На фото: Дунганин варит пельмени. 1932. Фото Эллы Майер
Осенью 2017 года исполняется 140 лет со времени массового переселения дунган на благословенную кыргызскую землю и основания многих сел.
Село Ырдык – первое, основанное дунганами-переселенцами в пределах Российской империи. Не исключено, что отдельные семьи и до этого проживали в нынешнем Караколе. Дунгане переселились сюда после поражения антицинского восстания В Китае, длившегося 15 лет (1862-1877 гг.). Восстание началось в провинции Шеньси, затеи перекинулось на некоторые районы провинции Ганьсу. Повстанцы одержали несколько крупных побед. Но вскоре начали терпеть поражения от регулярной армии, вооруженной частично огнестрельным оружием, в том числе и артиллерией.
Дунгане начали отступать к западным районам провинции Ганьсу, потом в восточные районы Синьцзяна и к центральным районам. Затем они ушли через пустыню и болота на юго-запад Синьцзяна. Такое отступление продолжалось не один год. Иногда у повстанцев была даже возможность посадить и успеть собрать урожай. И у людей, наверное, появлялась надежда на мир. Но натиск продолжался.
Видя неизбежность своего поражения и угрозу полного истребления, дунгане решили уйти в пределы Российской империи.
Переход через горы в октябре был очень и очень тяжелым. Много людей погибло. Перейдя через перевалы, основным из которых был Бедель, дунгане под предводительством Юсуфа-Хазрета прибыли в Каракол.
Еще тяжелее оказался переход основной массы дунган во главе с вождем дунганского восстания Биянху через Торуг-Арт и Долон. Там погибла большая часть людей, дело было в декабре. До города Токмок дошло чуть более 3 тысяч человек. Точных сведений о количестве дунган, начавших переход, естественно, нет. Но говорили, что к границам Российской империи подошло не менее 20 тысяч.
Прибывшей в Каракол группе ганьсуйских дунган уездные власти дали на выбор два участка земли. Долина реки Ак-Суу и долина безымянной, тогда совсем маленькой речки к западу от Каракола. У дунган существует предание, о том, как наши предки выбирали место для поселения.
Они испробовали воду из обеих рек на вкус. Затем взвесили воду на весах. Мы не знаем, какую воду они выбрали, более тяжелую или более легкую. Но факт взвешивания был. Осмотрели огромные камни на берегах обоих рек. Затем в полях выкопали две ямы и сразу засыпали их обратно. И замерили оставшийся после засыпки ямы объем земли. Мы также не знаем, что лучше, когда больше земли остается или меньше. Однозначного мнения нет. Сегодня мы потеряли секреты такого "мониторинга". Мы не знаем, что послужило решающим фактором. Но в итоге дунгане выбрали место к западу от Каракола. Сегодня наше село называется Ырдык. Это слово от искаженного дунганского Эр-до-гу -«Второе ущелье», т.е. второе ущелье от Каракола. Первоначальное официальное называние села – Мариинск. Названо в честь дочери царя Александра II, позволившего дунганам поселиться в Российской Империи и отказавшегося выдать вождя дунганского восстания Биянху.
Выбрав землю, дунгане стали обустраиваться. Времени на капитальное строительство не было, да и сил, наверное, тоже. Они вырыли землянки, построили внутри них каны (лежанки) и печи. На старинном фото запечатлена одна из таких землянок. Эта фотография сделана, скорее всего, в Ырдыке. Дунгане под предводительством Биянху прибыли в Токмок в декабре-январе. Строить землянки у них не было возможности. Третья группа дунган прибыла в г.Ош. Они тоже землянки не строили.
Без помощи в первые дни, в первую зиму дунганам невозможно было бы выжить.
Помогали кыргызское население из соседних сел и стойбищ и чиновники русской администрации. Русское купечество, контролировавшее в те годы торговлю зерном и хлебом, сильно «наварилось» за эту зиму. Узнав, что уездные власти за счет казны закупают хлеб для дунган, они тут же взвинтили цены.
С наступлением весны люди стали распахивать землю и строить дома – так, как они умели, как строили в Китае. Глинобитные стены, центральная балка (матка) из толстенной тянь-шаньской ели, от нее к стенам шли стволы более тонкие (стропила). Затем все это накрывалось камышом и заливалось глиной. Обмазанная глина не пропускала и не впитывала воду. Но в глине оказывались семена растений, иногда они приносились ветром. Поэтому через год крыша дома начинала зарастать и задерживать воду. Поэтому периодически крышу пололи, вычищали от любой растительности.
Основным занятием дунган с тех пор и до сегодняшнего дня стало земледелие: огородничество и полеводство. В огородах выращивали овощи. На полях в те годы основными культурами были зерновые и опийный мак. Некоторые дунгане уже тогда стали переезжать в город Каракол, открывать столовые и магазины.
Постепенно село Ырдык разрасталось. И не только за счет прироста дунганского населения. Очень скоро здесь стали заселяться кыргызы, русские, уйгуры и другие. Появились, выражаясь современным языком, интернациональные браки.
На фото: мечеть в селе Ырдык
С тех давних пор почти полтора века дунгане дружно живут в мире и дружбе с кыргызами и другими этносами многонационального Кыргызстана. Вместе делили и радости и переживали горе. А выпало на долю тех поколений немало. И трагедия 1916 года, и коллективизация, и голод 1933 года, и репрессии. И, конечно, же Великая Отечественная и послевоенная разруха. И уже в наши дни распад Союза, психологическая и экономическая депрессия. Были, конечно, и конфликты, чаще на бытовой почве. Но народу, обществу всегда хватало мудрости не переводить эти «непонятки» в межэтническую плоскость, вопреки желаниям отдельных индивидов.
Дунгане, основавшие село Ырдык, и их первые потомки очень многое пережили. В 1916, менее чем через сорок лет, они снова бежали в Китай. Но они не пошли на свою историческую родину, в провинцию Ганьсу. Некоторые остались в Синьцзяне, но большинство вернулось в Ырдык. В 30-х годах многие снова бежали в Китай, спасаясь от репрессий и голода. Некоторые остались, но большинство вновь вернулось в Ырдык, в Кыргызстан. С середины 20-х годов XX века молодежь стала уезжать на учебу в другие города. И чаще всего и оставались там. В 60-х годах, в период бурного промышленного роста Кыргызстана и всего Союза ССР молодежь также активно уезжала на заводы и стройки. В последние годы также наблюдается отток людей из села. Особенно молодых семей. Причины характерны для всей кыргызской глубинки. Этими факторами и объясняется следующее. 1116 человек 140 лет назад основали село. По данным на начало 2017 года в Ырдыке проживает 2800 человек, из них 1836 дунган. В Караколе живет около 1 тысячи дунган. Как мы видим, прирост совсем небольшой.
Когда началась коллективизация, в селе была организована артель. Назвали его «Дыйшин» - Победа. Затем и село переименовали в Дыйшин. Артель позже был преобразован в колхоз «Дыйшин». В 60-х гг. колхоз был объединен с другими хозяйствами и получил название колхоз «Дружба». А село называли Дыйшин. После роспуска колхозов выяснилось, что дунгане недооформили какие-то документы и официально село по-прежнему называется Ырдык. Но люди и не возражали против этого. Однако в старых документах, в том числе и на географических картах, встречается название Дыйшин или Дейшин.
Уйдя на Запад, дунгане навсегда покинули свои дома. О прекративших сопротивление и оставшихся братьях дунгане больше никогда не слышали. И оставшиеся больше не слышали об ушедших. Первые годы никто и не думал наведываться за тысячи верст в покинутые районы. Их неизменно казнили бы.
В 1911 году в Китае произошла революция. Маньчжурская династия Цин была свергнута. Но у дунган Ырдыка и Токмока уже не было желания возвращаться туда. И в дальнейшем все связи Ырдыкских дунган с Поднебесной складывались в основном с районами городов Кульджа и Урумчи. До начала перестройки в некоторых селах Китая проводили траурный назыр по погибшим более ста лет назад в горах Тянь-Шаня. И они были немало удивлены, когда узнали, что погибли не все. Части дунган, нашим предкам, удалось все-таки выжить и до сих пор сохранить свою идентичность.
Сейчас гости из Китая в селе Ырдык не редкость. Года два назад в село приезжала группа ученых из города Иньчуань, во главе с профессором Ма Пин. «Мы все помним, что наши корни в Китае, из провинции Ганьсу». – сказали ему сельчане. «А точнее, из какой местности?», - спросил профессор Ма. Этот вопрос поставил всех в тупик. Многие и не задумывались над этим. После этого начались поиски.
И вот что удалось выяснить. Предки ырдыкских дунган жили в местности Дидо, это около 90 км от города Ланьчжоу, административного центра провинции Ганьсу. Сегодня это город Линь Тао, с населением в полмиллиона. Но дунган в этом городе практически нет. Основная масса погибла, часть ушла на запад. Оставшиеся переселились в другие места. Еще в селе Ырдык живут потомки выходцев из местности Виджун. Сегодня это город в Нинся-Хуэйском автономном районе. Есть также и те, чьи предки пришли из города Синин. Это центр провинции Цинхай. Ближайшими родственниками ырдыкчан на постсоветском пространстве являются жители сел Савай в Ошской области и Жалпак-Тобе (Дунгановка) Жамбыльской области Казахстана. До сих пор жители Ырдыка и Жалпак-Тобе говорят на одном диалекте, у них много схожего в обычаях и бытовых нюансах. Большую помощь в поиске этих данных оказали старожилы села и известный китайский писатель и бизнесмен Ма Юнжюн Исмаил.
В истории Китая было множество крестьянских антиправительственных восстаний. Не было исключением и дунганское восстание, начавшееся в 1862 году в провинции Шеньси. Это было обычное крестьянское движение против засилья помещиков и чиновников. Но с национальным, так сказать, оттенком. Но некоторые источники освещали это как войну между китайцами и дунганами, между ханьцзу и хуэйцзу. Это не так. Года два назад группа дунган путешествовала по провинции Шеньси. И вот что рассказал один из членов той группы Наби Люхуров. В одной из деревень, где раньше жили дунгане, один из стариков говорил, что китайские крестьяне 75 лет (!) ждали возвращения дунган. Как ждали? Они не трогали мечеть дунган. И только через 75 лет, поняв, что дунгане больше сюда не вернутся, они разобрали здание мечети. Этот поступок характеризует и толерантность китайцев и свидетельствует о том, что они не испытывали к дунганам вражды и ненависти. И как минимум сочувствовали им в их борьбе против маньчжурской династии. Кстати, в провинции Юнань в крестьянском восстании китайцы и дунгане воевали вместе.
Сегодня село Ырдык является самым крупным из пяти сел Ырдыкского сельского округа. В селе есть средняя школа, носящая имя Юсуфа-Хазрета, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), сельский клуб, библиотека, музей и крупнейшая в сельской местности Прииссыккулья мечеть. На сегодняшний день, конечно, есть еще нерешенные вопросы, особенно по инфраструктуре села. Самыми острыми проблемами являются отсутствие детского сада и состояние дорог в селе.
Анвар Наншанло