Чем можно охарактеризовать для Кыргызстана 2013 год? Несмотря на несколько негативных моментов, год в целом можно считать для республики вполне удачным.
В сфере культуры в тот год произошло, как минимум, три знаковых события международного уровня, связанных с Кыргызстаном. Прежде всего, эпос «Манас» был включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Кроме того, во всем мире широко отмечалось 85-летие со дня рождения Чингиза Айтматова, а в Бишкеке прошел Всемирный форум по сохранению снежного барса...
Зигзаги дипломатии
Укреплению международного авторитета и улучшению имиджа Кыргызстана также способствовало председательство республики в ШОС, ОДКБ и Совете тюркоязычных государств, разом пришедшееся на 2013 год. В целом подсчитано, что за 2013 год в Кыргызстане произошло 22 международных форума и официальных встреч, где было подписано 171 многостороннее и 62 двусторонних соглашения. В частности, в 2013 году Бишкек и Пекин подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода Туркменистан – Узбекистан – Таджикистан - Кыргызстан - Китай. Эксперты отмечали: «Новый газопровод позволит увеличить ежегодную транспортировку туркменского газа в КНР на 25 миллиардов кубов, а Кыргызстан после реализации проекта будет получать оплату за транзит». Закон об этом Алмазбек Атамбаев подписал под самый конец 2013 года - 30 декабря.
Также знаковой можно назвать дату 29 мая 2013 года - день, когда Кыргызстан подал заявку на членство в Таможенном Союзе России, Беларуси и Казахстана. Прошло еще два дня, и Кыргызстан получил право не только участвовать в открытых заседаниях органов управления ТС, но и предлагать идеи для развития интеграции. Пройдет год, и в своей поздравительной речи на День независимости президент Атамбаев заявит: «У нас, скажу честно, равноценной альтернативы Таможенному Союзу нет. Или… страна окажется в изоляции, или получит мощный толчок для развития».
В этой связи среди противников членства Кыргызстана в ТС возникли утверждения, будто Россия захватит нашу республику не только экономически, но и физически. Утверждали даже, что Россия заставит Кыргызстан покупать свои машины. Однако время показало, что ничего подобного не произошло: полного преобладания российских товаров на кыргызских рынках так и нет, да и над Белым домом развевается наш флаг, а не российский триколор. Что же касается машин, то полного засилья «Лады Калины» на дорогах Кыргызстана также не наблюдается.
Тем не менее, время показало, что кроме поддержки извне для развития необходимо использовать и собственные силы. Строго говоря, в самой идее интеграции ничего плохого нет и не было. Другое дело, что к членству в ТС, а позже - Евразийском экономическом союзе - Кыргызстан пришел неподготовленным. Конкретно - без национального капитала. Хотя эксперты предупреждали, что в краткосрочной перспективе из-за этого могут быть трудности.
Ну а самым главным событием года стала, пожалуй, денонсация соглашения о размещении в Бишкеке американского Центра транзитных перевозок «Манас», хотя некоторые эксперты и предсказывали, что «Атамбаев не решится». Дескать, американцы платили около 150 миллионов долларов в год, из которых 60 поступает в виде арендной платы. Но Атамбаев решился: ЦТП «Манас» прекратил свое действие 11 июля 2014 года. Общественное мнение в отношении ЦТП еще сильнее качнулось в сторону ее ухода после того, как в мае 2013 года разбился американский самолет-топливозаправщик КС-135 с тремя пассажирами на борту.
Вообще пресловутое соглашение в Кыргызстане само по себе стало курьезным - в части весьма интересных совпадений. Когда американцы только-только обосновались в аэропорту «Манас», соглашение об их размещении представлял в Жогорку Кенеше министр иностранных дел, бывший посол в Китае Муратбек Иманалиев. В 2009 году, когда американцев хотели «попросить» из Кыргызстана в первый раз, денонсацию озвучивал в парламенте тогдашний глава МИД и… бывший посол в Китае Кадырбек Сарбаев. Но курьезы на этом не закончились: когда американцев окончательно выгнали из «Манаса», в ЖК это сделал… правильно - министр иностранных дел, бывший посол в КНР Эрлан Абдылдаев. Совпадения - они такие...
Дорогу осилит идущий
В январе 2013 года президент Атамбаев утвердил «Национальную стратегию устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы». Новая НСУР обозначила основные направления политического, экономического и социального развития Кыргызстана на ближайшие пять лет. Стратегия наметила к реализации 77 инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, энергетике, транспорте и коммуникациях, производственно-логистическом и горнодобывающем секторах - почти на 13 миллиардов долларов.
В тот же год в Кыргызстане запустили подстанцию «Датка», которую строили китайские рабочие на деньги Поднебесной - 208 миллионов долларов, и нефтеперерабатывающий завод «Джунда» в Кара-Балте стоимостью в 300 миллионов долларов, построенный китайцами же. Сказать по правде, строительство этого НПЗ до сих пор выглядит спорным с точки зрения экологии и экономической целесообразности. Тем не менее, китайцы продемонстрировали, что обладают двумя преимуществами над всеми: «длинными деньгами» и умением выполнять задуманное в короткие сроки. Что касается экологии и экономической целесообразности, то здесь уже вопросы к нашему правительству.
В том же 2013 году было начато строительство провального, как позже выяснилось, проекта — Верхненарынского каскада ГЭС с участием российского капитала. Позднее стороны обвиняли друг друга в неисполнении соглашений и коррупции, хотя и без этого было очевидно, что одного конкретного виновника здесь нет — все оказались виноваты…
Среди громких экономических сделок 2013 года можно назвать и покупку «Газпромом» государственного пакета в ОАО «Кыргызгаз» - 75% акций перешли российскому монополисту за символическую цену в 1 доллар. Взамен «Газпром» получил 38 миллионов долларов долга «Кыргызгаза». Кроме того, стало известно, что «Газпром» запланировал модернизацию всей газовой инфраструктуры Кыргызстана, на которую за 5 лет планирует потратить 645 миллионов долларов. В свою очередь власти республики тогда же рассчитывали, что «Газпром» займется изучением и освоением двух газоносных площадей на юге республики - Майлуу-Суу-4 и Кугарт. В дальнейшем, дескать, это позволит республике обеспечивать внутренние потребности в природном газе. К слову, спустя три года страна больше не сталкивается с проблемой нехватки газа.
Суд да дело
Кстати, о коррупции. Безусловно, 2013 год стал лидером по количеству вскрытых фактов лихоимства - 1657 только по результатам прокурорских проверок в первые 9 месяцев. Было возбуждено 982 уголовных дела на судей, прокуроров, депутатов, экс-министров, сотрудников милиции, а также работников муниципальных и образовательных учреждений.
Самыми резонансными стали аресты экс-спикера парламента КР Ахматбека Келдибекова, бывшего министра финансов КР Болота Абилдаева и экс-министра экологии и чрезвычайных ситуаций Темирбека Акматалиева. По делам о мародерствах 2010 года Первомайский районный суд города Бишкека осудил на 9 лет сына депутата ЖК Туратбека Мадылбекова Эльдара, а депутат ЖК и бывший мэр Бишкека Нариман Тюлеев получил 11 лет строгого режима с конфискацией имущества. Кроме того, экс-министр социального развития Равшан Сабиров получил в том же году 5 лет тюрьмы. Как следовало из материалов уголовного дела, причиной стало «получение взятки у представителя иностранной организации по усыновлению детей». В мае того же года Первомайский районный суд Бишкека дал депутатам фракции «Ата-Журт» Камчибеку Ташиеву и Садыру Жапарову по полтора года, а Таланту Мамытову и троим телохранителям депутатов – по году тюрьмы. Кроме того, всех трех политиков лишили депутатских мандатов.
В том же году Военный суд Бишкекского гарнизона заочно приговорил экс-президента Курманбека Бакиева к 24 годам. Кроме того, суд конфисковал имущество его брата - Жаныша Бакиева, лишил воинского звания генерал-лейтенант и заочно приговорил к пожизненному заключению. Кроме того, Первомайский районный суд Бишкека также заочно приговорил младшего сына президента Максима Бакиева к 25 годам тюрьмы с конфискацией имущества. В обвинениях говорилось: «Приватизировал себе 9,32 гектара земли в пансионате «Витязь» на Иссык-Куле, тем самым нанес ущерб государству на 124 миллиона сомов» и «пытался продать за 136 миллионов сомов предприятие «Северэлектро».
В апреле 2013 года городской суд Нарына освободил из тюрьмы криминального деятеля Азиза Батукаева, который практически сразу же покинул страну. После этого в Кыргызстане разразился нешуточный скандал, стоивший потом должностей вице-премьер-министру по вопросам безопасности, правопорядку и границам Шамилю Атаханову и омбудсмену Турсунбеку Акуну. Верный себе, Акун устраивал голодовки, обещал «взорвать» некую «информационную бомбу», даже грозился создать штаб «народного омбудсмена». Однако ничего из этого ему не помогло. Выборы нового омбудсмена длились 2 месяца - небывалый случай за всю историю этой должности. В итоге омбудсменом стал совсем не тот, на кого ставили депутаты, эксперты и СМИ: Бакыт Аманбаев - брат депутата ЖК от фракции «Республика» Урмат Аманбаевой.
В мае 2013 года около 600 жителей села Саруу Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области выставили разные требования предприятию «Кумтор», перекрыли дорогу на месторождение и отключили подстанцию «Тамга», которая обеспечивала электричеством не только «Кумтор», но и, как выяснилось позднее, объекты Государственной пограничной службы. Дошло до того, что президент Атамбаев своим указом ввел в Джеты-Огузе чрезвычайное положение. По данным Министерства здравоохранения республики, в столкновениях тогда пострадали 15 милиционеров и шесть митингующих местных жителей.
Сотрудники «Кумтор оперейтинг компани» были вынуждены обратиться по этому поводу к властям страны с открытым письмом: «Мы, работники рудника «Кумтор», а также наши семьи и родственники крайне возмущены тем фактом, что небольшая группа людей в нарушение закона Кыргызской Республики заблокировала дорогу на месторождение «Кумтор». Перекрывая дорогу, эта группа людей наносит ущерб производству и в целом экономике Кыргызстана. Если у митингующих имеются какие-либо требования по отношению к «Кумтор оперейтинг», они должны предъявлять их через правительство, которое должно выносить решение о целесообразности удовлетворения требований в ходе переговоров с руководством компании».
Тогда же некоторые жители Джеты-Огуза организовали пресс-конференцию, на которой назвали организаторами беспорядков политиков Азимбека Бекназарова и Кубанычбека Исабекова. «Там также митингуют жители сел Дархан и Кызыл-Суу. Их хорошо финансируют, они получают уголь и продукты в нужном объеме, режут баранов. Но это неправильно, преследуя свои интересы, платить людям, выставлять простой народ вперед, пользуясь его нуждами», - говорили тогда местные жители. Организатором Сарууйских беспорядков называли и Садыра Жапарова, лишенного депутатства накануне: тот, якобы, встречался с сельчанами и раздавал деньги за выход на митинг.
Параллельно с этими в Джалал-Абадской области также начались другие беспорядки - сторонники уже упоминавшихся депутатов фракции «Ата-Журт» захватили здание областной госадминистрации и перекрыли стратегическую трассу Бишкек - Ош. Осенью того же года в Караколе прошел еще один митинг противников «Кумтора», участники которого даже захватили в заложники тогдашнего губернатора Иссык-Куля Эмильбека Каптагаева и дважды пытались взять обладминистрацию штурмом.
Митинговали тогда и в Нарыне - против назначения Нарынбека Молдоисаева начальником УВД региона. Митингующие выломали забор и ворвались на территорию УВД. После этого Молдоисаев заявил об уходе с должности.
Некоторые наблюдатели поспешили назвать все беспорядки очередной попыткой переворота по «оранжевому сценарию», однако последующие события показали, что это было чисто «домашней заготовкой».
Границы и «кино не для всех»
На пятый день 2013 года произошло первое ЧП на кыргызско-узбекской границе. Жители узбекского анклава Сох напали на кыргызских пограничников, захватили заложников и разрушили 20 столбов электролинии с 3 километрами электропроводов. Освободить заложников и урегулировать конфликт власти обеих республик сумели только 10 января.
В течение года - в июне и сентябре - произошли еще несколько пограничных конфликтов, самым запомнившимся из которых стал тот, что произошел 22 сентября. Слово - журналистам: «Узбекистанские пограничники на вертолете подлетели к ретрансляционной станции Кыргызстана, распространяющей телевизионные передачи, расположенной на вершине этой горы Унгар-Тоо. Они сказали, что она расположена в неуточненном районе, начали брать под охрану. В результате двусторонних переговоров узбекские пограничники покинули территорию Кыргызстана 2 октября». Проблема Унгар-Тоо получит продолжение 3 года спустя, сопровождаясь скандалами, в которых будут замешаны имена бывших и действующих кыргызских чиновников.
Вообще же приграничные скандалы, в целом, показывают: если все, кто имеет приграничные проблемы с соседями (а выставлять Кыргызстан единственным их виновником, как это делают иные наблюдатели, неправильно), сами не захотят между собой договариваться, ни ООН, ни ОБСЕ, ни СНГ или ШОС ничем помочь не смогут, хотя к этим структурам и апеллируют постоянно...
На 2013 год пришлись и два видеоскандала. В первом случае достоянием гласности стала запись, где организаторы антикумторовских акций протеста Эрмек Жунушбаев и Бахтияр Курманов вымогали у топ-менеджера «Кумтора» Дугласа Гриера 3 миллиона долларов. Позднее их задержали, а через год приговорили к 7 годам лишения свободы каждого.
Вторым видеоскандалом стал так называемый «Юпи-гейт». Один из молодежных активистов Эрлан Омуралиев подробно рассказал на камеру сотрудникам ГКНБ о планах оппозиции устроить провокации с двумя целями - дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране и сместить действующую власть. Омуралиев рассказал, что оппоненты власти будто бы планировали отравить реку Нарын неизвестным веществом, при этом обвинив компанию «Кумтор» в повторном заражении русла цианидом, а власти страны - в сговоре с канадцами.
Позднее тот же Омуралиев заявил, что данная видеозапись - подлинная. «Но она неполная, - процитировали тогда СМИ слова Омуралиева. - Это - лишь часть разговора. Спецслужбы вели две записи - открытую и скрытую. Я лишь пересказываю слова некоего Калыса, с которым встречался после курултая оппозиции. Я предоставил спецслужбам ценную информацию, но ГКНБ преследовал свои цели, пытаясь опозорить оппозицию. Но цели не достиг». Скандал по этому поводу разгорелся быстро, но затих еще быстрее...
...Таким, если вкратце, и запомнился нам 2013 год - не лучший из всех лет независимости, но и не самый худший. Кое-что из результатов того года мы наблюдали и в этом, а некоторые события явно получат либо продолжение, либо логическое завершение в не столь уж отдаленном будущем.
Дмитрий ОРЛОВ
Фото Вячеслава Оселедко