Первые татары появились в Средней Азии, и в частности в Кыргызстане, во времена Петра I. По некоторым источникам, прибывали сюда представители мусульманского духовенства, которые скрывались от российских властей, начавших компанию по обращению татар в христианство. Именно они вели, выражаясь современным языком, активную работу по обращению кыргызов в ислам.
История
А во второй половине XIX века татары, как активный предприимчивый народ, начали приезжать в Кыргызстан для постоянного проживания. Основная цель их переселения тогда заключалась в развитии и активизации торговых связей между Западом и Востоком.
Рашид Насибулин, председатель общественного фонда «Татулык» рассказывает: «Прежде чем массово переезжать в незнакомые места, царские власти прислали сюда татарских купцов с Поволжья. Один из них прибыл в августе, и написал письмо: «Я лежу на берегу озера (Иссык-Куля), рядом в поле зреет пшеница, в горах лежит снег». В Казани получили письмо и не поверили, что такое возможно, даже испугались, а не тронулся ли умом их посланец. А оказалось, что Кыргызстан – очень благодатное, прекрасное место. И наиболее предприимчивые татары начали прибывать сюда с семьями и со своим товаром».
В числе первых мигрантов в Кыргызстане были купцы, опытные торговые деятели, татарские духовные и народные просветители. Все большее число купцов стремилось не только привезти товар, но и расширить товарообмен с кыргызским населением.
К примеру, жены и дочери зажиточных кыргызов довольствовались покупками, которые привозили им из больших городов мужья и отцы. А татарские купцы сами ехали с товаром на далекие джайлоо и предлагали более разнообразные ткани и украшения.
Благодаря татарам шел не только обмен товарами, но и новыми идеями. А так как Каракол славился своим расположением, очень выгодным, удобным местом для купечества, на главном Шелковом пути, среди прохладных снежных гор и голубого озера, где очень много рыбы и хорошая охота на дичь, то Прииссыккульем интересовались не только купцы и предприниматели, но и земледельцы. Благодаря татарам здесь стала развиваться базарная и лавочная торговля.
В 1877 году в Караколе купец Каримов создает кожзавод. С этого момента Каракол становится торгово-скупочным центром со скупщиками и агентами торгового капитала, магазинами, лавками. В 1906 году из 102 купеческих семей 78 составляли татары.
Эрудированный и высокопросвещенный петербургский татарин Мухаммади Ибрагимов в начале 70-х годов XIX столетия был направлен в Каракол переводчиком, был проводником Пржевальского. Со временем он стал деловым предпринимателем, совместно с купцом Фатихом Сулаймановым они организовывают первый торговый дом в Караколе. Оба стали купцами 1-й гильдии. По их инициативе в селе Джаргылчак был построен лесопильный завод и создан небольшой флот из барж и баркасов, которые занимались грузоперевозками по озеру Иссык-Куль.
В 1840 году Казанским муфтиятом в город Верный направляется Мухтурулла Баширов. Еще совсем молодым он переправляется на Иссык-Куль, где разворачивает бурную деятельность, ходит по аилам вокруг Иссык-Куля, обучая население намазу и основам ислама. Первая мечеть в Караколе была построена в 1850-м. А в 1878 году под руководством Мухтаруллы на народные средства в Караколе начинается строительство большой татарской мечети и завершается в 1887 году. Служба в мечети проходит на татарском языке.
Семья Камиль-ака
Дом 75-летнего Камиля Гизатулина расположен в живописном месте на берегу реки Каракол. Отстроил он его в 80-х годах прошлого века из втулок от бумажных рулонов. Себестоимость строения получилась всего 3 тысячи рублей.
Камиль-ака с гордостью показывает свой добротный двухэтажный дом с садом, баней, спортзалом и рассказывает: «Мой дедушка Ахматжан Гизатулин приехал в Среднюю Азию по приказу царя. Отец в 1900 году родился в Верном, а в 1910 семья переехала в Каракол. Дедушка первый открыл в Караколе библиотеку. Папа обучился грамоте и преподавал в школе. А мама переселилась сюда вместе с семьей из Татарстана в голодные годы».
Отцу Камиль-ака довелось поработать управляющим в «Лектротресте» по приему опия. В то время в Иссык-Кульской области активно выращивали опийный мак в лекарственных целях. Сам Камиль-ака, как и его, предки всю жизнь проработал в сфере торговли. Сейчас, будучи пенсионером, занимается пчеловодством.
Супруга его, Роза Зайнуллаевна, тоже уроженка Иссык-Куля. « В советское время не принято было изучать свою родословную, поэтому я не знаю, остались ли у нас какие-то корни в Татарстане. До войны отец наш работал заготовителем. Мы жили в Тамге, Тюпе, Покровке, потом обосновались в Караколе. Отец вернулся с фронта раненым, и через три года после победы умер. Мама осталась с шестью детьми одна. Самая младшая сестренка родилась через месяц после смерти отца. Но мама всех нас вырастила, дала достойное образование», - рассказывает женщина.
Не смотря на то, что и Камиль-ака и тетя Роза – люди чисто советского воспитания, их родители всегда бережно сохраняли татарские традиции. Татары с царских времен, как правило, селились компактно этническими группами. Поэтому во многих кыргызстанских городах есть улица Татарская.
Потомки
В семье Гизатулиных шестеро детей – три сына и три дочери. Но теперь это уже не татарская семья, а настоящий интернационал – зятья – кыргыз и уйгур, снохи – русская, татарка, уйгурка. Старший внук недавно женился на нарынской кыргызке.
По двору носятся два внука Гизатулиных – Амир и Тимур.
А всего в семье 12 внуков. Все дети Гизатулиных живут и работают в Кыргызстане. Однако миграционные процессы не обошли татар.
Рашид Насибулин, председатель общественного фонда «Татулык» говорит: «Сегодня татарская молодежь уезжает в Россию. Уезжают потому, что нет работы, у всех есть дипломы о высшем образовании, но заработные платы их не устраивают. Татары – трудолюбивый народ. Мы хотим хорошо работать, хорошо зарабатывать и хорошо жить. А на бюджетной работе не разгуляешься. Время покажет, как дальше будет жить и развиваться татарская этническая группа. Но те, кто остались, а это 1100 человек по Иссык-Кульской области, скорее всего, уже никуда не уедут. Отток уменьшился, да и рождаемость у нас нормальная».
«В Караколе года три назад третьи силы хотели разжечь межнациональный конфликт, но у нас семьи интернациональные. Поэтому и конфликт не получился», - говорит Камиль-ака.
В Кыргызстане на сегодняшний день проживают около 50 тысяч татар и башкир. Лет 7-8 назад начали широко отмечать самый большой праздник «Сабантуй» во всех областях Кыргызстана. С исторической родиной налажена связь через Всемирный конгресс татар, который активно поддерживает кыргызстанских татар. На праздник при их поддержке приезжают известные артисты, доставляют литературу из Татарстана. Молодежи выделяют квоты на обучение в Казанском университете.
«Мы, как и все кыргызстанцы, мечтаем о развитом, мирном Кыргызстане. Мы – многонациональная страна. Хотелось бы, чтобы все национальности развивались и жили здесь хорошо. Чтобы дети наши получали хорошее образование, работу. Главное, чтобы наше государство ко всем одинаково относилось и заботилось о нас», - говорит Камиль-ака.
Лейла Саралаева, фото Абылая Саралаева