На фото: горящие башни-близнецы в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 год.
Год 2001 оставил немалый след в истории Кыргызстана. Многие кирпичики нынешнего экономического и политического устройства страны были заложены именно тогда.
В 2001 году был принят ряд поправок к Конституции, гарантировавших русскому языку официальный статус в государстве, впервые прошли прямые выборы в органы местного самоуправления, немного оживилась экономика страны, открылось несколько коммерческих банков и частных авиакомпаний. Но самое главное событие 2001 года нельзя упомянуть мельком. Ведь в этот год в стране появилась военная база НАТО, и Кыргызстан окунулся в международное военное противостояние с головой.
Трагедия 9/11
Историческому повороту в политической жизни независимого Кыргызстана предшествовало событие, случившееся очень далеко от нас.
11 сентября 2001 года в Нью-Йорке два пассажирских самолета Boeing 767 врезались в 110-этажные башни-близнецы Всемирного торгового центра (ВТЦ), третий самолет, Boeing 757, рухнул на здание министерства обороны США в Вашингтоне, а четвертый, также Boeing 757, упал в 80 милях от города Питсбурга. Самолеты принадлежали авиакомпаниям American Airlines и United Airlines и были угнаны террористами-смертниками. Погибло почти 3000 человек.
Личности всех 19 террористов-смертников были установлены. Это оказались граждане Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ливана. По официальной версии, они были связаны с террористической организацией «Аль-Каида», находились в США на законных основаниях, а некоторые из них прошли обучение в американских летных школах. ФБР заявило, что доказательства причастности «Аль-Каиды» к терактам являются неоспоримыми, и в октябре 2001 года началась операция США и Великобритании в Афганистане, целью которой стало уничтожение баз «Аль-Каиды» и поиск ее главы Усамы бен Ладена. Международный «террорист номер один» Усама бен Ладен был убит через долгие 10 лет, в ночь на 2 мая 2011 года в городе Абботабаде (в 100 км от Исламабада) на северо-западе Пакистана.
После 11 сентября миру уже никогда не дано было стать прежним. Антитеррористическая операция НАТО в мировом масштабе закончила период относительной стабильности во всем Евразийском континенте и не только.
Более противоречивого отношения, чем к результатам расследования терактов 11 сентября в мире, пожалуй, не было. Ах, сколько версий успели мы прочесть и переварить за эти долгие 15 лет. Сторонники идеи мирового заговора, пропагандисты всех мастей и экзальтированные ученые порезвились тут на всю катушку, назвав немало виноватых, от исламистов до сионистов, от Джорджа Буша до инопланетян.
Теракты 11 сентября стали толчком к образованию глобальной антитеррористической коалиции стран, которые поддержали операцию США и Великобритании в Афганистане. На этой волне в Кыргызстане появилась первая военная база. Событие, переоценить значение которого невозможно.
Кто вы, Питер Ганси?
Кыргызстан был выбран для размещения базы сил Антитеррористической коалиции по двум причинам. Во-первых, налицо геополитическое удобство, во-вторых, лояльный и «многовекторный» Аскар Акаев у власти тогда казался незыблемым монолитом. Буквально через пару месяцев после трагедии в США решение было принято и в Кыргызстан потянулись воздушные караваны с военной техникой и солдатами.
На фото: момент подписание А. Акаевым соглашения на размещения авиабазы антитеррористической коалиции. Декабрь, 2001 год.
Авиабаза использовалась с 18 декабря 2001 года силами антитеррористической коалиции в соответствии с межправительственными соглашениями. Первоначально она была названа в честь руководителя нью-йоркской пожарной службы Питера Ганси, погибшего во время спасательной операции после теракта во Всемирном торговом центре. Впоследствии переименована в авиабазу «Манас», так как по правилам ВВС США военные базы за пределами США не могут быть названы в честь американских граждан.
Сейчас это странно даже читать, но участие в ее создании принимала и Россия. Рассчитывая установить хорошие отношения с Вашингтоном, Москва убедила руководство среднеазиатских республик бывшего СССР разместить у себя американские военные объекты, необходимые для поддержки боевых действий в Афганистане.
На фото: американские солдаты празднуют Рождество на кыргызской земле. 25 декабря, 2001 год.
Вот что пишет известный аналитик и журналист Александр Шустов: «Главным противником США был режим талибов, оттеснивший поддерживаемые Россией силы Северного альянса далеко на север. Поэтому действия американцев, как тогда казалось, соответствуют национальным интересам России. Помимо Киргизии, американцы разместили крупную базу в узбекском Карши-Ханабаде, которая была закрыта в 2006 году, вскоре после того, как США осудили жесткое подавление антиправительственных выступлений в Андижане. Персонал и техника были выведены из Узбекистана в «Манас», ставший главной перевалочной базой для войск США в Афганистане.
Со временем обнаружилось, что уходить из Афганистана американцы вовсе не торопятся. Война, начавшаяся вроде бы как возмездие за теракты 11 сентября, никаких четко обозначенных сроков своего завершения не имела. Окончательно разгромить талибов США и НАТО так и не смогли, зато объем афганского наркотрафика за время проведения антитеррористической операции, как известно, вырос более чем в 40 раз. Стратегически база в Манасе, находящаяся в непосредственной близости от границ Китая, Ирана и военных объектов России в Киргизии и Таджикистане, оказалась удивительно хорошо расположена. Американцы разметили на ней комплекс радиоэлектронной разведки, который позволял сканировать обширное пространство Центральной Азии и соседних государств. К тому же отношения США с Пакистаном, через который пролегал южный маршрут снабжения войск союзников в Афганистане, к концу «нулевых» годов сильно испортились, и основным каналом снабжения осталась северная сеть поставок, проходящая через Россию и страны Центральной Азии».
На фото: депутат ЖК Дюйшон Чотонов восхищен физической подготовкий американских солдат. Авиабаза Ганси, 2002 год.
Но это все будет потом, и переформатирование базы в транзитный узел, и денонсация соглашений и закрытие базы, а в 2001 мы, журналисты, с раскрытым ртом следили за размещением американских военных в Манасе. Визиты пишущей и снимающей братии оформлялись с помпой, мы заполняли кучу документов и анкет, чтобы получить пропуск на очередные смотрины. Вот американцы и другие участники альянса празднуют Рождество, вот передают помощь детям сиротам (два десятка дешевых рюкзаков жуткого вида), вот демонстрируют журналистам свой быт. Вспоминая эти поездки, каждый раз заново удивляешься – как же мы были открыты и наивны.
На фото: депутаты ЖК во время посещения авиабазы Ганси. 2001 год.
Скандалов вокруг базы Ганси возникало очень много. Чего стоит убийство гражданина Кыргызстана американцем Закари Хэтфильдом, за которое так никто и не понес наказание или пропажа американки Джил Мецгер, которая, как выяснилось позже, делала подпольный аборт где-то в частной клинике, желая скрыть беременность от мужа, поджидавшего ее в США. Об этих инцидентах мы расскажем в свое время, они произошли много позже 2001 года. Немало разговоров шло о транзите наркотиков через военную базу. Бытовали сплетни и забористее. Например, о том, что на базе спрятана секретная тюрьма ЦРУ, где к подозреваемым в терроризме в нарушение Женевской конвенции применяют пытки, убивают и вырезают внутренние органы на продажу. Некоторые верили в то, что военная база «Ганси» стала перевалочным пунктом в глобальной цепи международного наркобизнеса и торговли человеческими внутренними органами. Захоронение из 37 выпотрошенных трупов, якобы, нашли близ базы, но информацию об этом скрыли как власти Кыргызстана, так и военные. Такую идею общественность подчерпнула не где-то, а в книге «Охота: я и военные преступники», написанной бывшим прокурор Гаагского трибунала Карлой дель Понте. Как бы то ни было, официально ничего и отдаленно смахивающего на подобный сценарий вокруг базы не нашли.
Депутат Мадумаров задумался. А Алымбай Султанов доволен. 2002 год.
14 лет существования военного контингента НАТО на территории Кыргызстана (к слову, за символическую плату стране в пару десятков миллионов долларов в год) стали вехой многовекторной политики, ведь позже в 30 километрах от американской базы появилась российская, в Канте. Еще не раз мы вернемся к этому этапу в нашем историческом экскурсе. Но по 2001 году это еще не все.
Киллер для Атамбаева
В конце 2001 года, ближе к католическому Рождеству, информационный поток подбросил кыргызстанцам «подарочек» - стало известно, что задержаны шесть человек, готовивших покушение на нынешнего президента, а тогда экс-депутата и главу промышленной группы «Форум» Алмазбека Атамбаева.
Киллер намеревался застрелить Атамбаева из пистолета с глушителем прямо в офисе «Форума». Жизнь Атамбаеву спасла его служба безопасности.
Покушение готовили со всей серьезностью. Преступники следили за каждым шагом запланированной жертвы, фотографировали его домочадцев, составили схему офиса и знали все маршруты его передвижения. Причины покушения прозвучали в прессе как-то невнятно – мешал конкурентам. Завуалированно журналисты намекали на заказчиков в самых высоких эшелонах власти. За решетку попали только исполнители, шесть молодчиков, которые гражданами Кыргызстана не являлись.
В кулуарах велись разговоры о том, что причиной покушения стала перспектива совместного проекта «Форума» с «Филипс», который так и не был реализован. Вот что сам Атамбаев говорил об этом проекте: «Власть всегда пугает, когда какой-нибудь независимый человек вдруг становится сильным в экономическом плане. Особенно мне жалко один проект. У нас был заключен договор с фирмой «Филипс» о создании инженерного центра, который должен был на несколько сотен миллионов долларов продавать инженерные проекты в Голландию. Для этого было создано специальное совместное предприятие, на презентации был тогдашний вице-премьер Джоомарт Оторбаев. Все это было загублено акаевскими приспешниками. Хотя я предлагал отдать этот инженерный центр, акции, чтобы сохранить его. Центр должен был создаться на базе электровакуумного завода, в нем тысячи инженеров должны были работать, зарабатывать большие деньги и на сотни миллионов долларов мы могли бы продавать инженерную продукцию: чертежи, бумаги, расчеты. Это было золотое дно. У меня была мечта создать в Бишкеке центр по продаже компьютерных технологий, наподобие того, что есть в Индии. Я помню, как Оторбаев ходил в администрацию президента, как писали письма Акаеву руководители «Филипс», просили дать возможность работать с Атамбаевым. Это было бы одним из направлений, которое бы тянуло страну. На сотни миллионов долларов можно было делать экспортную продукцию. Для этого не надо было сырья, просто нужны были умные люди. А у нас в Кыргызстане было много хороших специалистов, многие уже уехали. Этот проект мне больше всего жалко».
Заказчиков покушения, естественно, не нашли. Шум в прессе быстро заглох. Так закончился год 2001. Самые горячие времена были у кыргызстанцев еще впереди.
Подготовила Светлана Бегунова
Фоторепортаж с авиабазы Ганси Вячеслава Оселедко