23 октября Конституционная палата рассмотрит жалобу о незаконном лишении Алмазбека Атамбаева статуса экс-президента. Об этом накануне сообщила пресс-служба СДПК.
Ряд депутатов кыргызского парламента и представители социал-демократической партии дважды обращались в Конституционную палату. Первое заявление касалось неконституционности новой редакции закона «О гарантиях деятельности президента КР», которым экс-президентам запретили заниматься политикой. Вторым заявлением сторонники Атамбаева просили Конституционную палату признать неконституционным постановление Жогорку Кенеша о создании специальной комиссии для дачи заключения по вопросу выдвижения обвинения против бывшего президента.
Кыргызстанцы прекрасно помнят, что противостояние экс-президента Алмазбека Атамбаева с нынешней властью началось буквально через три месяца после того, как он передал свой президентский штандарт, как ему казалось, другу и ближайшему соратнику Сооронбаю Жээнбекову. На пресс-конференции после съезда СДПК, 31 марта 2018 года, Алмазбек Атамбаев впервые высказал несогласие с проводимой политикой своего преемника. Кроме того, на съезд не были приглашены Асылбек Жээнбеков и Искендер Матраимов.
Тогда Атамбаев заявил, что ответственность за аварию на ТЭЦ, как и проведение тендеров на ее модернизацию, лежит на действующем президенте, который на тот момент занимал должность премьер-министра – Сооронбае Жээнбекове.
За неполных два года политическая ситуация в Кыргызстане полностью изменилась. Сначала были посажены все ближайшие соратники экс-президента, потом началась грубая операция по рейдерскому захвату политической партии у Атамбаева, далее депутаты внесли поправки в конституционные законы, запретив экс-президенту занимать политические и государственные должности в госвласти, руководить политическими партиями.
А 27 июня парламент и вовсе лишил Алмазбека Атамбаева статуса экс-президента. До этого специальная депутатская комиссия выдвинула против Атамбаева шесть обвинений. Генпрокуратура по итогам своей проверки вынесла заключение, что пять из них имеют под собой основания. Обвинения касаются причастности Алмазбека Атамбаева к незаконному освобождению криминального авторитета Азиза Батукаева, коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека, поставкам угля на ТЭЦ. Сам Алмазбек Атамбаев называл обвинения политически мотивированными.
Позже в рамках дела о незаконном освобождении Батукаева бывшего президента трижды вызывали на допросы в МВД, однако он отказывался на них приходить.
7-8 августа в селе Кой-Таш Аламудунского района Чуйской области проходили «мероприятия по принудительному приводу бывшего президента Алмазбека Атамбаева на допрос». В ходе событий пострадали десятки человек, шесть спецназовцев, по одной версии были взяты в заложники, по другой версии - были укрыты от народного гнева, и провели в доме Атамбаева больше 20 часов, сотрудник спецназа ГКНБ Усенбек Ниязбеков погиб от огнестрельного ранения, начальник ГУВД Чуйской области Самат Курманкулов получил серьезное ранение головы, он проходит лечение в Москве.
В настоящее время Атамбаев находится в СИЗО ГКНБ. Ему продлили срок заключения до 26 октября. 15 октября состоялось предварительное слушание по делу о незаконном освобождении Батукаева. Бывший президент отказался являться на заседание суда.
Таким образом, у сторонников Атамбаева остался последний шанс восстановить справедливость, если Конституционная палата признает незаконным лишение Атамбаева неприкосновенности, так как это решение противоречит части 5 закона 6 Конституции Кыргызской Республики, гласящей, что «закон или нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности либо отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».
В ходатайстве в Конституционную палату говорится: «Законодатель придал обратную силу закону в части процедуры лишения неприкосновенности экс-президента Кыргызской Республики. По общему правилу новый закон не распространяет свое действие на события в прошлом. Это служит целям обеспечения стабильности правоотношений в обществе. Уверенность людей в устойчивости законодательства выстраивают общественные отношения, ориентированные на закон. Произвольное изменение правил, распространяющих свое действие на прошлое, напротив, способствует распространению в обществе неверия в законы и ослабляет правовое поле. Придание закону обратной силы возможно только в случаях, когда он улучшает положение лиц, смягчает или отменяет юридическую ответственность».
Что касается запрета заниматься политической деятельностью экс-президентам, в обращении также говорится, что эта норма идет в нарушение не только ряда законов Кыргызской Конституции, но Всеобщей декларации прав человека.
Таким образом, общественность Кыргызстана в ожидании, по какому пути пойдет Конституционная палата – путем возвращения ситуации в правовое русло либо путем беззакония в угоду политических интересов узкой группы лиц.