Некоторые депутаты ЖК, которых связывают с беглым таможенником Райымом Матраимовым, с маниакальной настойчивостью протаскивают закон о НКО, списанный с российского. Тот факт, что депутаты убрали уголовную ответственность в Законе о НКО, не делает его менее дискриминационным.
Вот такая арифметика
22 февраля Жогорку Кенеш одобрил во втором чтении изменения в Закон «О НКО», инициированные Надирой Нарматовой и группой депутатов, которые предусматривают введение понятия «иностранный представитель» (аналог иноагента в российском законодательстве).
За проголосовали 64 нардепа, против — 5.
Однако голосование прошло с нарушениями регламента парламента. Народные избранники проголосовали за своих отсутствующих коллег, что противоречит статье 84 регламента ЖК.
В частности, регламент нарушили депутаты Эльмурза Сатыбалдиев, Айбек Алтынбеков, Айбек Осмонов, Равшан Рысбаев, Арсланбек Малиев и другие. При этом, на заседании было зарегистрировано 83 парламентария, в зале фактически сидели не более 50.
Закон о НКО по-прежнему дискриминационный
Накануне, 20 февраля, на парламентском комитете по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту инициатор проекта закона о НКО Надира Нарматова сообщила, что из документа решили убрать норму об уголовной ответственности «приняв во внимание предложения гражданского общества, международной экспертной группы и депутатов».
Таким образом, в законопроекте убрали поправку в Уголовный кодекс статью 200-1, которая гласит «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» и предусмотренное наказание вплоть до лишения свободы до трех лет. А также за активное участие в деятельности объединений, указанное в части 1 статьи, а равно за пропаганду деяний таких организаций — до пяти лет.
Однако, по мнению юристов, данный законопроект по-прежнему содержит дискриминационные положения, которые будут подрывать деятельность многих НПО в Кыргызстане.
К примеру, регистрация НПО, получающих иностранное финансирование и занимающихся широко определенной политической деятельностью, в качестве «иностранных представителей» НПО - ИП, это фактически навешивание ярлыка. К «формам политической деятельности» отнесены участие в любых публичных мероприятиях, дебатах, выступления, обращения к государственным органам, распространение мнений о принимаемых государственными органами решениях, проведение опросов и исследований, среди большого количества прочих действий, относящихся к конституционным правам граждан. А как в таком случае, можно узнать мнение граждан по самым важным вопросам, начиная от разработки уранового месторождения до изменений в Конституции?
Публичный Реестр «иностранных представителей» должен включать наименование и сведения об учредителях и руководителей НПО - ИП. Кроме того, руководитель НПО-ИП должен подать заявление о его включении в реестр «иностранных представителей».
Обязывает все НПО-ИП проходить ежегодный финансовый аудит и предоставлять результаты аудита в уполномоченный орган (скорее всего, уполномоченным органом будет Министерство юстиции Кыргызской Республики (МЮКР)).
Требует маркировки всех материалов НПО-ИП как «произведенных, распространенных и (или) направленных некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного представителя».
Наделяет уполномоченный орган правом приостанавливать деятельность НПО-ИП без решения суда на срок до шести месяцев с последующей ликвидацией в судебном порядке за уклонение от регистрации в качестве «иностранного представителя», отсутствие маркировки своих материалов как произведенных/распространенных НПО-ИП или непредоставление в уполномоченный орган аудиторского заключения.
Запрещает НПО-ИП, находящейся в стадии приостановления деятельности, использовать свои банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, и уплате налогов, сборов и штрафов.
Предоставляет Министерству юстиции КР право проводить проверки деятельности НПО - ИП, а также их расходов и иного использования имущества на предмет соответствия уставным целям, запрашивать внутренние документы, получать доступ к информации НПО-ИП из кредитных и иных финансовых организаций, а также участвовать в любых мероприятиях НПО-ИП. Законопроект также требует, чтобы иностранные некоммерческие организации осуществляли свою деятельность на территории Кыргызской Республики через свои структурные подразделения – зарегистрированные филиалы и представительства.
Получается, работу любого НКО можно прекратить в любой момент, за малейшую провинность.
Закон противоречит международным обязательствам
Об этом регулярно заявляют солидные международные организации.
К примеру, международная организация по защите свободы слова «Репортеры без границ» осудила принятие поправок в закон о некоммерческих организациях, инициированных Надирой Нарматовой и группой депутатов, которые предусматривают введение понятия «иностранный представитель» (аналог иноагента в российском законодательстве).
В заявлении говорится, что организация «осуждает эту новую угрозу для НПО и СМИ и призывает Жогорку Кенеш отозвать этот законопроект, который противоречит международным обязательствам страны».
Организация «Репортеры без границ» также отмечает, что документ скопирован с российского законодательства.
Директор HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон заявил: «Организация глубоко обеспокоена тем, что законопроект об «иностранных представителях» был принят во втором чтении в парламенте Кыргызстана. Законопроект нарушает обязательства КР, так же, как члена Совета ООН по правам человека, в области защиты прав граждан».
Он также отметил, что документ ограничивает деятельность неправительственных групп, например, в сферах социальных услуг и соцобеспечения, образования, а также позволяет властям налагать санкции на НПО за нечетко определенную «политическую деятельность».
«Группы гражданского общества играют законную роль в обществе и не должны подвергаться стигматизации», — написал директор Human Rights Watch.
HRW призывает парламент Кыргызстана отказаться от разработки законопроекта и начать конструктивный диалог с НПО по вопросам прозрачности и управления.
Международной общественности очевидно, что данный закон значительно сужает демократическое поле в Кыргызстане. Кроме геополитического контекста, данный закон выгоден и действующейей власти, которая взяла курс на усиление авторитаризма.
Подготовила Лейла Саралаева