На прошлой неделе, а именно 5 ноября, известная английская газета "Дэйли Мэйл" рахвалила кыргызскую актрису, исполнительницу главной роли в фильме «Курманжан Датка» Элину Кабай кызы, назвав ее самой красивой дамой вечера. Ее фотографии рядом с суперстар Шэрон Стоун не могли остаться незамеченными. Так просыпаются знаменитыми. Газета отметила элегантное кремовое платье с национальным колоритом (от дома моды Дильбар), в котором Элина смотрелась гармонично фильму, и в то же время вполне сообразно светскому мероприятию Голливуда.
Конечно, премьера кыргызского фильма привлекла внимание прессы прежде всего тем, что картину «Курманжан Датка. Королева гор» представляла именно Шэрон Стоун. В соцсетях даже сложили стихи, посвященные общению режиссера Садыка Шер-Нияза с самой сексуальной звездой Голливуда.
Однако Шер-Нияза на самом деле должно было тронуть совсем другое. Шэрон Стоун, которая знаменита не только своим соблазнительным образом в фильме «Основной инстинкт», а и необычайно высоким IQ – коэффициэнтом интеллекта, представляя наш фильм, не скупилась на восторженные эпитеты и сравнила "Курманджан Датка" с эпическими драмами великого английского режиссера Дэвида Лина (не путать с Дэвидом Линчем), который входит в десятку лучших режиссёров мирового кино по результатам опроса современных режиссёров Британским институтом киноискусства.
- Как получилось, что кыргызскую картину представляла именно Шэрон Стоун? - Этот и другие вопросы я адресовала самому Садыку Шер-Ниязу, главному виновнику голливудской премьеры.
- Многие голливудские звезды знамениты еще и тем, что занимаются благотворительной деятельностью, выполняют общественные работы. Шэрон Стоун имеет международные награды за борьбу со СПИДом, за мир на Ближнем Востоке, в общем она является общественным деятелем. Наши публицисты вышли на нее. Когда она увидела трейлер, то была поражена красотой природы нашей страны и попросила фильм, чтобы посмотреть его. После чего мне передали, что она была восхищена фильмом и хочет его представить. Наверное, тут сыграла свою роль тема картины - о женщине-правителе, а также о борьбе за независимость и равноправие.
- Что означает эта премьера фильма в Лос-Анджелесе? Это в рамках Оскара?
- Показ в Голливуде - необходимый атрибут для нашего фильма. Честно говоря, мы не успели выработать стратегию продвижения фильма. Потому что мы заканчивали его где-то в середине августа, а 31-го уже должны были порадовать зрителей ко Дню независимости. У нас были сжатые сроки, и мы отправили на фестиваль в Монреаль рабочую версию. Смогли показать там, а через неделю уже была премьера в Бишкеке. А через месяц уже выдвижение на Оскар. Многие фильмы начали свой путь к Оскару еще с января - с кинофестивалей в Санденсе и Берлинале. А мы вынуждены знакомить с нашим фильмом уже здесь, в Голливуде.
- Я думала, что Оскаровский комитет сам организовал показ.
- Нет. Это мы сами. Кто-то представляет свой фильм здесь, кто-то - нет. Это выбор создателей фильма. Так сказать, механизмы воздействия на членов Академии Оскар.
- Значит, это был показ для членов Академии Оскар?
- Да это была премьера для членов Академии и для членов жюри премии Золотой Глобус.
- Понравился им фильм?
- Академики не могут говорить об этом открыто и члены жюри Золотого Глобуса тоже, но, по нашим наблюдениям, им понравилось.
- Попадет ли картина в шорт-лист Оскара?
- Шансы попасть в шорт-лист пока очень малы, но с каждым днем они повышаются. Например, авторитетное издание «The Wrap» включил нас в специальный список показов. Это говорит о том, что нас начали замечать, тем более после сердечного представления Шэрон Стоун. Картина только выдвинута от страны на премию Оскар. Всего выдвинули 83 картины от каждой страны, и каждый имеет шанс попасть в номинацию. Но чтобы картину заметили, нужно сделать очень много, и мы собираемся сделать это, по мере возможности. Тут есть картины, которые вкладывают миллионы для получения Оскара, ведь все понимают, что если получат эту престижную премию, то с лихвой окупят в продаже фильма.
- Вы тратите личные средства?
- Да, приходиться вкладывать личные средства, и это делается для того, чтобы пробить дорогу кыргызскому кинематографу в Голливуд и для того, чтобы представить нашу страну за рубежом с лучшей стороны. В любом случае, кто-то должен начинать это. В независимости от результата, это будет бесценный опыт для наших кинематографистов, которые придут сюда после нас. Но это не говорит о том, что мы настроены пессимистично. Наоборот, наша маленькая команда становится все более уверенной.
- Как вы не побоялись взяться за эту картину, ведь это первый дорогой госзаказ в истории Кыргызстана? Такая ответственность. А у вас это был дебют практически, первый полноформатный фильм. Надо иметь большую веру в себя и смелость, вероятно.
- Думаю, чтобы чего-то добиться, нужно всегда быть там, где тяжело. Это характер. А со временем приходит и опыт. Многие говорят, что это был риск. Я согласен с этим, но только частично. Без подготовки, знания и опыта экспериментировать эпическим историческим полотном - это просто глупость.
- Вы же не учились во ВГИКе? Как вы осваивали профессию?
- Я учился у лучшего мастера на Высших Курсах сценаристов и режиссеров в Москве, у Владимира Ивановича Хотиненко. Это единственное признанное учебное заведение на территории бывшего СССР, где готовят режиссеров и сценаристов после высшего образования. Там же осваивал азы продюсерства у Александра Ефимовича Роднянского. Кстати, там же учились Океев, Карагулов, Сарулу, Тойчубеков, Мар Байжиев и многие другие.
- Простите, не знала. Тогда зачем вам надо было идти в Омбудсмены, если вы были профессиональным режиссером?
- Я поехал учиться, подав в отставку с должности заместителя Омбудсмена в 2006-м году. Честно признаться, в это время уже было стыдно представляться заместителем Акыйкатчы на фоне того, что творилось в стране.
- Вы побывали на должности министра культуры, и недавно вновь выдвигали свою кандидатуру. Вам нравится эта работа?
- Меня попросили аксакалы, и я не смог отказать, хотя знал, что будет очень тяжело.
Быть министром культуры сейчас очень тяжело. Это обуславливается еще и тем, что наши парламентарии никак не хотят уделять внимание культуре. Непонимание значимости этой части основы нашего государства и приводит к социальным катаклизмам, которые повторяются каждые пять лет.
- Вы огорчились, что вашу кандидатуру отклонили, в связи с тем, что ваш родной брат - депутат?
- Не огорчился. Просто была досада от того, что отклонили, нарушив Конституцию, а они ведь законодатели.
- Если честно, я думаю, это для вас к лучшему, так как вы всю свою энергию направите на творчество. В нашей кыргызской среде много зависти, особенно в творческой среде? Вы, наверняка, столкнулись с этим?
- Зависть всегда будет у творческих людей. Именно это чувство толкает к творчеству. Нужно правильно использовать это чувство. Когда вы ищете короткий путь выхода из этого ощущения, которое вас сжигает изнутри, то получается не очень красиво. А если вы выбираете труд и знание, то вы создаете произведение.
- Кто для вас является образцом режиссерского мастерства? И какой фильм ваш любимый?
- Вонг Кар Вай, Мэл Гибсон. Из наших - Океев, Актан Арым, Тарковский... Их много. Любимый фильм – «Апокалипто» Мэла Гибсона, «Троя»...
- Ваш подбор актеров на фильм, особенно Элины Абай кызы - большая удача. Как вы ее выбрали?
- Подбор был тщательный. Особое спасибо Акылбеку Абдыкалыкову, который помогал по кастингу. Элина удачно вписалась в роль. Но прежде всего – это ее любовь к труду. Она у нее есть, и она победила. И Шэрон восторгается ею.
Беседовала Бермет Букашева.