"Похищение сабинянок", Себастьяно Риччи.
Испокон веков женщине отведены незавидные роли и качества в обществе, что нашло отражение в литературных произведениях. На протяжении всей истории человечества авторы различных произведений демонстрируют сексистское и токсичное поведение по отношению к женщинам и по-разному показывают, что считают их ниже мужчин. Рассмотрим произведения авторов и народные эпосы, вошедших в мировую сокровищницу литературы и философии.
Женщина, как сексуализированный объект
В произведениях женщины угнетены, так как их используют в качестве объектов, используемых для выгоды мужчин. В «Эпосе о Гильгамеше» главный герой, царь Гильгамеш, тиранит жителей города Урук, что касается и женщин этого города. Строки: «Гильгамеш не отпускает ни одну дочь на волю к ее матери» («Эпос о Гильгамеше», табл. I, л. 72) и «Гильгамеш не отпускает ни одну девушку свободно к ее жениху» (I, 76) показывают, что Гильгамеш насилует женщин в городе, и, таким образом, он не только обращается с женщинами города как со своей собственностью, но и использует их как объекты для обеспечения себе сексуальных удовольствий. Еще одним примером отношения к женщинам, как к объектам для удовлетворения сексуальных желаний, является одна из героев - проститутка Шамхат, которая вводит друга Гильгамеша – дикаря Энкиду, в цивилизованную жизнь. Чтобы отпугнуть стадо, с которым он жил, и заинтересовать его в жизни людей, она «сбрасывает с себя одежду, чтобы показать свои прелести» (I, 164) и, таким образом, удовлетворяет его сексуальные потребности. Однако в тексте так сделать ей приказал Гильгамеш, « Гильгамеш сказал охотнику: / 'Иди, охотник, возьми с собой Шамхат-блудницу...» (I, 161-162),и далее её действия описываются как: «она делала для мужчины работу женщины» (I, 191), что свидетельствует о том, что, с точки зрения автора, целью жизни всех женщин является удовлетворение сексуальных желаний мужчин.
Таким образом, женщины рассматриваются как сексуализированные объекты и используются мужчинами для их собственной выгоды.
Женщина, как прислуга для мужчины
Еще одним примером отношения к женщине, как к объекту, который используется для пользы мужчины, является концепция прислуживания женщин мужчинам. В «Исповеди» Августин, известный богослов и философ, описывает свою биографию и упоминает, что его мать, в отличие от отца, была баптисткой и верила в бога. Он утверждает, что: «она одержала победу над своим мужем, которому служила… — потому что этим она служила и Тебе [Богу], давшему ей это повеление» (Августин, книга I, 11.17). Это показывает, что Августин оправдывает обязанность женщин всячески прислуживать мужчинам под тем предлогом, что это предписано богом и религией. В этой связи он рассматривает их как объекты для блага людей. Точно так же царь Бабур описывает свою первую любовь и брак в “Бабурнаме”. Он женился на дочери правителя Самарканда и Бухары Султан-Ахмад Мирзы - Айше Султан Бегим, «которая была обручена со мной [Бабуром] при жизни отца и дяди» (Бабур, 112). Соответственно, их брак — это дипломатический акт, который был совершен по политической причине — стать союзниками, и был решен их родителями. Таким образом, Айша Султан Бегим использовалась как объект дипломатической акции для наживы мужчин. Следовательно, авторы произведений рассматривают женщин как предметы, которые используются в интересах мужчин. По их мнению, женщины существуют для того, чтобы удовлетворять сексуальные потребности мужчин, прислуживать им или быть использованными в политических целях.
Женщина, как эмоционально нестабильное существо
Еще один вид пренебрежительного отношения к женщинам, отраженный в литературе различных эпох, — отношение к ним как к эмоционально нестабильным существам по сравнению с мужчинами. В «Бхагавад-гите» король Арджуна описывает причины, по которым он не хочет воевать со своей семьей, одна из которых заключается в том, что «во всепоглощающем хаосе женщины в семье портятся» (Бхагавад-Гита, I , 41). Следовательно, женщины считаются слабыми и легко развращаемыми, эмоционально низкими существами по сравнению с мужчинами.
Аналогичную мысль передает Конфуций в «Аналектах», утверждая, что: «Женщин и слуг труднее всего воспитывать. Если кто-то близок к ним, они теряют сдержанность, а если кто-то от них отдаляется, они чувствуют обиду» (Конфуций, 17:25), он подчеркивает, что женщины легко поддаются чувствам и постоянно обижаются. Следовательно, он утверждает, что женщины сверхчувствительны и легко поддаются эмоциям.
Точно так же изображены женщины в «Эпосе о Гильгамеше». В эпосе богиня Иштар делает предложение Гильгамешу, однако он отвергает и презирает ее, поскольку она плохо обращается со своими любовниками и остро реагирует, когда кто-то отвергает ее. Он приводит пример того, как отреагировала Иштар, когда садовник Ишуллану отверг ее: «когда ты услышала, что он сказал, ты сделала его карликом…» («Эпос о Гильгамеше», 75-76). Следовательно, женщины снова рассматриваются как сверхчувствительные и чрезмерно реагирующие. После отказа Гильгамеша Иштар снова остро реагирует и стремится отомстить, убеждая своего отца послать Небесного Быка на Урук, угрожая и манипулируя. Она грозит: «Если ты не дашь мне Быка Небесного, / … Я подниму мертвых, чтобы поглотить живых, / Я сделаю мертвых числом больше живых» (VI, 96-100). Таким образом, этот источник дает представление о том, что женщины легко «взрываются» и разрушают свое окружение. Следовательно, авторы приводят предвзятые представления о том, что женщины хрупки, сверхчувствительны, деструктивны, эмоционально неустойчивы и уступают мужчинам в эмоциональном плане.
У женщины статус ниже мужчины
Другой формой дискриминации является отношение авторов к женщинам, как к существам, находящимися в более низком социальном положении, чем мужчины.
В «Бхагавад-гите» бог Кришна объясняет, что все люди, независимо от социального класса, который определяется на основе преступлений и грехов, которые люди совершили в своей прошлой жизни, могут достичь более высокого социального положения в своих следующих жизнях, если они будут верить в него и посвящать свою жизнь ему. Описывая потенциальных грешников, он упоминает женщин: «Если они полагаются на меня, женщины, простолюдины, люди низкого ранга, даже мужчины, рожденные в лоне зла, достигают высшего пути» (Бхагавад-Гита, IX). , 32). Кришна негативно относится к женщинам, ставя их на один уровень с людьми низшего сословия и грешниками.
Такое же пренебрежительное отношение к женщинам демонстрирует Марк Аврелий в «Размышлениях», когда он напоминает себе: «Исследуй себя… «Какая у меня душа в конце концов? Душа ребенка? Мальчика? Женщины? Деспота? Дикого животного?» (Марк Аврелий, книга V, 11). Упоминание женщин в одной строчке с деспотом и диким животным указывает на то, что философ-стоик и римский император считал, что женщины хуже мужчин и имеют более низкий социальный статус, чем они. Точно так же Конфуций рассматривает женщин как низших в «Аналектах» в том же учении, 17:25, когда он утверждает, что «женщин и слуг труднее всего воспитать…» (Конфуций, 17:25). Китайский философ и поэт отмечает, что со всеми женщинами и людьми из низшего социального класса нелегко обращаться из-за их пола и социального положения. Очевидно, он считает, что женщины не равны мужчинам и принадлежат к более низкому социальному классу, чем мужчины. Следовательно, авторы проявляют дискриминационное сексистское отношение к женщинам, поскольку они предполагают, что женщины стоят в более низком социальном положении, чем мужчины, и что они являются грешниками из-за своего пола.
Наконец, во всех чтениях авторы маргинализируют и игнорируют женщин. В «Эпосе о Гильгамеше» главный герой использовал всех женщин в городе для удовлетворения своих сексуальных желаний без их разрешения. Таким образом, он игнорирует их чувства и потребности, что демонстрирует его токсичную маскулинность и дискриминационное поведение. В «Исповеди» Августин упоминает свою мать, но только тогда, когда он описывает свою болезнь и то, как она беспокоится о нем. Он не описывает ее биографию и даже не называет ее имени. Она существует только в его отношении к нему, и все же он ее игнорирует. В Бабурнаме женщины также пассивны, и их игнорируют, что демонстрируется на примере брака Бабура и Айши Султан Бегим, у которой не спрашивали разрешения и вынудили выйти замуж. Это свидетельствует о том, что ее чувства и планы на будущее игнорировались. Более того, в своем творчестве Бабур не раскрывает ни ее имени, ни ее биографии, что делает ее пассивной и показывает сексизм Бабура. В других произведениях, таких как «Бхагавад-Гита», «Медитации» и «Аналекты», женские персонажи полностью отсутствуют, и женщины упоминаются только в целом, а авторы описывают их с пренебрежительной и предвзятой точки зрения. Таким образом, все источники преследуют женщин, игнорируя их чувства и потребности и заставляя их молчать и оставаться пассивными.
Дискриминация и сексизм были всегда
Следовательно, независимо от культурного, временного и пространственного контекста, во всех источниках описывают как угнетают женщин, рассматривая их как объекты для выгоды мужчин, показывая, что они эмоционально и социально ниже и хуже мужчин, игнорируя их и заставляя молчать. Все авторы указывают на сексистское, женоненавистническое и предвзятое отношение к женщинам, что свидетельствует о том, что сексизм всегда существовал в обществе, а литература является одним из крупнейших источников, через которые сексизм проявляется в сознании людей.
Кроме того, все источники были написаны людьми из разных культур в разное время, однако изображали женщин одинаково - хуже мужчин. Следовательно, корень появления сексизма следует искать в общем для всех них аспекте - богатые авторы-мужчины, изображающие женщин с патриархальной точки зрения людей из более высокого социального класса. Они пытаются отстоять свое привилегированное положение, обусловленное их полом и социальным положением, поэтому их мнение предвзято и наполнено женоненавистничеством и сексизмом, что они и отражают в источниках.
Даяна Оселедко, студентка 2 курса факультета Антропологии, АУЦА