Как гендерное неравенство сегодня связано с событиями эпоса «Манас»

09:24, 20 Октября 2022

Тема гендерного неравенства является одной из самых актуальных для современного Кыргызстана. Ежедневно, открывая социальные сети или читая ленту новостей, можно увидеть множество статей о случаях с проявлением психологического и физического харассмента и насилия, и, почти всегда, по отношению к девочкам, девушкам и женщинам. Существует множество причин, чтобы объяснить такое отношение к женщинам в кыргызском обществе, но давайте рассмотрим, каким образом эпос «Манас» связан с современным гендерным неравенством, и как это неравенство отображено в нем.

Эпос «Манас» является уникальной литературной сокровищницей, запечатлевшей жизнь кыргызов. Кроме истории жизни главного героя – Манаса, в нем запечатлены история, культура, быт и структура общества того времени, традиции и обычаи не только кыргызов, но и тюркских народов в целом. Так как кыргызы издревле вели кочевой образ жизни, в нашей стране не так много древних архитектурных памятников или других материальных исторических ценных находок. В связи с этим, эпос «Манас» набирает еще большую ценность для кыргызов, так как является практически нашим единственным уникальным историческим наследием.

Очевидно, что эпос «Манас» до сих пор очень популярен в кыргызском обществе: в его честь названы проспекты и улицы, аэропорт, университет, кинотеатр, на главной площади в Бишкеке воздвигнут памятник Манасу Великодушному, в школах и университетах изучение эпоса «Манас» входит в обязательную программу, а также на различных этно-мероприятиях и специальных конкурсах проводятся соревнования сказителей эпоса – манасчы. Соответственно, многие кыргызстанцы знают содержание эпоса. А так как в эпосе отображена культура кыргызов: традиции и обычаи, народ будет проецировать модель поведения персонажей и их отношение к полам и гендерные роли в современности.

Так как эпос «Манас» является древним литературным произведением, в нем показано патриархальное общество, в котором к женщинам относятся хуже, чем к мужчинам, то есть в котором присутствует гендерное неравенство. Это проявляется через психологическое и физическое насилие, отношение к женщинам как к объекту и приписывание полам определенных социальных ролей. То же самое можно увидеть и в современном Кыргызстане.

Харассмент – психологическое и физическое насилие 

Психологическое и физическое насилие по отношению к женщинам довольно часто можно увидеть в эпосе «Манас». Самый яркий пример психологического насилия в эпосе можно увидеть в эпизоде с рождением Манаса. Сам эпос начинается с жалобы Жакыпа – отца Манаса - на то, что у него нет детей, хотя он уже в преклонном возрасте. Это сопровождается тем, что Жакып ругает свою жену – Чыйырды, за то, что она не может родить ему сына, называет ее «глупой женщиной» и «бесплодной».

Такой же психологический харассмент можно увидеть в эпизоде о рождении и детстве Семетея, в котором, после смерти Манаса, его сводные братья делят его имущество и предлагают Каныкей – одной из жен Манаса – выбрать кого-то из них, так как по древним кыргызским обычаям вдова должна выйти замуж за брата мужа, после его смерти. Каныкей не соглашается, после чего братья Манаса начинают злиться и один из них угрожает убить ее, если она не выберет кого-то из них, называет ее «павшей, жалкой женщиной» и говорит, что «поставит ее на место».

Таким образом показано психологическое насилие по отношению к женщинам в эпосе «Манас». Но, помимо этого, в эпосе есть множество примеров проявления физического насилия к женщинам. Это видно в том же эпизоде о рождении и детстве Семетея. Разъяренный отказом Каныкей один из братьев Манаса не только угрожает ей смертью, но еще и избивает до крови. Другое появление физического насилия можно увидеть в эпизоде про женитьбу Манаса. Манас хочет увидеть свою невесту – Каныкей, поэтому врывается в ее покои. Он предлагает ей выйти за него замуж, но Каныкей отказывается, что очень злит Манаса. Он пытается убить ее, но Каныкей защищается клинком и ранит Манаса, из-за чего он ещё больше злиться, ударяет Каныкей, но не убивает из-за ее красоты. Таким образом продемонстрировано физическое насилие по отношению к женщинам в эпосе «Манас».

В современном Кыргызстане психологический и физический харассмент и насилие по отношению к женщинам не уменьшились. Достаточно зайти на новостной сайт или в социальный сети, чтобы самому в этом убедиться – каждый день появляется множество новостей о случаях домашнего насилия, изнасилований и других видов психологического и физического харассмента.

Один из примеров психологического харассмента по отношению к женщинам в современном Кыргызстане можно узнать из исследования «Женщины-политики Кыргызстана сталкиваются со всеми формами насилия». В нем представлены результаты итогов круглого стола на тему «Насилие в отношении женщин в политике Кыргызской Республики». Выяснилось, что почти пятая часть опрошенных – 19% - знают или сами сталкивались со случаями психологического насилия. Согласно этому исследованию: «Формами проявления психологического насилия, которому непосредственно подвергались опрошенные женщины, чаще всего были запугивания, унижения, словесные оскорбления, угрозы, шантаж и дискредитация в глазах общества». Так проявляется психологическое насилие в политике современного Кыргызстана.

Но, кроме этого, есть множество случаев проявления физического насилия. Один из ярких примеров этого вида харассмента – случай с женщиной из Сузака. 12 июня 2020 года в соцсетях Кыргызстана распространилось видео, снятое в Сузакском районе Джалал-Абадской области, в котором 51-летний мужчина повесил на шею своей 47-летней жены автомобильные покрышки с камнями и обливал водой. Женщина покорно терпела пытки. А потом под давлением общественности и семьи “простила” супруга.

Помимо этого, очень часто можно увидеть новости об изнасилованиях. Это примеры проявления физического насилия по отношению к женщинам в современном Кыргызстане.

Таким образом, демонстрация пренебрежительного и уничижительного отношения к женщинам в эпосе «Манас», которое проявляется через психологическое и физическое насилие, является одной из причин современного харассмента и мизогинии в Кыргызстане. 

Женщина, как объект или имущество

В эпосе «Манас» показано патриархальное общество, поэтому женщины имеют более низкий социальный статус, чем мужчины, и зависят от них экономически. Следовательно, к женщине относятся как к объекту или имуществу мужчины. Это можно увидеть на примере раннего замужества женщин в эпосе.

Пример раннего замужества показан в эпизоде с женитьбой Манаса. Манас почти не видится со своими старшими двумя женами, так как на них он женился ради примирения воюющих народов. Он просит своего отца – Жакыпа - найти ему достойную пару. После долгих поисков Жакып находит идеальную невесту, дочь Темир-хана из Бухары – 16-летнюю Санирабигу. Вначале хан не соглашается отдать дочь замуж за кочевника, поэтому называет большой калым, чтобы Манас не смог его собрать. Однако Манасу удается, поэтому, чтобы не разозлить его и его воинов, Темир-хан отдает свою дочь. Этот эпизод показывает, что женщина в эпосе является объектом, который передают другой семье и выдают замуж против воли, либо ради дипломатического примирения, либо ради получения материальной выгоды.

Кроме этого, после замужества Санирабигу заставляют поменять имя на Каныкей. Смена имени также показывает, что личность женщины не имела значение, и к ней относились как к объекту. Таким образом, отношение к женщине как к объекту отображено в эпосе «Манас» через насильственное раннее замужество и смену имени.

В современном Кыргызстане отношение к женщине как к объекту никуда не исчезло. В пример можно так же привести случаи с ранним замужеством. Например, кейс девушки, которую насильно выдали замуж в 16 лет за 35-летнего мужчину. Камилла выросла в богатой семье, родители не жалели денег на ее творческое развитие. Она занималась музыкой, танцами, гимнастикой, и свое будущее мечтала связать с творчеством. Однако в 16 лет родители выдали ее замуж за богатого бизнесмена, друга отца, которому было 35 лет, и за это взяли большой калым. Совершили обряд нике и все мечты Камиллы разрушились, она стала замужней. Позже выяснилось, что мужчина был официально женат. То есть родители Камиллы добровольно отдали или продали свою дочь на роль второй жены. Это показывает современное отношение, даже самих родителей, к дочерям как к объектам, ради получения материальной выгоды.

И это характерно не только для богатых семей. Руководитель ООО «Энсан Диамонд», Джамиля Капарова, на презентации социологического исследования «Гендерные аспекты выбывания учащихся 9-ых классов в южных областях Кыргызстана» заявила: «Рано выдавая девочек замуж, родители таким образом снимают с себя ответственность за воспитание и содержание ребёнка». Следовательно, в социально уязвимых семьях к девочкам относятся как к ненужным предметам или “лишнему тру”, не считают обязательным и нужным давать им доступ к образованию и саморазвитию.

Таким образом, отношение к женщинам как к предметам, которых нужно поскорее выдать замуж ради материальной или дипломатической выгоды, показанное в эпосе «Манас», до сих пор присутствует в современном кыргызском обществе.

Гендерные стереотипы

В эпосе «Манас» показано древнее общество, которое приписывала определенным полам определенные роли. Этот аспект можно заметить на протяжении всего эпоса. Примером может послужить тот же эпизод о рождении Манаса, в котором не только Жакып ругал свою жену, но и она сама жаловалась и плакала из-за того, что не могла родить. Такие бурные эмоции Чыйырды и порицание Жакыпа демонстрируют, что в кыргызском общество того времени единственная роль женщин заключалась в том, чтобы рожать детей, и если у женщины не получается ее выполнить, то это сильно осуждается обществом.

Еще больше общество, показанное в эпосе, порицает случаи, когда женщина переходит за границы своей единственной роли и делает действия, которые по мнению общества могут быть исполнены только мужчинами. Пример – эпизод о рождении и детстве Семетея, в котором его мать Каныкей решает принять участие в гонке на лошадях, чтобы вернуть своего сына Семетея, которого до этого отдала на воспитание своему брату – Исмаилу. Отец Каныкей – Темир-хан, Исмаил и народ удивлены и разгневаны из-за поступка Каныкей, так как женщинам было запрещено участвовать в гонках на лошадях. Поэтому Исмаил посылает за Каныкей Семетея, которого он заранее настроил против Каныкей, и его воинов, чтобы убить ее и тем самым, наказать за этот наглый, по их мнению, поступок. Так в эпосе «Манас» показано осуждение и порицание женщин за то, что они не исполняют роли, которые им определило общество, или за действия, которые могут быть выполнены только мужчинами.

К сожалению и современное кыргызское общество до сих пор приписывает полам определенные социальные и другие роли. Это проявляется в различных сферах, и в любой сфере жизни все могут столкнуться с этой проблемой. Примером может послужить заявление председателя кабинета министров, Акылбека Жапарова, на открытии школы №76 о том, что «девочки должны учиться быть хозяйкой дома, мальчики — зарабатывать деньги, защищать родину». Соответственно, даже на политическом уровне современное кыргызское общество до сих пор приписывает полам определенные роли, которые приводят к экономическому и социальному гендерному неравенству. Так как, если женщина будет учиться только тому, чтобы быть хозяйкой, а не тому, как зарабатывать деньги, то она будет экономически зависеть от мужчины.

Следовательно, приписывание конкретных ролей женщинам, которые состоят из обязательства рожать детей и быть хозяйкой, продемонстрированные в эпосе «Манас», берутся в пример современным кыргызским обществом и проецируются в различных сферах.

Таким образом, эпос «Манас» через демонстрацию психологического и физического насилия по отношению к женщинам, отношения к ним как к объектам для своей выгоды и присваивания конкретных, ограниченных ролей женщинам, действует на современное кыргызское общество и, оправдываясь традициями и культурой, заставляет его продолжать проявлять гендерное неравенство в различных сферах нашей страны.

Пора менять модель поведения

Безусловно, эпос «Манас» является важнейшим и уникальнейшим наследием и источником информации об истории, культуре, жизни тюркских народов Центральной Азии, и эта статья не стремится умалить его значение для нашей страны. Однако не следует принимать всю информацию, отношения и модели поведения, показанные в эпосе, как истину в последней инстанции, которой нужно следовать во все времена. Традиции и культура, как и всё в мире, со временем меняются, но не сами по себе, а при усилии людей. Если же общество откажется менять эти аспекты, то оно будет тормозить развитие, как своё, так и своей страны. Что и происходит сейчас с Кыргызстаном.

Это означает, что кыргызскому обществу нужно поменять свое отношение к полам, в особенности к женщинам, и видение их ролей. Оно должно понять, что без гендерного равенства, наша страна не сможет достигнуть стабильности и развиваться дальше. А для этого нужны дискуссии, исследования и изучение всех аспектов этой темы.

Даяна Оселедко, студентка 2 курса факультета “Антропологии”, АУЦА

Иллюстрация Сейданы Акуновой

 
© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям