своей речи Жээнбеков обозначил точки сборки, инициативы, которые станут лейтмотивом этого председательства. Все они однозначно пересекаются с вехами и итогами госвизита в Китай.
«Нам нужно принять действенные меры по практическому сопряжению «Одного пояса – одного пути» с Евразийским экономическим союзом»,- сказал, наряду с прочим, в своей речи Сооронбай Жээнбеков.
Вопрос с приоритетами ясен. А вот по тактике и стратегии пока – сплошной туман. Чиновники из правительства видят в основном инвестиционно-торговые аспекты ситуации. А вот как мы объясним своим гражданам, что инвестор не придет, пока не получит гарантий как минимум адекватного отношения, мы пока не знаем.
Подготовила Светлана Бегунова
Бишкек – Пекин – Циндао - Бишкек