Как вы думаете, о чем пойдет разговор сегодня в гостиной «Новых лиц»? По заголовку уже, думается, догадались.
Наш респондент сегодня – Алима Исманкулова, глава компании Fresco, угощает нас знаменитым на весь Кыргызстан мороженым.
- Давайте поговорим о мороженом!Как оно – вести «мороженый» бизнес в Кыргызстане? Каковы особенности?
- Давайте! «Мороженый» бизнес – это очень сложный и одновременно увлекательный процесс. При достаточно низкой покупательной способности населения и малой емкости рынка мы находим возможность делать качественный продукт и окупать его производство.
- Расскажите, почему вы выбрали именно эту профессию?
- Я по профессии финансист. После окончания бакалавриата в Бизнес администрировании в АУЦА, магистратуры в бизнес-школе в Голландии и после работы в проектном финансировании в ведущем банке Казахстана я вернулась с супругом в Кыргызстан. И… не нашла мороженого, удовлетворявшего мой тогда уже взыскательный вкус. Мне пришла идея производить и продавать мороженое, как когда-то раньше Бишкек-Сут это делал на проспекте Дзержинского. Для этого пришлось ехать учится в Италию, в Университет мороженого и получать новые знания и навыки. Теперь я – мороженщик!
- Что происходит сегодня со спросом на мороженое?
- Мороженое – очень древнее лакомство, его возникновение уходит корнями далеко в историю. Спрос на него был и остается высок, особенно в теплую погоду. Это доступная роскошь для каждого.
- Считается, что этот десерт – для детей. Согласны? На кого ориентируется Fresco?
- Мороженое едят и взрослые, и дети. Поэтому и мы были изначально ориентированы на разные возрастные группы людей, понимающих и ценящих мороженое, сделанное из свежих и натуральных ингредиентов.
- Из чего состоит мороженое Fresco?
- Состав мороженого Fresco простой. Мы используем в основном свежие продукты, произрастающие или произведенные в нашей республике, начиная с молока и заканчивая орехами. Например, Клубничный сорбет будет состоять на более чем 60 % из свежей клубники, сорванной с грядки за несколько часов до продажи сорбета. Остальные продукты, такие как шоколад, ванильные стручки, мы приобретаем у самых лучших мировых производителей.
- Расскажите об идее возникновения этой компании и о том, откуда берутся рецепты и ингредиенты?
- Мне хотелось воссоздать атмосферу, которую помню с детства. Когда-то в 90-е годы мы с моими Апаней и Атаней приходили поесть мороженого из киоска Бишкек-Сут и прогуляться по Дзержинке (теперь проспекту Эркиндик). Несмотря на отсутствие опыта в пищевой отрасли, моя семья поддержала меня в решении сменить профессию и открыть это производство. Запуску Fresco, как я уже упоминала, предшествовало мое обучение в Италии химии и искусству выведения рецептур и производства мороженого согласно классическим итальянским традициям. Для компании Fresco важно не только создавать полезный и вкусный продукт, но и максимально взаимодействовать с местными фермерами и предпринимателями в сфере сырья. Так, фисташки для Фисташкого мороженого привозятся из Джалал-Абада, грецкие орехи – из Чуйской долины, облепиха и черная смородина – из Иссык-Кульской области, а молоко – из пригорода Бишкека. Все рецептуры и технологии производства были адаптированы мной под наши местные ингредиенты.
- Можно ли по вкусу отличить качественное мороженое от суррогата?
- В настоящее время на рынке имеется тенденция к удешевлению себестоимости продукта за счет использования дешевых ингредиентов: сухого молока, транс-жиров (пальмовое масло и т.п.), крахмала, красителей и ароматизаторов. К сожалению, не каждый человек, особенно ребенок, способен отличить качественное мороженое от суррогата. Поэтому всегда обращайте внимание на состав (чем короче состав, тем лучше; и должен начинаться с молока, а не с воды). И на срок годности. Продукт, хранящийся более 6 месяцев, вероятнее всего, содержит много консервантов.
- Почему мороженщики не проводят масштабных рекламных кампаний?
- Мороженое – продукт импульсный. В связи с этим лучше разрабатывать каналы продаж и быть доступным в нужное время и в нужном месте своему клиенту, нежели проводить масштабную рекламную кампанию. Для нашей компании в частности, важнее вложиться в качественный и полезный ингредиент для мороженого, чем использовать средства для рекламы.
- Наш потребитель достаточно консервативен и предпочитает чистые вкусы, то есть сливочный, ванильный и шоколадный. Как приучаете к разнообразию?
- Когда мы начинали, почти каждому второму клиенту нам приходилось рассказывать, что такое сорбет (мороженое без добавления молочных продуктов, на основе сока фруктов и ягод) или что такое йогуртовое мороженое (кисломолочное мороженое с добавлением бифидо- и лакто-бактерий).
Через какое-то время мы заметили, что наши клиенты стали разборчивее и смелее в своем выборе. К примеру, был такой случай: приезжает пара очень брутальных парней на затонированных джипах к нашему Fresco-мобилю на проспекте Эркиндик и спрашивает: «А не остался ли клубничный сорбетик?». А дети и подростки вообще любят эксперименты и интересные сочетания.
- Некоторые производители, считают, что качество производимого ими мороженого, потребители просто обязаны оценить. Что парадоксальней всего, большинство из опрошенных нами производителей считает, что их собственная продукция самая качественная, а продукция всех других конкурентов по этому показателю значительно отстает. Однако, большинство «слепых» тестов со многими продуктами питания показывает, что потребители разбираются в «качестве» потребляемых ими продуктов значительно хуже производителей. Как решаете эту проблему?
- Наша команда в основном ведет диалог со своим потребителем через социальные сети. Там мы даем информацию о составе продукта и процессе его изготовления. Это позволяет нашим клиентам видеть, как и из чего изготовлен каждый вид мороженого, какова его полезность, и чем он отличается от продуктов наших конкурентов.
- Важна ли для мороженого упаковка?
- Эстетика важна во всем: начиная с качества картона стаканчика и заканчивая оформлением и чистотой морозильника, в котором продается твой продукт.
Вафельные рожки мы выпекаем сами на производстве, а брендированные бумажные стаканчики заказываем на заводе в Италии, так как там высоки санитарные условия выпуска и хранения упаковки.
- Как разрабатываете ценовую политику?
Я могу однозначно сказать, что при разработке ценовой политики мы не опираемся на цены своих конкурентов. Поскольку производство мороженого – бизнес капиталоемкий, для меня важно окупить инвестиции и иметь возможность реинвестировать прибыль в расширение производства. Помимо этого, упаковка завозится из Европы. Поэтому цены на мороженое зависят как от стоимости местных продуктов и стоимости производства самого продукта, так и от курса иностранной валюты.
- Кроме мороженого, вы, насколько я знаю, заняты еще и помощью молодым предпринимателям, являетесь ментором, наставником. Менторство – это новое явление в Кыргызстане. Расскажите, почему возникла такая идея и что вас мотивирует к этой волонтерской, в общем-то, работе.
- Я очень благодарна проекту «Молодежное предпринимательство», который реализуется Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при финансовой поддержке «Кумтор Голд Компани», за возможность курировать два проекта и помогать молодым предпринимателям из Иссык-Кульской области. Мотивация очень высокая: на государство, к сожалению, полагаться нельзя, а молодые предприниматели и есть основа нашей будущей экономики. К тому же работа эта не односторонняя – я тоже чему-то учусь у этих перспективных предпринимателей. Я вижу, что у молодых людей огромное количество идей, они принимают участие в данном проекте с большим энтузиазмом. Видя это, желание помогать ребятам лишь усиливается. Были отобраны лучшие бизнес-проекты, и теперь благодаря финансированию со стороны «Кумтор Голд Компани», победители конкурса смогут воплотить свои идеи в жизнь и начать свое собственное дело.
- Какие советы вы могли бы дать начинающим бизнесменам в области пищевой промышленности в нашей стране?
Я хочу пожелать им успеха и посоветовать использовать те богатства, которые дает нам наша страна. В Кыргызстане огромный потенциал в сельскохозяйственной области. Поэтому нужно концентрировать свое внимание не на спекуляции, а на производстве продукции из местных ингредиентов.
Беседовала Светлана Бегунова