12 апреля один из компонентов проекта «Умный город» был запущен в столице Кыргызстана. Вопреки прогнозам и нападкам на главу правительства Сапара Исакова, являющегося главным куратором проекта, система все-таки заработала и начала развиваться.
Видеокамеры на первом этапе реализации проекта установлены на пересечении улиц Фрунзе – Ибраимова, Байтика Баатыра – Горького, Байтика Баатыра – Ахунбаева и Байтика Баатыра – Токомбаева. Пока все они работают в тестовом режиме, месяц систему будут отлаживать.
Вице-премьер-министр Дайыр Кенекеев рассказал, что на пересечении улиц Ибраимова – Фрунзе камера начала работать на пять дней раньше. «За пять дней там проехала 31 тысяча авто. Зафиксировано более 7 тысяч нарушений ПДД. В скором времени мы получим снимки авто, водители которых нарушили правила. Сейчас пока не штрафуем», - сказал он.
Через месяц квитанции о штрафах премьер Сапар Исаков обещает всем нарушителям. «Без штрафа ни одно нарушение ПДД не останется. Проект будет реализован до конца, это только первый этап, и мы справимся», - сказал глава правительства.
«Мы должны увидеть, какие минусы и плюсы есть и какие необходимо привлечь дополнительные технологии», - сказал он и добавил, что сроки реализации не поменялись, полностью «умными» города Кыргызстана и стратегические трассы станут через три года.
«У «Умного города» огромные возможности. Например, при помощи видеофиксации будет возможность распознать не только марку автомобиля или госномер, но и лица людей. Поиски – например, террористов и других преступников – будут более эффективны и оперативны», - говорит Дайыр Кенекеев.
Напомним, решение реализовывать проект своими силами, отказавшись от сотрудничества с инвесторами на неоднозначных условиях, правительство приняло около месяца назад. Решение было обусловлено не только вопросами к инвесторам и срокам подготовки документации.
С точки зрения безопасности лучше, если проект «Умный город» будет реализован правительством страны. Об этом журналистам на международной конференции «Защита прав и законных интересов жертв пыток и насилия» сказал заместитель министра внутренних дел Курсан Асанов.
«Я думаю, что это правильно с точки зрения безопасности, потому что к нашим данным не будут иметь доступа посторонние силы», - пояснил Асанов.
В первый год проект реализуют на территории Бишкека и Оша, а также на автомобильных дорогах Бишкек – Ош, Бишкек – Чолпон-Ата и Бишкек – аэропорт «Манас». Дальше начнется установка камер и прочего технического оснащения в малых городах и на прочих трассах. А в итоге безопасность станет выше по всей стране.
Конечно, проект не ограничен только камерами и штрафами для нарушителей ПДД. В XXI веке состояние городской среды не определяется лишь наличием инфраструктуры. Умному городу необходимы умные решения, которые обеспечивают качественно новое развитие.
Умный город – это обеспечение современного качества жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономичное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности.
Умный город – это умное управление, умное проживание, умные люди, умная среда, умная экономика, умная мобильность. «Важно помнить, что «умным» город делают не технологии сами по себе, а ясная, далеко идущая цель – как технологии будут помогать городам обеспечивать устойчивое благосостояние своих жителей», - сказал как-то социальный инженер Массачусетского технологического института Агнис Стибе. Речь в наших проектах идет и об экологии, и об управлении, и о диалоге между муниципальными властями и жителями, и о возможностях для людей с проблемами здоровья. Международный опыт по этой части в Кыргызстане будет учтен в полном объеме.
Что именно реализаторы проекта собираются учитывать? Чтобы понять, к чему стремится весь этот процесс, надо посмотреть на особенности, отличающие лучшие «умные города» планеты. Решения разные, и правительство Кыргызстана не ставит целью внедрить все без исключения схемы в кыргызстанских городах. Но на каждом этапе что-то новое из международного опыта у нас появляться будет. А оценить идеи может любой гражданин.
Например, в 2015 году аналитики мобильных и цифровых технологий компании Juniper Research удостоили испанский город Барселону титула «Умный город мира–2015», оценив его развитие выше, чем Нью-Йорка, Лондона, Ниццы и Сингапура. Особенно высокую оценку заслужила умная система управления дорожным движением и автостоянками в Барселоне, а также умная система освещения. Аналитики Juniper Research пришли к выводу, что внедренная в городе умная система управления энергоэффективностью или smartgrid до 2019 года обеспечит экономию приблизительно 9,5 миллиарда евро в год.
При этом в городе большое внимание уделяется прозрачности общественных и социальных услуг, а также процессов – к примеру, за заседаниями самоуправления жители могут следить в режиме онлайн и задавать свои вопросы.
Швеция является лидером по переработке возобновляемых ресурсов, и ее столица Стокгольм тоже старается экономить столько ресурсов, сколько возможно. Например, развиваются проекты, которые предусматривают использование сточных вод в системе отопления и их превращение в особое топливо, которое может использовать общественный транспорт. Стокгольм – настоящий зеленый оазис с очень хорошо развитой сетью общественного транспорта и хорошим покрытием оптического Интернета. Одна из умных инициатив предусматривает заменить реальные встречи с должностными лицами виртуальным общением.
Столица Нидерландов Амстердам «умнеет» всеми возможными способами. Например, чтобы способствовать созданию дружественного для пользователей и рационально живущего города, создана платформа Amsterdam Smart City. Платформа, основанная на открытых данных, позволяет обеспечить связь между местными предприятиями, самоуправлением и населением. К примеру, создано приложение, помогающее людям с особыми потребностями передвигаться по городу. Если по пути возникнет заминка, специалисты колл-центра помогут ее разрешить. В свою очередь приложение City Alerts предупреждает пожарных о том, что на конкретном объекте находятся люди с двигательными, психическими нарушениями или другими особыми потребностями.
Вена в свою очередь – один из самых зеленых городов Европы. Сравнительно небольшая по размерам столица Австрии является одним из самых зеленых городов Европы и обеспечивает высокое качество жизни. Более 15% от необходимых городу энергетических ресурсов поступают из возобновляемых источников, в том числе с использованием крупнейшей в Европе электростанции, работающей на биомассе. Новостройки должны отвечать строгим требованиям к низким выбросам углерода. Более 90% жителей удобно доступен общественный транспорт.
Копенгаген к 2025 году намерен стать нейтральным по выбросам. Так называемый «углеродный след» Копенгагена один из наименьших в мире – менее двух тонн на одного жителя, однако столице Дании этого недостаточно – до 2025 года она хочет стать нейтральной по выбросам. Для этого поставлены очень строгие цели в области соблюдения стандартов энергоэффективности, «зеленого» строительства и «зеленого» использования энергии. Город одобрил проект оснащения велосипедов особыми датчиками, которые сообщают об уровне загрязнения и транспортных заторах в реальном времени.
Определенные элементы всех этих решений появятся в течение трех лет и у нас. Остается только пожелать команде премьер-министра Сапара Исакова успехов. А депутатам и общественности – дать, наконец, правительству работать.
Подготовил Апас Зарипов