Глава правительства Сапар Исаков, комментируя перспективы развития регионов Кыргызстана, заметил, что сегодня Ош является примером для остальных областных городов.
«Во время рабочих поездок в Ош, встречаясь с местными жителями, я вижу позитивные перемены. Необходимо и дальше продолжать работу по повышению благосостояния горожан и развивать непосредственно сам город», - сказал премьер. При этом одна из ключевых проблем в Оше (так же, как и в столице), - муниципальный транспорт и отсутствие порядка на дорогах. Разгрузка городских магистралей – мечта ошской мэрии. Перекрестки задыхаются в транспортном потоке, остро стоит вопрос парковок и объездных путей.
С чего начать?
Депутаты ошского городского кенеша во время встречи со своими коллегами из парламента страны в очередной раз подняли тему строительства дороги, которая позволила бы транспорту, направляющемуся в Араван, Ноокат и Баткен, не заезжать в город. Сегодня весь этот поток идет через новый эстакадный мост на улице Навои или через мост на улице Абдыкадырова. Оба они упираются в узкие односторонние улицы, не предназначенные для большого количества машин.
Чтобы с чего-то начать, городские власти в Оше начали проверку местных улиц в квадрате Центрального рынка. Цель – запретить стихийные стоянки частных такси, обслуживающих пригородные маршруты. В мэрии намерены приучить владельцев такого транспорта пользоваться услугами нового автовокзала на северной окраине города. Он расположен по дороге в международный аэропорт “Ош”.
Новенькие троллейбусы для ошан
Первые троллейбусы появились в Оше 40 лет назад. Тогда, в 1977 году, была проложена первая троллейбусная линия, которая соединила северные и юго-восточные микрорайоны. Знаменитые “энгельские” троллейбусы курсировали от “городка текстильщиков” до “студенческого городка”. С тех пор прошло немало лет, и несмотря на принимаемые меры, генеральной реконструкции не проводилось.
В прошлом году по проекту Европейского банка реконструкции и развития в город поступила партия новеньких симпатичных троллейбусов и автобусов. Кредитное соглашение по модернизации общественного транспорта в Оше было подписано в декабре 2014 года.
“Одним из приоритетных направлений в программе развития Оша на 2014-2017 годы обозначалось улучшение работы общественного транспорта. В рамках этого проекта мы осуществили обновление устаревшего городского парка машин. По плану мы собирались закупить 20 троллейбуссов и 24 автобуса. А по результатам открытого тендера нам удалось фактически приобрести 30 автобусов и 23 троллейбуса. Сметная стоимость проекта составила свыше 3 млн. евро”, - сказал мэр Оша Айтмамат Кадырбаев.
В рамках того же проекта теперь планируется реконструкция троллейбусного депо, расположенного недалеко от квартала местных цыган. Также будет проведен ремонт существующих троллейбусных линий. Еще в Оше снова начнут эксплуатировать законсервированные линии.
Совсем скоро, в марте, будет запущена вторая троллейбусная линия. Ее строительство было начато более 15 лет назад, но каждый раз запуск откладывался по разным причинам. Новая троллейбусная магистраль проложена по улице Айтиева и пройдет по популярным среди ошан и туристов городским кварталам. Она свяжет левобережную и правобережную часть Оша.
Еще одним новшеством станет автоматизированная система продажи билетов. В городских автобусах и троллейбусах появятся электронные чипы. Для молодых ошан, кто не помнит советскую систему под кодовым названием “прокомпостируйте талончик”, это нововведение станет весьма необычным. Старожилы же найдут много общего с прежним порядком.
Главным поставщиком троллейбусов остался российский завод “Тролза-Маркет” в Саратове. Новенькие троллейбусы вмещают 100 человек, сидячих мест в них – 27. В отличие от своих старых собратьев, они оснащены камерам видеонаблюдения и устройствами для бесплатной раздачи Wi-Fi. Есть одна интересная особенность – в Оше водители городского муниципального транспорта носят специальную униформу.
Маршрутки не исчезнут
Еще одно “большое зло” наших транспортных систем – маршрутки. На сегодня в городе действуют до 60 городских маршрутов, большинство из которых обслуживают микроавтобусы германского производства, знаменитые “мерседесовские спринтеры”. По разным оценкам, их количество доходит до одной тысячи. А автобусов всего 50. На троллейбусных линиях пока работают только 14 “рогатых” машин.
Полностью отказаться от услуг частных микроавтобусов в Оше пока не готовы. Поэтому в мэрии при участии международных консалтинговых агентств PricewaterhouseCoopers, 3sixty и местной компании К.S.Solutions прорабатывается вопрос урегулирования “маршруточной проблемы”.
В первую очередь городские власти планируют пересмотреть и обновить план-схему маршрутных сетей. Затем – добавить муниципальные автобусы, троллейбусы и микроавтобусы. Кроме того, будет разработана новая система тендеров для частных извозчиков. Все это, по мнению специалистов мэрии, должно улучшить качество обслуживания в городских маршрутах. Ожидается, что все планы будут реализованы к весне текущего года.
“Главная цель этого проекта – введение новых стандартов обслуживания, снижение уровня выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и разгрузка центра города от лишнего транспорта”, - заключил ошский градоначальник.
Реформа городской транспортной инфраструктуры ставит целью снижение потока машин в час пик, постепенный переход на менее вредные виды топлива. Это в конечном итоге скажется на общем состоянии города.
Также в течение полутора лет в городе будут установлены 1 500 камер наружного наблюдения по проекту “Умный город”. Для обеспечения безопасности дорожного движения в южной столицы это очень важный элемент.
В итоге масштабное реформирование городского общественного транспорта и внедрение новых технологий положительно скажется на развитии Оша. И поможет ему сохранить статус одного из самых перспективных городов страны.
Алмаз Исманов