Досье: Абдывахап Нурбаев – депутат Ошского городского Кенеша, член Совета управляющих Ошской ассоциацией молодых предпринимателей, глава строительной компании, меценат;
Дата рождения – 22 марта 1970 года;
Малая родина – город Ош, село Гульбаар-Толейкон;
Окончив в селе Кенеш среднюю школу, поступил в Ошский строительный техникум, с тех пор и навсегда связав свою судьбу со строительной отраслью. Свой трудовой путь начал рядовым строителем.
Впоследствии окончил инженерно-строительный факультет Ошского технического университета, затем юридический факультет Ошского государственного университета.
В 1989-1991 годах проходил военную службу.
Семейный, вместе с женой воспитывает дочь и четырех сыновей.
- Господин Нурбаев, вам хорошо известны секреты предпринимательства. Что вы могли бы сказать о вступлении Кыргызстана в Евразийский экономический союз?
- Это вопрос долгое время вызывал в обществе дискуссии и споры, а порой беспокойство и тревогу, - и вот, наконец, это свершилось. Конечно, я думаю, что Правительство Кыргызстана всесторонне взвесило и проанализировало все “за” и “против” вступления в ЕАЭС, и только после этого приняло окончательное решение. Теперь мы должны перенять полезные, выгодные для нас стороны ЕАЭС. Прежде всего для нас открылся рынок в 170 миллионов человек. Думаю, таким образом созданы благоприятные условия для развития сельского хозяйства нашей страны. Если учесть, что 70% населения республики проживает на селе и 90% выехавших за рубеж наших трудовых мигрантов тоже сельского происхождения, - то это (вступление в ЕАЭС) открывает возможности возвращения мигрантов в Кыргызстан для подъема села. Если мы откроем вместе с другими странами ЕАЭС совместные предприятия, добъемся того, что сможем производить в Кыргызстане и продавать те товары, которые пока производятся за рубежом и импортируются к нам, - то в стране были бы образованы сотни дополнительных рабочих мест, а в бюджет поступили миллионные суммы от налогов.
- Что должно быть показателем и движущей силой развития государства?
- Показатель развития государства – это уровень жизни народа. Для этого важно, чтобы: ресурсы государства были соразмерно распределены на общую численность населения страны; уровень производственной культуры и технической подготовленности населения был высоким; профессиональные знания и общая образованность находились также на высоком уровне; указанным задачам отвечали культура, дисциплина и профессиональная отдача трудовых ресурсов. Это очень важно. Поскольку без претворения в жизнь сказанного выше мы не сможем достигнуть выского уровня жизни. Думаю, что говорить об основной движущей силе будет правильно лишь тогда, когда наша экономика возьмет курс на стабильное развитие.
- Страны, которые, подобно нам, только начинают свое становление, зависят от инвестиций. Каким образом мы сможем привлечь инвесторов к нам в Кыргызстан? Ведь у нас чиновники нижнего и среднего звена все никак не расстанутся со своими бюрократическими взглядами...
- Придут или не придут инвестиции – это зависит от объективных и субъективных обстоятельств. Я лично думаю, что для привлечения инвестиций следует: обеспечить неприкосновенность частной собственности; государство должно гарантировать инвесторам их защиту; упразднить законы, препятствующие предпринимательству, если это не нанесет вреда государству или обществу. Потому что инвестор – это работодатель для граждан страны, крупный налогоплательщик для государственного бюджета, потребитель сферы местных услуг и таким образом – еще и источник доходов для местных производителей. Именно таков наиболее эффективный путь подъема экономики страны. В 80-е годы прошлого века передовые страны вроде Сингапура, чтобы создать у себя благоприятный инвестиционный климат, пошли на изменение множества своих законов. А в результате они стали странами с очень развитой экономикой.
- У какой отрасли Кыргызстана в будущем больше всего возможностей для развития?
- У Кыргызстана есть все возможности, чтобы стать интеллектуальным и культурным центром Центральной Азии. Совсем недавно в отчете Министерства экономики Японии Кыргызстан был указан как государство, из всех стран Центральной Азии делающее упор на свободную рыночную экономику, государство с благоприятными экономическими условиями. Можно сказать, что это добрый знак.
Если мы создадим условия для роста числа частных школ, учебных заведений, больниц и мест развлечений и досуга, то между ними возникнет конкуренция – и вырастет уровень и качество услуг. В результате к нам больше станут приезжать из соседних стран получать образование, лечиться, отдыхать и развлекаться.
- В последние годы у нас бурно развивается строительство. Однако при этом возникает и такой вопрос: каково качество строительства, применяются ли действительно современные технолгии?
- Да, строительная отрасль переживает бурный рост. Сегодня в стране больше трехсот строительных предприятий различного профиля. Однако, хотя эта отрасль и развивается так быстро, все же нормы и правила урегулирования внутренних процедур отстали от современных требований. К примеру, инициатор и главный участник любого строительства – инвестор. Будь то инвестор иностранный или местный, - ему нужна ясная, понятная дорожная карта, ведущая к конечному результату. Иными словами, у нас до сих пор нет обязательной для общего исполнения инструкции, которая учитывала бы все новые технологии и права участников строительства от его начала и до конца. Повседневные вопросы решаются с помощью знакомств или взяток. Поскольку, если мы проанализируем нормативно-правовые акты, то увидим, что на каждом этапе строительства открыта дорога коррупционным схемам. Государственные органы существуют словно для того, чтобы только запрещать. В законе практически нет положений и актов, которые защищали бы права инвестора, отстаивали его интересы. Поэтому необходимо принять систематизированный, единый Строительный кодекс, который содержал бы ответы на все вопросы строительной отрасли.
Во-вторых, строительные нормы устарели. Что ни день, появляются новые строительные материалы и внедряются в производство современные технологии. Однако нет документа, который определял бы, что из этого подходит для наших местных условий, а что нет. Наши же инженеры при сооружении некоторых сложных конструкций до сих пор основываются на документах союзного, советского времени. А если мы в сегодняшний интеграционный период примем еврокод, приспособленный для ЕАЭС, специалистам строительного дела стало бы легче работать. Поскольку в этом случае все перейдут на один язык единых технических терминов и норм.
В-третьих, нет проекта планирования города. К примеру, так как у столицы до 2006 года не было генерального плана и точной концепции развития, окраины и окрестности города стали развиваться хаотически. Генплан города Ош стал обсуждаться только в последние годы. Много вопросов возникает и в плане изменения “местоположения” множества земельных участков в черте города, которые отнесены в ведение Департамента регистрации и кадастра. Что касается территориального планирования, проектирования инженерных сетей и коммуникаций, а также составления городской схемы густонаселенных кварталов плотной застройки, должен быть предварительный генплан развития с прогнозом по меньшей мере на 50 лет вперед.
Возникает и вопрос о том, кто именно разрешает деятельность органу, который, в свою очередь, выдает разрешение на строительство. Из закона о лицензиях и разрешениях исключен пункт о разрешении на строительство (пункт 8, часть 1, статья 5). Несмотря на это, государственные органы до сих пор пользуются прерогативой, разрешать или нет. А порой и вовсе отзывают разрешение уже после того, как ранее его выдали, и наносят строительной компании большой финансовый ущерб. По закону же после того, как есть определение государственной экспертизы по проекту здания, уже можно начинать сроительные работы.
- Когда в 2007 году ваши односельчане поставили условием вашего избрания в депутаты строительство у вас в селе школы, вы обещали построить ее на личные деньги, если не добьетесь бюджетных средств на эту цель. Почему вы все время поднимаете такие вопросы – строительства школ, детских садов, хлопочете об этом? Говорили, что в качестве личного вклада вы внесли 8 с половиной миллионов сомов, это правда?
- Да, в 2007 году я обещал это людям. У кыргызов говорят, что Всевышний каждому младенцу определяет его долю, когда он рождается. Вот так и вышло, что наших детей тоже не обездолили, из госбюджета выделили деньги, и та школа была построена. Да и позже еще в одном селе была построена школа для учащихся начальных классов.
Что же касается проблемы детских садов, то из-за напасти дикой “прихватизации” в Кыргызстане десятки зданий детских садов перешли в частные руки, в некоторых расположились государственные органы, - и практически два поколения лишились радостей счастливого детства в дошкольных учреждениях.
Сегодня остается только один путь – законное возвращение зданий прежних детских садов и строительство новых. Необходимо также устранить высокомерие и лихоимство отдельных чиновников, которые препятствуют оформлению документов на частные детские сады, которые ожидают ввода в строй. Наряду с этим таким детским учреждениям нужно предоставить льготы при оплате коммунальных услуг и по налогам.
В городе Ош насчитывается 39 тысяч детей в возрасте от двух до семи лет. Среди них есть и дети родителей без городской регистрации (прописки), но постоянно проживающих в городе. Чтобы снять проблему нехватки мест в детских дошкольных учреждениях, на нынешний год в Оше запланировано строительство четырех детских садов. Ранее была подготовлена проектно-сметная документация, на основе тендера определены строительные предприятия, и строительные работы уже начались. Один из этих объектов – детский сад в селе Гульбаар-Толейкон Джапалакской территориальной управы. На сегодня уже завершено возведение второго этажа детского учреждения. Как только подведем здание под крышу, возьмемся за покраску-побелку. Что же касается финансирования из моих личных средств, то, чтобы не получалось, будто я кого-то облагодетельствовал, я лучше не буду об этом говорить. Люди сами все видят.
- Вы по профессии строитель, дороги у нас как будто становятся лучше...
- “Кто на счастливом пути – тот дороги строит”, – так ведь говорят у нас в народе. В наших краях самой большой проблемой было состояние дороги Тээке - Толейкон. Как дождь пройдет – грязи по колено, люди совсем измучились. Невыносимо было смотреть на то, как и стар, и млад бредут летом в пыли по щиколотку, а осенью-зимой – в грязи по колено. Мы постоянно поднимали это вопрос и добились, что он был включен в городской бюджет. В результате участок протяженностью 1300 метров дороги Тээке - Толейкон был покрыт асфальтом. Проект был профинансирован мэрией города Ош, на это потрачено 6 миллионов сомов. Проложить дорогу – дело очень затратное, но ведь у нас в народе не зря говорят: “Дорогу осилит идущий”, - если делать хоть что-то каждый день, глядишь, мало-помалу и дорога появляется. И когда слышишь слова благодарности, испытываешь чувство гордости за то, что хоть чем-то помог людям.
- Какие вопросы вы смогли решить как депутат Ошского городского Кенеша?
- Ну, довольно много вопросов, за которые я взялся лично. Но я остановлюсь только на тех, которыми сам удовлетворен. В селах-жилмассивах Керме-Тоо, Толейкон и Тээке, окружающих город Ош, живут приблизительно 6-7 тысяч человек. Застройка плотная, чистой питьевой воды не хватало. Никто не уделял внимания водопроводу, трубы которого были проложены еще во времена Союза. По нашему требованию мэрия города очистила или заменила трубы, выделила и средства на водопроводные колонки. Но это только начало. Конечно, все упирается в нехватку денег. Однако многое можно решить и с помощью экономии средств, правильного их распределения.
Когда принимался бюджет города Ош на 2015 год, я предложил повысить размер налога на недвижимое имущество. В 2014 году было запланировано получить 58 миллионов сомов в виде этого налога. Однако установление такого же плана на 2015-2016 годы означало бы, что в Оше будто бы не ведется никакого нового строительства. Но куда же мы спрячем беспрестанно возводимые в городе новые здания? Словом, по моему предложению, поддержанному депутатами, мы приняли постановление об исполнении налога на недвижимое имущество с ростом в размере двух миллионов сомов. Точно таким же образом налог на транспортные средства был указан в старом размере. Но неужели в Ош никто не ввозил транспорт в течение двух-трех лет? После споров и раздоров, но мы смогли показать, что с изысканием средств и из других источников есть реальная возможность привлечь в бюджет города 10 миллионов сомов дополнительно. И если эти средства поступят в запланированном объеме, мы сможем провести ремонт на нескольких улицах.
Сабырбек Дуйшенбеков