В Пекине завершился первый международный форум “Один пояс и один путь”, в котором приняли участие главы 28 государств мира, а также руководители ведущих мировых финансовых институтов. Саммит проигнорировали два соседа Китая - Индия и Япония, а также ведущие страны Европейского Союза и США. Страны СНГ были представлены Россией, Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном.
Практически все главы стран ЕАЭС прибыли в Пекин в гордом одиночестве, кроме президента Беларуси, который в нарушение протокола везде появлялся вместе со своим великовозрастным сыном. Непонятно, какую роль выполняет сын белорусского президента во время таких вояжей. Было бы забавно увидеть его во время культурной программы, которую устроила для вторых половинок супруга китайского лидера. Российское ИА Sputnik за сутки до начала саммита буквально рассыпалось в комплиментах в адрес супруги узбекского президента, для которой вояж в Пекин стал “боевым крещением”в статусе первой леди на международной арене.
Для нынешнего китайского руководства успешная реализация и, самое главное, существенное расширение границ инициативы “Один пояс и один путь” - дело чести, а для стран, расположенных вдоль исторических сухопутных и морских путей Шелкового пути, - возможность участвовать в глобальном экономическом проекте. Хотя некоторые соседи Китая воспринимают его больше как геополитический проект. Но при любом раскладе проект “Один пояс и один путь” открывает новые возможности для всех заинтересованных сторон.
По итогам форума китайские власти заявили, что они выделят еще 14,5 млрд долларов для специального фонда Шелкового пути, созданного в 2014 году для поддержки различных проектов в других странах. Кроме этого, два китайских банка предоставят в виде займов еще 55 млрд долларов на осуществление проектов в рамках инициативы “Один пояс и один путь”.
Президент КР Алмазбек Атамбаев во время расширенной встречи с китайской стороной на полях форума “Один пояс и один путь” еще раз подчеркнул, что Китай является важным и надежным партнером Кыргызской Республики. Председатель КНР Си Цзиньпин заверил, что китайское правительство продолжит оказывать помощь Кыргызстану и содействие в реализации конкретных проектов исходя из потребностей кыргызской стороны.
Кыргызские инициативы
Глава Кыргызской Республики Атамбаев, выступая на круглом столе “Синергия стратегий развития в интересах углубления партнерства” с участием глав государств-участников форума “Один пояс и один путь” поддержал ряд предложений китайского руководства и озвучил инициативы кыргызской стороны, предложив сделать такой форум ежегодным мероприятием глобального масштаба.
В частности, президент КР выразил готовность кыргызской стороны к сопряжению концепции “Один пояс и один путь” с национальной программой “Таза коом”. В качестве первых шагов глава кыргызского государства предлагает сделать Кыргызстан логистическим центром для расширения сети Интернет. “Если волоконно-оптическую сеть из Китая в Европу провести через территорию Кыргызстана, то скорость передачи данных увеличится в десятки раз от Гонконга и Шанхая до Берна и Рима, Будапешта и Брюсселя, до Праги и Мадрида. И второе - построение высокотехнологических логистических центров и развитие совместной электронной торговли”, - отметил президент КР.
По его словам, Кыргызстан мог бы стать отличным логистическим центром для оперативного выполнения интернет-заказов потребителей стран Евразии, активно пользующихся услугами ведущих китайских интернет-магазинов “Алибаба” и “Таобао”.
Особое внимание на форуме было уделено строительству железной дороги из Китая в Ферганскую долину через Кыргызстан. “Эта дорога будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии и предоставлению прямого и удобного выхода к портам Персидского залива и Тихого океана”, - заявил президент Атамбаев.
Глава Кыргызстана в своем выступлении особо отметил, что строительство такой дороги полностью соответствует целям и задачам инициативы “Один пояс и один путь” в части создания альтернативных транспортных коридоров. В этой связи строительство альтернативной автомобильной дороги “Север-Юг” тоже является составной частью транспортных проектов китайской инициативы “Один пояс и один путь”.
“Таза коом” перекликается с инициативой “Один пояс и один путь”
“Многие идеи в инновационном проекте “Таза коом”, который должен стать важной частью Национальной стратегии развития страны до 2040 года, созвучны с инициативой “Один пояс и один путь”. Например, он может стать частью Цифрового Шелкового пути, о котором на форуме говорили и президент КР, и председатель КНР”, - сказал в интервью “Новым Лицам” эксперт по Китаю Шерадил Бактыгулов.
Согласно мнению эксперта, уже сегодня можно говорить о первых успехах двухстороннего сотрудничества. “Касательно строительства железной дороги из Китая транзитом в Узбекистан, мы еще в 2013 году получили принциальное согласие узбекской стороны. Сейчас идет обсуждение прохождения маршрута будущей дороги и формулы расчета по кредитным соглашениям по этому проекту. Дело в том, что по расчетам 2011 года строительство этой дороги обошлось бы в 3-4 млрд долларов, а сейчас уже необходимо 7-8 млрд. Так происходит не потому, что наценка какая-та идет, просто цены выросли на оборудование за эти годы плюс инфляция. Но хочу подчеркнуть, что это вполне реализуемый проект, просто он требует детального обсуждения.
Наши соседи-узбеки с помощью китайской стороны смогли построить железную дорогу через перевал Камчы, чтобы соединить Ферганскую долину с Ташкентом, таким образом, они смогли вытащить свои три области из транспортного тупика. У нас ведь аналогичная ситуация.
В Кыргызстане работают порядка 12-15 компаний в сфере высоких технологий, которые разрабатывают программные обеспечения для европейских, японских и американских фирм. Рынок инновационных и высоких технологий у нас активно развивается. Поэтому инициатива президента Атамбаева, озвученная на форуме, о создании высокотехнологических логистических центров в Кыргызстане вполне реализуемая. Помните прошлогоднюю историю с необоснованным повышением тарифов на Интернет со стороны казахских поставщиков? Во всем мире стоимость Интернета понижается и составляет где-то 80 центов, но только не у нас. В Кыргызстане Интернет все еще дорогое удовольствие. В Казахстане и России он дешевле в три раза, чем у нас. Мы заложники казахских операторов связи, поэтому, если мы в рамках инициативы “Один пояс и один путь” сможем присоединится к шанхайской ветке, мы будем получать более качественный Интернет по сходной цене. Все это откроет нам новые возможности для реализации собственных идей в сопряжении с инициативой “Один пояс и один путь”, - сказал Бактыгулов.
Великая китайская мечта
По словам эксперта по вопросам геополитики Эдиля Осмонбетова, проект “Один пояс и один путь” носит глобальный характер, потому что он смог объединить в себе исторический сухопутный Шелковый путь с современным морским. В Пекине считают, что грядет великое открытие Евразии, а за ним возрождение Китая, которое в китайских СМИ называют “великой китайской мечтой”. Сегодня они занимают вторую строчку в мировом рейтинге по мощи своей экономики, а хотят быть первыми.
“Китай крайне заинтересован в вовлечении в этот проект как можно большего числа государств. Центральная Азия занимает свое ведущее место в силу исторических реалий. Сегодня Китай все планирует в долгосрочной перспективе, в отличие от прошлых лет, когда были пятилетки. Это важно отметить, когда речь идет об инициативе “Один пояс и один путь”.
К 100-летию коммунистической партии Китая в 2029 году они должны достичь результатов первого этапа, а потом наступает следующая фаза.
Это достаточно амбициозный проект, который охватывает около 5 млрд человек (для сравнения, все население земного шара чуть больше 7,5 млрд ), а общий объем торговли составляет 21 трлн долларов.
Для Китая важно в рамках этой инициативы пробить транспортные коридоры в Европу и страны Ближнего Востока. Они включают в орбиту своих интересов даже Африку, Индонезию и Австралию и выйти дальше на Латинскую Америку.
Если помните, недавно из Китая через территорию России на Британские острова прибыл первый грузовой поезд. Этот путь он проделал за 16 суток, в то время как морской путь доставки грузов через Суэцкий канал составлял 36 суток. Сейчас прорабатывается проект строительства скоростной железнодорожной магистрали из Шанхая в Москву. На этом поезде из Пекина в Москву можно будет доехать за сутки! Вопрос с разницей колеи в странах СНГ тоже активно решается. В этот проект сейчас активно подключаются Россия и Казахстан.
Если говорить по соседям, больше всего китайских инвестиций в соседнем Таджикистане. С Узбекистаном они подписали более ста соглашений. Мы должны найти пути сопряжения в сотрудничестве с Китаем и войти в его орбиты, чтобы получить плюсы для себя. Только не стоит забывать о национальных интересах”, - заключает Осмонбетов.
Как заметил эксперт Осмонбетов, нужно вовремя вскочить в этот стремительно набирающий обороты «поезд», запущенный в Пекине, чтобы потом не кусать локти от досады, что пропустили процесс интеграции. Поэтому тысячу раз прав президент Атамбаев, когда делает ставку на развитие интернет-технологий, учитывая географическое положение Кыргызстана и мощный, нереализованный человеческий потенциал кыргызстанцев.
Алмаз Исманов
Фото Султана Досалиева