Наше священное озеро Иссык-Куль хранит множество тайн и загадок. В его окрестностях в 12-14 вв. был христианский монастырь армянских братьев. Существует также гипотеза, что и по сей день под водами озера скрываются руины этого монастыря, в котором хранилась рака с мощами Св. Апостола Евангелиста Матфея.
Гипотеза основывается на исторических фактах, в частности, знаменитой «Каталонской карте» 1375 года, где обозначен монастырь и сделана надпись о том, что именно там находятся мощи ближайшего ученика Христа, - Апостола Матфея, - одного из четырех Евангелистов.
Многочисленные международные экспедиции пока не обнаружили мощи Апостола Матфея. Но местные жители неоднократно становились очевидцами удивительных явлений, подкрепляющих идею того, что озеро наше не просто уникальный курорт, но и Богом избранное место. К примеру, в сентябре 2002 года под водой было гигантское свечение в виде креста. Настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Ананьево батюшка Виктор объясняет это священностью озера.
Батюшка Виктор, в миру 67-летний Виктор Журавлев, уроженец села Ананьево Иссык-кульской области, к Богу пришел в далеком 1983 году. «Бог всех призывает по-разному, кого-то через скорби и болезни, кого-то через озарения»,- объясняет он свой путь.
Родители его приехали в Иссык-Кульскую область после войны в 1945 году, отец с Алтая, мать с Украины. А первые русские поселения в этих местах появились в 60-х годах 19 века. Первоначальное название села Сазановка, основано оно было русскими крестьянами-переселенцами, прибывшими в Семиреченскую область из центральных губерний Российской империи.
«Раньше село располагалось на самом берегу озера Иссык-Куль, но после мощного землетрясения 30 июня 1889 года, когда земля буквально разверзлась, и люди хватались за кустарники, чтобы не провалиться под землю, село было стерто с лица земли. Выжившие люди поселились ближе к предгорью», - рассказывает батюшка Виктор. Тогда была разрушена и первая церковь, которая появилась в этих местах.
В советские годы и мусульманская, и христианская религия были подвержены гонениям. Но жил в те годы в селе схимонах Ираклий, остался он после того, как советская власть разогнала Свято-Троицкий мужской монастырь. Жители села рассказывали своим детям о невысоком седом старце, которого нашли в горах. Отец Ираклий не собирался возвращаться в мир, но у него была повреждена рука. Схимонах жил в домах христиан, как настоящий аскет, круглосуточно молился. Люди ехали к нему за советом со всех ближайших сел.
В 1929 году до села докатилась коллективизация, зажиточных крестьян
раскулачивали, непокорных сажали в тюрьму. Сажали и за христианскую веру. Умер
отец Ираклий в 1937 году, причем, свою смерть предсказал за 40 дней.
Память о схимонахе Ираклии, все эти годы чтилась в Иссык-Кульской области, а в
2000 году его представили к лику святых. Сегодня могила преподобного Ираклия
главная святыня Ананьевской православной церкви. Сюда помолиться приезжают православные
туристы со всего побережья Иссык-Куля.
Современное название село Ананьево получило в 1942 году, в честь уроженца этого села Николая Яковлевича Ананьева (1912-1941), одного из героев-панфиловцев, мужественно защищавших Москву в ноябре 1941 г. в период Великой Отечественной войны – погибшего смертью храбрых, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Нынешнюю православную церковь отстроили в 1975 году. И вот уже 33 года в ней служит Богу батюшка Виктор. Образ жизни его мало отличается от жизни первых переселенцев, живет натуральным хозяйством, возделывает сад и огород. По сану ему не положено было создать семью.
«Православных становится меньше, одни умирают, другие уезжают, - говорит батюшка Виктор. – Есть и те, кого переманивают в новые секты. Мы никого не уговариваем, придет время, и Господь постучит им в сердце и они вернутся в православное христианство».
Молиться батюшка сегодня, чтобы в Кыргызстане царил мир. «В такое время живем, войны идут, взрывают мирные города, бомбят страны. Мира в сердце можно добиться только постом, молитвами, любовью к своим собратьям. Если в семьях будет мир, то и большой мир настанет, - делится нехитрым рецептом настоятель церкви. – Разрушаются семейные ценности от того, что люди стали далеки от Бога. Страсть, грехи перебарывают».
Больше всего печалит батюшку Виктора, что люди перестали относиться к озеру Иссык-Куль как к святыне. «Наши братья мусульмане к Иссык-Кулю всегда относились, как к священному. Помолятся и только лицо и руки омоют. И мы православные верим, что это Богом избранное место. Смотришь на блестящую гладь воды, и сердце радуется. Кто хоть раз побывает здесь, тот хочет вновь вернуться. Озеро притягивает к себе, очищает душу и тело. А что люди творят сегодня? Костры жгут на берегу, мусорят, на крутых джипах в воду заезжают. Потеряли уважительное отношение к святыне. А мы должны беречь, ценить, дорожить Иссык-Кулем. Страха нет, что еще немного, и мы можем потерять эту святыню, око Земли, как называют его космонавты», - заключает батюшка Виктор.
Лейла Саралаева
Фото Вячеслава Оселедко