«Все, кто хотел уехать, уже уехали. Остались либо пожилые люди, либо те, кому и сегодня комфортно в Кыргызстане, кто сознательно выбрал для себя это место жительства. Никто из моих близких, например, не собирается уезжать, прикипели мы к этой земле», - рассказал активный, деятельный член еврейского общества «Менора» в Кыргызстане Александр Зеличенко. С этой фразы начался наш разговор о, пожалуй, самом древнем, интересном и необычном народе, живущем в нашей стране.
Сейчас в общине, по словам Зеличенко, около тысячи человек. Подавляющее большинство, около 80% из них, осели в Бишкеке, небольшие группы живут в городах Ош, Кызыл-Кия, Кара-Кол, Кант.
Как гласят энциклопедии, «формирование еврейской диаспоры на территории Кыргызстана началось во второй половине девятнадцатого века, после присоединения Средней Азии к Российской империи. Диаспора эта складывалась из европейских евреев (ашкеназим) и бухарских (яхудим).
Первые начали прибывать в 1880–1890-е годы вместе с русскоязычным населением и оседали в северной части Кыргызстана, в городах Пишпек, Токмак, Кара-Кол, Кызыл-Кия. Большая их часть была ориентирована на европейские и русские культурные ценности. По образу жизни они были близки русскому городскому населению.
Яхудим стали появляться на территории Кыргызстана почти в то же время. Они приезжали в основном из Бухары и Самарканда после того, как русская колониальная администрация отменила ряд феодальных законов, ограничивающих их права в Бухарском эмирате. Яхудим селились больше в Оше и Джалал-Абаде. Для них был характерен «восточный», патриархальный уклад жизни. У яхудим существовал обычай передавать профессию от отца к сыну, поэтому в их среде можно встретить династии сапожников, парикмахеров и врачей».
В годы Великой Отечественной войны среди беженцев, эвакуированных в Кыргызстан, оказалось свыше 20 тысяч евреев. Во Фрунзе был эвакуирован из Львова переехавший туда в 1939 году из Польши Варшавский еврейский театр. Здесь же работал Государственный симфонический оркестр СССР. У истоков кинематографии в Кыргызстане стояли братья Герштейны. Костяк преподавательских кадров созданного в 1942 году мединститута составили врачи-евреи. Многие евреи, призванные из Кыргызстана в ряды Советской армии, были награждены орденами и медалями.
За эти годы на свет родилась уникальная традиция. Евреи Кыргызстана верны ей до сих пор. Школа, благотворительный фонд, газета – далеко не все, что объединяет кыргызстанских евреев.
«У нас есть синагога, она отстроена в основном на средства одного еврейского мецената из Грузии. Рядом с ней, по Карпинке, строится большой общинный центр, там мы будем собираться и отмечать праздники, решать свои светские общинные вопросы, устраивать концерты и т.д. Сегодня, соблюдая тысячелетние Традиции и Заветы, мы отмечаем праздники: Пурим, Пейсах, Дарование Торы, и прочие. Вместе постимся в ЙомКипур – день, когда Господь готовит для каждого приговор на следующий год. Храним нашу кухню, стараемся быть евреями, насколько это выходит», - говорит Александр Зеличенко.
На фото: Софья Абрамовна Кузнецова и Леонид Яковлевич Зеличенко; ,бывший председатель Общества Еврейской культуры Кыргызстана "Менора" Борис Моисеевич Шапиро; председатель еврейской религиозной общины Кг Вячеслав Рубенович Матаев; председатель международного Фонда "Хесед-Тиква" Роза Менделеевна Фиш. Фото сделано в 2006, на праздновании 10-летия общинной газеты "Мааян". В этом году газете 20 лет.
Конечно, рассказывать обо всех иудейских традициях и законах – не то, что одной статьи, всего объема печатной продукции, издаваемой в Кыргызстане в неделю, не хватит. Поэтому я выбрала праздник Пурим, он, пожалуй, самый экзотический.
Слово «Пурим» можно перевести на русский язык как «жребий», но во множественном числе. История у него не только каноническая, из «Свитка Эсфирь», но еще и красивая и богатая подробностями. Вот как понимают его сами иудеи: «События Пурима, происходившие две тысячи лет назад в Персидской империи, начались с пира, на котором царь Ахашверош, желая похвастаться перед подданными красотой своей жены, позвал ее танцевать перед подвыпившими друзьями. Гордая царица отказалась выполнять приказ мужа, что стоило ей головы (это жестокое решение подсказал советник Аман, который вообще отличался жестокостью и тщеславием).
Царь сразу после пира, опять же по совету Амана, объявил конкурс красоты, чтобы выбрать новую хозяйку дворца. Из всех провинций империи привезли молодых красавиц, и взгляд Ахашвероша остановился на прекрасной еврейке Эсфирь. Царь-молодожен был так влюблен и доволен новой женой, что не спросил ничего о ее происхождении.
Однако ее родственник Мордехай был единственным, кто не кланялся в ноги тщеславному Аману. И за это злодей задумал уничтожить весь еврейский народ, а поскольку был очень суеверен, то решил бросить жребий, узнать, в какой день звезды будут на его стороне и его коварный план удастся. Именно этот жребий дал названием празднику».
Но благодаря мудрости Эсфирь все закончилось совсем наоборот, уничтожены были не евреи, а злобный Аман. Пирожки, которые иудеи готовят в Пурим, кстати, так и называются – «уши Амана». В этот день иудеи веселятся от души, можно выпить столько вина, сколько влезет, разыгрываются красочные представления, небо расцвечивают фейерверки, столы ломятся от обильных лакомств. Наши бишкекские евреи не отстают, празднуют на всю катушку.
А потом размещают фоторепортаж о празднике в своей газете «Мааян» (ключ, родник). Ей исполнилось 20 лет. Возглавляют, да и готовят к печати издание, выходящее раз в месяц, родители Александра Зеличенко, Леонид Яковлевич и Софья Абрамовна. Вот она, кстати, в 81 год лихо освоила все премудрости общения посредством интернета и электронной почты. Деньги на печать собирает вся община, никакой коммерческой деятельностью газета не занимается принципиально. О чем тут пишут? Новости есть всегда. Быт, история, творчество читателей, происшествия, свадьбы и похороны, праздники и проблемы – все как у всех.
Я намерено ничего не пишу о различных провокациях и выходках некоторых одиозных политических деятелей, так как полагаю что вы, уважаемые читатели, и без меня эти неприятные инциденты помните. Лучше упомянуть о грандиозном вкладе еврейской общины в кыргызстанскую науку, культурную жизнь, медицину. Ведь именно представители этой этнической группы стали учителями для многих прославленных на весь мир деятелей культуры и знаменитых медиков, именами которых названы некоторые улице нашей столицы.
Вот что на этот счет сказал видный кыргызский ученый, академик Азис Салиев: «Кыргызы особо ценят широкое участие еврейских деятелей в становлении и развитии в республике современной культуры… Не хватило бы места на перечисление евреев, плодотворно работающих у нас в школах, техникумах, училищах, в вузах, научных учреждениях, в журналистике и в других сферах».
А еще я, пожалуй, расскажу, что это такое – «Менора», что означает слово, которым названа еврейская община в Кыргызстане. Это один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Ее форма восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Такие дела.
Историк Анастасия Ильина уверена: «Так же, как и история любой семьи, история еврейской общины – это хроника достижений, радостей, а также трудностей и, порой, потерь… Еврейская община Кыргызстана бережно сохраняет традиции своего народа и при этом участвует в укреплении межэтнического и межконфессионального согласия на кыргызской земле».
Подготовила Светлана Бегунова