Иллюстративное фото В. Оселедко
Лаборатория по теме “Доступ к образованию девочек в Кыргызстане: в условиях патриархальной среды, дискриминации и роста религиозного фундаментализма” прошла 4 декабря в библиотеке им. К. Баялинова. Участники - гендерные эксперты, активисты, юристы, правозащитники, представители международных структур и НКО сектора, а также ученики школ №18 и №47.
Мероприятие прошло в формате экспертного диалога и открытой дискуссии, а главной задачей было акцентировать внимание не только на проблемах образования девочек в Кыргызстане, но и на других различных гендерных и общественных вопросах и найти и разработать пути их решения.
Не хотят учиться, а хотят жениться?
Дискуссию открыла представитель организации “Энсан-Диамонд”, Джамиля Капарова, показав презентацию “Гендерные аспекты выбывания учащихся 9-ых классов в южных областях Кыргызстана”, созданную на основе качественного социологического исследования, проведенного в 4 школах на юге Кыргызстана. В ходе 12 глубинных интервью были выявлены главные причины ухода школьников после 9 класса, такие как финансовые и другие проблемы в семье, личные проблемы ребенка, проблемы в школе и самое основное – последствия исламизации.
“Местное население, негласно одобряющее религиозные нормы и поведение, а также сами семьи, с такими же религиозными взглядами, поощряют ранние браки, что и приводит к уходу из школы, в основном девочек, после 9 класса. Рано выдавая девочек замуж, родители таким образом снимают с себя ответственность за воспитание и содержание ребёнка. Однако, в последнее время мальчики тоже женятся достаточно рано, что также обусловлено религиозными правилами”, - рассказала Джамиля Капарова.
Интервьюируемые и участники фокус-групповых дискуссий были выбраны случайным образом, тем не менее в трёх из четырех группах, люди рассказывали о раннем браке либо как о личном опыте, либо как об одном из факторов в своем окружении.
Однако, исламизация - не единственная причина раннего ухода детей из школы. Большую роль в этом вопросе играют социально-экономическое положение семьи и несостоятельность самой системы образования в целом. Например, из-за того, что ОРТ, экзамен, который проходит в 11 классе, проводится только на кыргызском и русском языках, представители национальных меньшинств не могут сдать его и, как следствие, уходят из школы после 9 класса, после чего рано женятся и начинают рано работать.
После презентации прошла открытая дискуссия, в ходе которой эксперты и активисты рассматривали как на эту проблему повлияла пандемия Covid-19, рассказывали похожие случаи из жизни и размышляли над способами решения этого вопроса. Они пришли к выводу, что коронавирус ещё больше усугубил данную ситуацию, а решение увидели в необходимости акцентировать внимание государства на этой проблеме с помощью общественности и рекомендовать школьникам продолжать обучение. Так как у активистов, экспертов и НПО нет политической власти, они не могут прямо влиять на ситуацию и поэтому предлагают именно такие методы.
Может ли религиозный фундаментализм ограничивать путь женщин в политику?
Следующей выступала представитель организации “Форум женских НПО” – Бермет Стакеева, с презентацией “Религиозный фундаментализм: угрозы и риски для прав женщин и девочек”. Она рассказала про само понятие “религиозный фундаментализм” и про угрозы, которые он наносит правам женщин, такие как ранний брак и не соблюдение регистрации брака при свадьбе, так как он может быть заменен самим нике. Это может привести к тому, что у женщины могут отобрать ребенка.
Под религиозным фундаментализмом понимается не вся религия в целом, а разного рода религиозные течения, пытающиеся вернуть своих последователей к “основам” религии и противящиеся любым нововведениям. То есть активисты “не противостоят религии, а выступают против религиозного фундаментализма” и говорят о том, “ какие риски и опасности он несёт для женщин и девочек”.
Бермет Стакеева выделила такие особенности современного религиозного фундаментализма: “Религиозный фундаментализм призывает вернуться к традиции доминирования религии в жизни общества, основывается на отвержении принципов демократии, утверждает тоталитарную религиозную идеологию, не приемлет разделения светского и религиозного и продвигает патриархальный характер толкования религиозных учений.”
Другая проблема, связанная с этим, это различные религиозные уроки, которые проводятся специально для женщин. За процессом проведения этих уроков никто не следит, и информация на этих уроках никак не регулируется. При этом используются разные маркетинговые ходы, чтобы женщины приводили больше людей - своих подруг и знакомых – на эти уроки.
Кроме проблем религиозного фундаментализма, Бермет Стакеева также говорила о нарушениях женских прав на выборах и о феминизме в целом. “До этого мы говорили, что мажоритарная система приведет к нулевому участию женщин в принятии решений. Сейчас мы это видим: в одномандатных округах в парламент прошли только богатые мужчины среднего возраста”, - прокомментировала она.
Женский активизм в быту
Эксперт по политическому пространству и эдвокаси кампаниям, Зарема Касендеева, презентовала тему “Роль женщин-лидеров местных сообществ в продвижении гендерного равенства и недискриминации через проведение эдвокаси кампаний”. Она показала на опыте проблем пандемии Covid-19 и событиях 90-х годов, как умело женщины находили выход из различных трудных жизненных ситуаций, не падали духом и пытались любыми средствами найти заработок, что представляет их настоящими лидерами.
“В 90-е именно женщины взяли эти тюки, и если посмотреть, с чего начинался рынок “Дордой”, то это в основном ездили за товаром за рубеж, стояли и торговали за прилавками в основном женщины. И сегодня происходит то же самое, только акценты немного сместились, так как это делается ради базового доступа к продуктам питания, одежде, медицинским и образовательным услугам,” – утверждает Зарема Касендеева.
Эксперт также рассказала о стейкхолдерстве – системе, в которой лица или команда, заинтересованные в какой-либо общем деле, могут вместе оказывать влияние на него. Примером могут послужить группы в WatsApp, которые формируют родители школьников. Стэйкхолдерство также может помочь женщинам в решении различных бытовых и других проблем.
В конце выступления были озвучены стратегии и подходы по решению гендерных вопросов, которые уже в общем были сказаны на мероприятии: доступ к качественному образованию, возможности генерирования доходов, продвижению экономической самостоятельности (микрокредитование бизнеса и финансовая грамотность), доступ к репродуктивному здоровью, участию в общественной и политической жизни.
В конце мероприятия участники записали ключевые рекомендации к решению гендерных проблем и сдали организаторам, которые в дальнейшем будут структурировать полученную информацию и составят общий список со всеми решениями.
Даяна Саралаева
Данная лаборатория прошла в рамках кинофестиваля “Бир Дуйно - 2021”, посвященному теме: “Права человека в период рисков и бедствий” и глобальной кампании “16 дней активизма против гендерного насилия”. Все эти вопросы и проблемы показаны в конкурсных кинолентах, которые представлены на конкурсе “Бир Дуйно".
О фестивале читайте Фестиваль "Бир дуйно" - защита прав продолжается
Видео по теме смотрите Фестиваль "Бир Дуйно" - на страже прав человека