Международные соглашения – это не игры

10:27, 16 Ноября 2023

Габриэла Геллил, чрезвычайный и полномочный посол Германии в Кыргызстане, высказалась о законах о СМИ и законах об НПО, в интервью изданию “Новые лица”.

- За 32 года независимости в Кыргызстане получило хорошее развитие свобода слова, это наше главное достижение. Однако, в последнее время началось беспрецедентное давление на независимые СМИ и журналистов. Как вы оцениваете подобный откат от демократии и что можете сказать в поддержку кыргызских журналистов?

- По сравнению с другими странами центральназиатского региона, Кыргызстан не только стал образцом, пионером, но и той страной, в которой показатели свободы слова и свободы СМИ стали достижением. Это действительно успех развития страны, который является образцом в регионе. Разумеется, мы, работая в стране, не имеем права указывать ни народу, ни представителям народа, что им делать и как им быть при решении определенных вопросов политического или другого свойства. Но в то же время, если наш совет желателен, мы хотели бы его дать. Свобода слова – это сокровище, которое обретено за 30 лет независимости Кыргызстана, его надо охранять, лелеять и ухаживать. Именно этот аспект гарантирует в обществе очень здоровое развитие. Иногда возникают вопросы, связанные с тем, чтобы сохранить любого кыргызстанца от неверной, иногда осознанно фальшивой информации. Такая защита должна быть предоставлена государством. Но, тем не менее, крайне важно соблюдать определенную объективность. Я думаю, мы здесь объективны. Кроме того, мы наблюдаем за тем, что чаще всего вызывает возмущение, критика каких-то событий, которые нам кажутся спорными, вот эта реакция, критика в СМИ, чаще всего является объективной. Свобода слова является серьёзным завоеванием демократического развития, успехом страны, и ,разумеется, надо иметь мужество, и это мужество мотивирует всё общество вступаться и защищать те достижения, что в стране есть.

- В последнее время, к сожалению, давление испытывают и неправительственные организации. В парламенте в первом чтении прошёл законопроект о внесении изменений в закон “о НКО”, в котором вводится понятие “иностранный представитель”, и другие дискриминационные нормы. Что Вы думаете об этих тенденциях?

- НПО, которые работают в Кыргызстане, покрывают в серьёзном объёме в первую очередь социальный сектор. Здесь прилагаются услуги, решения и финансирование для решения очень многих социальных проблем, которые из-за недостаточной мощности госбюджета не могут быть покрыты государством. А Кыргызстан это страна, бюджет которой не позволяет оказать серьёзные услуги, например для адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, детей или каких-то уязвимых групп населения. И этот социальный сектор в значительной степени покрывается деятельностью НКО. И очень жаль, что сужение пространства их действий, возможно, каким-то образом нарушит этот канал по спасению людей, которые не всегда имеют возможность вести достойную жизнь.

Разумеется, есть часть НКО, которая занимается политической деятельностью. В принципе понятны и аргументы со стороны власти Кыргызстана. Но здесь нужно мириться с тем, что это с одной стороны показатель зрелости гражданского общества, но с другой стороны, существует закон, если работает какая-то часть НКО, которая считается очень полезной, то нужно позволять работать и той части НКО, которая выносит на повестку дня какие-то спорные вопросы. Потому, что общество, которое имеет опыт демократического развития, с высокой степенью участия простых граждан в управлении страны, активностью, которая позволяет улучшить ситуацию для развития и процветания, является самым главным показателем демократического развития общества. И поэтому на многих встречах с представителями органов власти и в беседах на уровне посольств всё время высказывается предупреждение о том, что стоит внимательно посмотреть и дать правильную оценку деятельности НКО в Кыргызстане и дать им возможность работать, чтобы не только осуществить социальную помощь для людей в сложных жизненных ситуациях, но и в том, чтобы Кыргызстан имел возможность развития.

Я хотела добавить о правовой составляющей при обсуждении подобных законов, которая позволяет группе стран обращаться не только с убеждениями, но и с требованиями. А именно, это международное право. Кыргызстан является участником международных договоров с другими странами. Именно поэтому несет определенную долю ответственности и обязательств за все свои действия, которые проходят на территории страны. То есть именно это состояние – нахождение в системе международного права, когда по международным соглашениям, партнёрами являются эти страны, они имеют возможность и право говорить о том, существуют ли нарушения обязательств. Здесь мы апеллируем к понятию  правовое государство, что является важным. Другими словами, именно это позволяет странам,  в случае принятия какого-то закона внутри страны, нарушающего международные обязательства, не только указать на это, но и призвать страну отнестись к этому очень серьёзно, потому что это не игры какие-то.  А мы считаем, что в той редакции, в которой существует законопроект об НКО имеются нарушения международных обязательств. Поэтому мы имеем право не только призвать, но и потребовать от страны, доработать редакцию этого закона, чтобы оно удовлетворяло в том числе и требования Кыргызстана, как участника международных договоров. Это очень важный аспект.

 Подготовила Лейла Саралаева
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям