Парламентарии предлагали кардинально изменить систему выборов депутатов Жогорку Кенеша. Почему им это не удалось?
Алмамбет Шыкмаматов, лидер фракции «Ата Мекен», инициатор одного из законопроектов
- Почему Вы считаете нужным изменить систему выборов депутатов Жогорку Кенеша?
- Сейчас у нас действует пропорциональная система. Гражданин, придя на участок, может выбрать только партию. Но он не имеет возможности повлиять на персональный состав будущей фракции этой партии.
Почему это плохо? Сейчас очень часто говорят, что в Жогорку Кенеше сидят одни олигархи. Я с этим согласен. Именно поэтому нужно внедрить систему, которая создаст условия для здоровой политической конкуренции. Без конкуренции невозможен рост новых лидеров, которые дадут стране свежие идеи и в итоге сильную парламентскую демократию. Предлагаемая нами преференциальная система может создать условия для такой конкуренции.
- Каким образом?
- Сейчас итоговый состав фракции формируют партийные боссы. Не секрет, что многие богатые люди платят деньги, для того чтобы оказаться на первых местах в списках. Так олигархи попадают в парламент, а в партиях развивается коррупция. Наша же система дает право именно избирателю указать на тех людей, которые, по его мнению, достойны представлять народ в Жогорку Кенеше. Конечно, это не исключает попадания в парламент олигархов. Но при преференциальной системе будет неважно, на каком месте в списке партии стоит кандидат – на третьем или на сотом. Стартовые возможности будут у всех равные.
- Вы думаете, эта система у нас сработает?
- Мы не изобретаем велосипед. Преференциальная система действует во многих странах, сопоставимых с Кыргызстаном по размерам или населению. Или, например, она успешно работает в Германии. Думаю, наше общество вполне созрело для того, чтобы перейти на новый уровень.
- Как бы выглядел избирательный процесс, если бы Ваш законопроект приняли?
- Нынешний единый избирательный округ был бы разделен на 9. На каждый из них приходилось бы определенное количество мандатов. Их число рассчитывалась бы исходя из числа избирателей. Например, меньше всего избирателей в Таласской и Нарынской областях. На эти регионы было бы выделено, условно, по 7 мандатов. А на Ошскую, Чуйскую, Джалал-Абадскую области и Бишкек – условно, по 20 мандатов.
- То есть партии формировали бы свои списки для каждой области?
- Да. Избиратели выбирали бы именно из этого списка. В случае если партия прошла девятипроцентный барьер, ее кандидаты проходили бы в Жогорку Кенеш.
- А как выглядел бы процесс голосования?
- Избирателю давали бы подшивку из списков всех партий, участвующих в выборах. Думаю, эта подшивка была бы размером с ладонь. Избиратель от этой подшивки отрывал список партии, которая ему нравится. И в этом отрывном листе он мог бы поставить галочки напротив фамилий трех кандидатов. Этот листок опускался бы в урну для голосования.
- Нынешняя система предусматривает квоты для женщин, молодежи и национальных меньшинств. Как были бы учтены интересы этих групп в предлагаемой Вами модели?
- Квота для женщин должна остаться. Она была бы обязательной при формировании списка. Кроме того, вместо выбывшей женщины-депутата на ее место приходила бы другая женщина-кандидат. А в присутствии в списках молодежи и национальных меньшинств будут заинтересованы сами партии. Иначе они не смогут быть общенациональными.
- В некоторых странах при преференциальной системе существует так называемая «неприкасаемая тройка» или «пятерка» - это лидеры партии, занимающие первые позиции в списке кандидатов. И они проходят в парламент в любом случае. Вы что-то подобное предусматриваете?
- Нет. В крайнем случае, только кандидат номер один. Поскольку он вдохновитель партии, носитель ее идей.
- В итоговом законопроекте Ваши предложения не учтены. Что Вы будете делать дальше?
- К сожалению, при нынешнем составе Жогорку Кенеша мои предложения не пройдут. Поэтому я буду продвигать их уже в новом созыве.
Исхак Масалиев, депутат Жогорку Кенеша КР
- В том проекте, который разработан рабочей группой, образованной президентом, предусматривается много изменений. Но принципиальных новшеств нет. Скажем так, поправки имеют косметический характер. А те радикальные изменения, которые разработали и внесли я и Торобаев, не поддержаны. Но мной и Жанаром Акаевым разработан еще один законопроект, который предусматривает преференциальное голосование. Он сейчас находится на согласовании в правительстве. И осенью мы его внесем в парламент. Мы не стали вносить его раньше, потому что видели, как шел процесс.
- Это была генеральная линия президента?
- Я так не могу сказать. Но аппарат президента определенные шевеления делал. Его представители говорили: «Не морочьте голову, не снижайте порог, ничего не делайте». К большому сожалению, это ни к чему хорошему не приведет.
Нуржан Шайлдабекова, председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов
- Каков основной смысл внесенных поправок?
- Цели пакета законопроектов были в том, чтобы закрепить и сделать устойчивыми позитивные изменения и тенденции в нашем избирательном процессе, максимально оптимизировать участие граждан в голосовании через создание благоприятных условий, устранить недостатки, с которыми мы сталкивались на практике. В качестве примера могу сказать, что на местном уровне по решению партии мандат мог передаваться не следующему по очереди кандидату, а любому другому. Сейчас мы внесли поправку, что передача мандата кандидату не в очередности возможна только при согласии впереди стоящего кандидата. Также усилено участие кандидатов и партий в процессе через обжалование. Понятность процедуры обжалования влияет на прозрачность, законность и справедливость выборов.
- Много дебатов было о том, что должна сохраняться квота женщин в случае выбытия женщины-депутата. Как решен этот вопрос?
- В отношении депутатов Жогорку Кенеша он был решен еще в прошлых поправках. И эта норма осталась неизменной и вступит в силу после новых выборов в 2020 году.
- То есть вместо выбывшего депутата-женщины будет приходить женщина?
- Да. Сейчас же революционным изменением станет то, что вводится 30-процентная квота для женщин на выборах в айыльные кенеши. Очень важно, что депутаты поддержали эту норму, поскольку участие женщин в представительных органах власти в последние годы сокращалось. Надеюсь, новая норма приведет к активизации женщин. Конечно, мы понимаем, что необходимо не только квотирование, но и информационно-разъяснительная работа среди женщин, поскольку как кандидаты они участвуют недостаточно активно.
- За кем закреплено формирование списков избирателей?
- Благодаря созданию единого электронного реестра населения списки у нас формируются автоматически. Граждане, которым исполнилось 18 лет и которые сдали биометрические данные, автоматически попадают из этого реестра в список избирателей. В процессе выборов списки избирателей будут актуализироваться – во время общенациональных выборов граждане могут по заявлению изменить свой избирательный адрес и голосовать там, где им удобно. Этим правом у нас пользуются до 300 тысяч граждан на каждых выборах президента либо парламента. Контрольный список избирателей теперь будет формироваться за 35 дней и вывешиваться для ознакомления за 30 дней до голосования. Ответственность за уточнение и формирование окончательного списка берет на себя избирательная комиссия. Раньше же всю ответственность за формирование и уточнение списков избирателей на всех этапах несла ГРС. Сделано это для соблюдения важнейшего принципа – выборы во всех их компонентах и на всех этапах должны обеспечиваться независимыми органами, желательно не входящими в систему исполнительной власти.
- Ряд депутатов, в том числе Торобаев, Шыкмаматов, Масалиев, предлагали кардинально изменить избирательное законодательство. Почему эти идеи не были поддержаны Центризбиркомом?
- К сожалению, такие идеи всегда появляются за короткий период до выборов. Во-первых, это вопрос политический, который должен проходить широкое общественное обсуждение. Такие инициативы должны быть очень четко выверены, чтобы не привести к ухудшению доверия к системе голосования. То есть должна быть выработана такая модель выборов, с которой будут согласны и граждане, и сами кандидаты. Если такие дискуссии начинать задолго до выборов и на основе широкой общественной дискуссии вырабатывать оптимальные модели, то, я думаю, можно вносить изменения.
Во-вторых, преференциальная система и открытые списки очень хорошо работают во многих странах. Но там, где они вводятся поспешно, мы видим не очень хорошие результаты. И заявленные цели могут быть не достигнуты. Поэтому сразу после очередных выборов в Жогорку Кенеш надо начинать дискуссию и выработку новых норм. Это серьезная работа. Система не должна усложняться для избирателей и кандидатов. Например, перераспределение голосов по итогам выборов может привести к кардинальному изменению списков кандидатов от партий и вызвать недоверие у самих партийцев.
- Сейчас на рынке информации наблюдается отказ от традиционных СМИ – газет, телевидения и радио - в пользу социальных сетей. Учтено ли это в принятых поправках?
- Во все нормы, где упоминаются СМИ, внесено понятие «интернет-издания».
- А социальные сети?
- К сожалению, не все вопросы пока удается урегулировать. Весь мир находится в поиске решений – как регулировать, надо ли вообще регулировать участие социальных сетей и интернет-изданий в избирательном процессе, как установить ответственность за активное, подчас неправомерное, вторжение в избирательный процесс.
- Смогут ли кандидаты и политические партии вести агитацию через социальные сети?
- Пока нет определенного решения…