Как известно, 2018-й объявлен президентом Кыргызстана Годом развития регионов. А каждый регион, включая Чуйскую долину, прежде всего уникален своими населенными пунктами и, конечно же, достойными людьми, живущими там и представляющими собой часть многонационального народа нашей республики.
Одним из самых колоритных в этом отношении является овеянное легендами село Александровка, давняя вотчина дунганского этноса.
Сегодня центры компактного проживания почти 70-тысячной диаспоры дунган раскиданы по всей республике. Горсть ассимилировавшихся обитает на юге КР, остальные – в Караколе, Бишкеке, Токмаке, Канте, Шопокове, селах Ырдык, Хунчи, Милянфан, Искра, Дружба, Кен-Булун, Ивановка и других.
Но, пожалуй, наиболее многочисленная группа живет именно в чуйской Александровке, где из более 17 тысяч человек дунгане составляют самый высокий процент.
Как же появилось это селение? О-о, история здесь очень показательная, но, чтобы рассказать её, нам придется вернуться на полтора столетия назад, в бурное прошлое.
Итак…
Эпоха смут и насилия
Вторая половина XIX века. На территории Поднебесной империи царит хаос. Власти Цинской династии массово и беспредельно яро прессуют мусульман из числа кыргызов, уйгуров-таранчей, саларов и других народов. Под каток репрессий угодили и хуэйцзу - этноним современных дунган. Они были потомками афганских, арабских, турецких и иранских купцов, торговавших некогда за Великой китайской стеной и экспортировавших туда ислам.
В итоге притесняемые сунниты начали вооруженное сопротивление. Сначала взбунтовались дунгане провинции Шэньси, затем Ганьсу, Нинься, потом огонь восстания охватил Синьцзян и даже Цинхай (район Тибета). Но по мере подавления очагов недовольства мятежные массы оттеснялись все дальше и дальше, к западным рубежам Срединного царства, теряя людей, свои исконные земли и ресурсы.
Карательный поход против них возглавил кровожадный генерал Цзо Цзунтан, действовавший с невероятными даже для маньчжуров коварством и жестокостью, поголовно истребляя всех мусульман по пути продвижения своей армии головорезов.
На фото: Кровавый китайский генерал Цзо Цзунтан, учинивший геноцид магометан (снимок 1875 года).
Спустя несколько лет этот генерал добился-таки своего – восстание было потоплено в крови, и диктат Цинского режима установился почти над всем Восточным Туркестаном.
Вот что пишет о подавлении этого
национально-освободительного движения магометан знаменитый путешественник
Николай Пржевальский («Монголия и
страна Тангутов». Том I., Санкт-Петербург,
На фото: Картина, изображающая преследование восставших мусульман в Китае.
Презревшие смерть
Силы, увы, были неравны, и, спасаясь от преследования, беженцы под предводительством Мухаммед Аюба (китайское имя Бай Яньху) и его соратников начали пробиваться лютой зимой через смертельно опасные перевалы Тянь-Шаня на территорию Средней Азии, чтобы укрыться в этой части тогдашней Российской империи. Массовый исход голодных, изможденных людей был трагичен, многие, с детьми на руках, замерзли среди скал, навсегда оставшись под покровом лавинного снега.
Очевидцы их появления в Нарынском погранотряде отмечали, что «у многих из них были отморожены руки и ноги; у других рядом со свежими и широкими рубцами были видны также новые, еще не зажившие и гноящиеся раны... Ужас и отчаяние читались на лицах прибывших: и улицы всегда глухого и пустынного небольшого укрепления Нарын огласились вдруг тысячами душу раздирающих воплей...».
Так, в 1877 году Киргизия приняла первую волну обездоленных дунган, после чего было еще несколько потоков переселенцев.
Интересно, что генерал Цзо Цзунтан, фанатик с непомерными амбициями, в ту пору выдвинул военному губернатору Семиреченской области Герасиму Колпаковскому настоящий ультиматум, требуя выдать ему для расправы Бай Яньху и его инсургентов в 50-дневный срок. В противном случае он всерьез угрожал вторгнуться со своими карателями в Нарын! Однако китайский сатрап получил от Колпаковского жесткий отлуп в ответном послании и вынужден был отступить в свои владения…
Спасший от геноцида
Многострадальным дунганам власти выделили земельные наделы, нехитрый инвентарь да стройматериалы для обустройства.
Поначалу они обитали в ужасающих условиях нищеты. Но природное трудолюбие, прежние знания и стремление преодолеть все проблемы на новой родине сделали свое дело.
Огромную поддержку в адаптации дунган оказали местные дехкане, кыргызы и другие этносы, а медицинскую помощь – врачи из числа славян, среди которых, к слову, был и фельдшер Василий Фрунзе. Да-да, отец будущего полководца Михаила Фрунзе, имя которого столица Киргизии носила 65 лет, пока город не стал Бишкеком…
В 1882 году по инициативе дунганских аксакалов одно из их самых крупных поселений к западу от Пишпека было названо в честь царя Александра Второго - в благодарность за то, что он дозволил беженцам расселиться в Золотой долине и стать подданными Российской империи, защитившей их от геноцида в Китае.
Напомним, что Александр II (1818 - 1881 гг.) остался в истории проводником масштабных реформ. В частности, именно он отменил крепостное право, по сути – тотальное рабство, длившееся на Руси целых 212 лет и по форме схожее с 246-летним измывательством над неграми в США. После этого его прозвали Освободителем, и целые волны избавившихся от ига российских бедолаг, поощряемые имперскими чиновниками, двинулись в Среднюю Азию вбивать колышки новых поселений.
На фото: Земли Туркестана, присоединенные к Российской империи в период царствования Александра II, в том числе Пишпек и его окрестности вместе с Александровкой, где поселились дунгане.
Решительный во всем член династии Романовых занимал трон 26 лет. За четверть века к России была присоединена не только большая часть Туркестана, но и Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия… Однако его политика была неоднозначной, оппонентов хватало, в том числе и радикалов. Неудивительно, что Александр II пережил аж шесть покушений: в него трижды стреляли и столько же раз подрывали. В итоге последнего теракта в марте 1881 года он был убит с помощью «адской машинки» членом подпольной группировки «Народная воля», бросившим бомбу прямо под ноги самодержца.
«Совершилось событие неслыханное и ужасающее: русский царь, освободитель народов, пал жертвою шайки злодеев…», - указывалось в постановлении экстренного заседания Московской городской думы.
На Великом Шелковом пути
Путник спешил с коня сойти:
Отведать лапши и баранины
Трактирщика-дунганина!
Шло время. Дунгане, чья численность росла, а хозяйства укреплялись, постепенно интегрировались в сообщество.
По статданным 1897 года в Семиреченском крае жило 15 тысяч 276 дунган. В 1907-м их было уже более 18 тысяч: из них к сословию купцов приписано 190, к мещанам – 3545 человек. Остальные 14286 человек - к категории сельских обывателей.
Они были отличными торговцами, огородниками и садоводами, их орошаемые поля часто служили примером всем остальным, а в харчевни, где стряпали дунганки, любили захаживать даже иностранные визитеры. «Путешествуя по азиатским владениям России, нигде не встречал там обедов вкуснее дунганских», - признавался в 1897 году, находясь в Семиречье, член Парижского географического общества Поль Лаббе.
У дунган имелись маслобойки - юфон, рисорушки - пянфон, паточные предприятия - тонфон, уксусные - цуфон и крахмальные – фынфон, большим спросом пользовались камышовые циновки – щибазы.
Популярным промыслом был также сезонный извоз – чэху, когда артельщики группировались и возили свою сельхозпродукцию из Пишпека, Токмака и Александровки в города Аулие-Ата (ныне Тараз), Верный (сегодняшний Алматы), Жаркент (бывший Панфилов), Ташкент, а также в Синьцзян. А оттуда завозили мануфактуру, иной дефицит. Кстати, начиная с 90-х годов ХХ века, когда открылись границы КР с КНР, дунганские энтузиасты, легко понимавшие по-китайски, вновь занялись традиционным чэху (названным уже челночным бизнесом), завозя из СУАР ширпотреб и тем самым насыщая кыргызстанский рынок и быстро обогащаясь. Пионерами этого направления были многие александровцы.
На фото: Роман «Отдалённые судьбы» автора Дау Суахунова из Александровки.
Фактор просвещения и воспитания
Между тем 140-летняя, полная испытаний, история местных дунган до сих пор является предметом анализа и осмысления. Подтверждение тому – презентация в сентябре 2017 года в селе Александровка романа «Отдалённые судьбы» местного поэта и журналиста Дау Суахунова. Исследование посвящено теме дунганского восстания, жестоких боев за справедливость, положению тех, кто спасся от истребления. Дау Харкиевич работал над романом целых четыре года и за основу взял реальные события и достоверные факты из жизни конкретных персонажей.
Как отмечал Самир Шелосанов, заслуженный учитель КР из Александровки, в романе «все настолько достоверно, что невольно содрогаешься, читая о судьбах дунганских родов и семей. Книга «Отдалённые судьбы» – долгожданная, и я уверен, что она послужит хорошим фактором просвещения и воспитания дунганской молодежи».
Вообще, из описываемого села вышло много настоящих, духовно богатых патриотов своего народа. Например, член-корреспондент НАН КР Мухаме Имазов, или такая многогранная личность, как Шисыр Исхар - доктор филологических наук, профессор КНУ им. Ж. Баласагына, главный научный сотрудник Центра дунгановедения и китаистики НАН КР.
Шисыр окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве. Позже молодой поэт познакомился с членом Союза писателей СССР Алмазбеком Атамбаевым. А затем стал активистом диаспоры, выпустил несколько сборников стихов, записал большое количество фольклорных материалов в селениях хуэйцзу нашей республики, Казахстана, Узбекистана, Китая.
Помимо крупных монографий он автор свыше 80 научных статей, опубликованных, в том числе в России и Норвегии. Плюс нескольких учебников и пособий по развитию дунганского языка и литературы. Также Исхар Сувазович работает над подготовкой молодых кадров, осуществляя научное руководство аспирантами и соискателями ученых степеней.
Раскрывший сочность и богатство языка…
И, конечно же, говоря об именитых представителях
Александровки, невозможно обойти вниманием народного поэта Кыргызской
Республики Ясыра Шиваза (1906 –
На фото: Творец Ясыр Шиваза со своим окружением в центре Фрунзе.
В мае 2018 года исполнится 112 лет со дня появления на свет одного из создателей дунганской письменности и орфографии, автора многих учебников и первой печатной книги в истории своего народа – стихотворного сборника «Утренняя звезда». Ясыр Джумазович писал и на кыргызском, и на русском языках, а также переводил классиков. Бывший военный корреспондент был секретарем Союза писателей Киргизской ССР и собкором «Литературной газеты» в нашем краю.
«Он известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Своей поэзией он раскрыл сочность и богатство дунганского языка», - заявил депутат Жогорку Кенеша КР Бахадыр Сулейманов на церемонии возложения цветов к бюсту Я. Шиваза возле школы в Александровке, носящей его имя. Там и музей находится, недавно обновленный массой артефактов, знакомящих посетителей с жизнью мастера слова.
P.S. Окончание следует.
Азиз Карашев
Фото WWW