События на политической арене Кыргызстана в 2015 году были не просто насыщенными, а скорее гипернасыщенными. Выборы в парламент, вступление в ЕАЭС, смена правительства, отказ от партнерства с Россией в проекте по «Камбар-Ате»… И это только крупные штрихи.
Окно в Европу и ответ США
Впервые после бакиевского дипломатического застоя президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев отправился в европейское турне для встречи с первыми лицами Евросоюза. Встречи в Австрии, Швейцарии, Бельгии, Франции и Германии оказались очень продуктивными, в том числе с точки зрения сегодняшнего дня. Редакция нашей газеты организовывала фотовыставки о Кыргызстане в рамках данного визита в Вене, Брюсселе и Берлине.
Оживилась дипломатическая активность и в Кыргызстане.
«Количество визитов мировых политиков в
Кыргызстан в 2015 году просто зашкаливало. Пан Ги Мун – Генеральный секретарь
ООН, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, глава правительства Индии Нарендра
Моди, секретарь Госдепа США Джон Керри. Визит даже одного из самых закрытых
лидеров Азии Гурбангулы Бердымухамедова говорит о том, что Кыргызстан – весьма
интересный партнер для других стран», - писали СМИ по итогам 2015 года.
В том же году после того, как Госдеп США вручил одну из престижных мировых правозащитных наград заключенному Азимжану Аскарову, Кыргызстан денонсировал Соглашение между правительствами КР и Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия, подписанное 19 мая 1993 года. Наверное, тут следует напомнить, за что, собственно, сидит Аскаров. Во время июньских событий 2010 года сотни людей перегородили часть дороги Бишкек - Ош в Базар-Коргонском районе у моста через Кара-Ункур. По данным материалов следствия, среди них был и Азимжан Аскаров. С целью успокоить обозленный народ в этот район пошли 16 безоружных сотрудников районной милиции. По словам свидетелей, в этот момент стоявший в гуще народа Азимжан Аскаров призывал не подчиняться, взять в заложники начальника районного РОВД, а остальных милиционеров убить. Безоружные сотрудники милиции разбежались в разные стороны, а капитан милиции Мыктыбек Сулайманов подвергся безжалостному избиению и убийству. После этого несколько человек подожгли безжизненное тело Сулайманова.
Суд доказал роль Аскарова в этой трагедии. Его признал виновным Базар-Коргонский районный суд, Джалал-Абадский областной суд и Верховный суд, он пожизненно лишен свободы. Такое же обвинение предъявлено еще 4 лицам, которые вместе с Аскаровым пожизненно лишены свободы, один человек осужден на 20 лет, еще один на 11 лет и один человек на 9 лет лишения свободы.
МИД Кыргызстана направил Ноту протеста, в котором подчеркнул, что вина Аскарова была доказана всеми судебными инстанциями КР, кроме того: «Решение о присуждении А.Аскарову премии Госдепа США не соответствует уровню дружественных отношений между Кыргызстаном и США, может нанести ущерб усилиям Правительства по укреплению межэтнического согласия и единства народа в Кыргызской Республике, создает угрозу гражданскому миру и стабильности общества».
Через пару месяцев в Бишкек приехал госсекретарь США Джон Керри. «США, по мнению экспертов, ищет в Средней Азии политическое партнерство, пытаясь сохранить свое влияние. При этом центральноазиатские лидеры оставляют за собой право вести внутреннюю политику, исходя из своих соображений. Визит Керри авторитетные международные эксперты расценивают как шаг для предотвращения дальнейшего углубления взаимоотношений Кыргызстана с Россией и попытку загладить вину перед КР за то, что в июле Госдеп присудил Аскарову звание защитника прав человека, что вызвало возмущение кыргызстанских властей», - писали СМИ об этом своеобразном и рискованном демарше Кыргызстана.
ЕАЭС плюс, Камбар-Ата минус
Самым важным событием года стало официальное присоединение Кыргызстана к ЕАЭС. «Экономический и политический союз пяти стран – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России – под названием ЕАЭС стал наконец-то реальностью в августе 2015-го. Этому предшествовал долгий и порой тяжелый процесс переговоров. При подписании документов в мае глава государства признался, что не спал три ночи, перед тем как сделать важный для страны шаг. Кыргызстан, таким образом, во всеуслышание заявил, что именно с давними партнерами намерен стратегически сотрудничать, но готов к разным предложениям», - отреагировали международные СМИ.
В мае 2015 года были подписаны все договоры и документы, в августе был снят таможенный контроль на кыргызско-казахстанской границе. Следует отметить, что три месяца после открытия границ сохранялись фитосанитарный и санитарный контроль, что усложняло экспорт отечественных овощей и фруктов на обещанные рынки ЕАЭС.
Вступлению Кыргызстана в союз сопутствовало создание Российско-Кыргызского фонда развития для адаптации экономики Кыргызстана к условиям ЕАЭС.
Россия сформировала уставной капитал фонда в размере одного миллиарда долларов, включая 500 миллионов безвозмездной помощи и 500 миллионов льготного кредита.
Весной и летом 2015 года были сформированы правление и совет директоров фонда, получено 250 миллионов долларов из России. Первый кредит выдан осенью, по данным на середину декабря, фонд профинансировал 63 проекта на 705 миллионов сомов, или 9,2 миллиона долларов по текущему курсу.
Несмотря на первые успехи, жесткие требования, скорость рассмотрения заявок и выдачи денег в фонде до сих пор вызывают нарекания общественности и бизнесменов, поэтому глава государства Алмазбек Атамбаев произвел кадровые перестановки в его руководстве. Первые итоги эксперты подвели уже в конце 2015 года.
Искендер Шаршеев, исполнительный директор Ассоциации иностранных инвесторов так говорил о первых итогах вступления в ЕАЭС: «Вступление в ЕАЭС оказалось для Кыргызской Республики вызовом. Международные санкции против России и снижение цен на нефть, но более всего – необходимость легализации мигрантов из КР в РФ, вследствие так называемых облегченных условий для союзной страны, стали отягчающими обстоятельствами, последствия которых мы не можем игнорировать».
В любом случае, вступление в ЕАЭС не связало руки Кыргызстану, в том числе и по проектам, выполняемым вместе с самыми ближайшими партнерами. Самая болезненная для руководства страны неудача 2015 года – признание несостоятельности российских энергетических компаний, заявивших о строительстве в Кыргызстане ГЭС.
ОАО «РусГидро» и группа компаний Интер РАО ЕЭС» должны были построить Верхнеарынский каскад ГЭС и «Камбар-Ату-1». Соглашение заключено осенью 2012 года, капсулы под строительство нарынских станций заложены в 2013 году.
Первая станция Верхненарынского каскада должна была уже весной 2016 года выдавать электроэнергию, но пока строительство объекта даже не началось, хотя был возведен строительный городок. Строительство всех четырех станций оценивалось поначалу в 400 миллионов долларов, позже сумма освоения была скорректирована до 700 миллионов долларов.
По «Камбар-Ате-1» проект так и остался на бумаге. Поэтому глава государства Алмазбек Атамбаев объявил об отказе от российских инвесторов проектов и поиске для их реализации новых партнеров. Российская сторона приняла с пониманием этот жест. Но пока инвесторов так и не нашлось.
Выборы, выборы…
Первые исторически важные выборы в законодательный орган страны с использованием биометрических данных (а значит, практически исключающие подтасовки и накрутки) тоже прошли в Кыргызстане в 2015 году.
В парламент прошли шесть партий, которые преодолели оба избирательных барьера. Напомним, согласно законодательству нашей республики, для прохождения в парламент партии необходимо набрать не менее 7% от общего числа голосов избирателей и 0,7% голосов в каждом регионе.
Таким образом, в новый состав парламента прошли президентская Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК), оппозиционная «Республика – Ата Журт», а также партии «Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс», «Бир Бол» и «Ата Мекен».
По данным ЦИК, после подсчета 1,4 млн бюллетеней СДПК набрала 27,06%, «Республика – Ата Журт» – 20,46%, «Кыргызстан» – 12,81%, «Онугуу-Прогресс» – 9,19%, «Бир Бол» – 8,41% и «Ата Мекен» – 7,87%.
Новый, шестой, состав парламента, конечно, оказался не так уж и нов. Однако перемены все же были заметны. В первую очередь общественные активисты интересовались, кого же не будет в новом парламенте из тех депутатов, к экстравагантным выходкам которых мы привыкли.
Самая эпатажная депутат Жылдызкан Джолдошова в Жогорку Кенеше больше не появится. «Ата-Журт» она покинула, а новые «хозяева» - «Аалам – партия беспартийных» - в парламент не прошли и близко. Запомнилась Жылдызкан Джолдошова общественности бесконечными скандалами, в том числе с коллегами, журналистами и с избирателями, резкими высказываниями, зачастую с националистическим душком, и громкими интервью. Скорее всего, постоянному зрителю и читателю парламентских вестников будет ее немного не хватать – уж очень экспансивная леди.
Не будет на политической арене и Феликса Кулова, «Ар-Намыс» не преодолел семипроцентный рубеж. Равшана Жээнбекова и Омурбека Абдрахманова в депутатском кресле ближайшие 5 лет кыргызстанцы тоже не увидят, они также в этот раз баллотировались от партии «Ар-Намыс». С «Ата Мекеном» эти двое расстались по идеологическим соображениям, известные прозападные активисты не перенесли поддержки вступления Кыргызстана в ЕАЭС лидером партии Омурбеком Текебаевым.
Партия «Азаттык» тоже не прошла, а, следовательно, Исмаил Исаков потерял мандат. Не прошел в ЖК и Турсунбай Бакир уулу. Впрочем, за ним общественность будет скучать меньше всего. Сей политический муж, позиционирующийся как самый правоверный народный избранник, знаменит предложениями запретить короткие юбки в парламенте, празднование Дня святого Валентина, требованием прекратить трансляцию ситкома Наша Russia и инициативой разрешить носить хиджабы в школах. Он же предлагал запретить выезд из страны девушкам моложе 24 лет, надеясь таким способом пресечь торговлю людьми. На разумное недоумение коллег: «А как же учеба, ведь кыргызстанок полно в зарубежных вузах» - Турсунбай Бакир уулу сказал как отрезал: «Пусть учатся в Кыргызстане, а лучше выходят замуж». Потому потеря этого депутата особо никого не опечалила.
Самой большой неожиданностью стало поражение партии «Бутун Кыргызстан – Эмгек». В том, что Аскар Салымбеков попадет в парламент, мало кто сомневался. Однако самонадеянность, отсутствие кампании в прессе и слабая работа с избирателями подвели и Мадумарова, и Салымбекова. Последние, конечно же, по традиции попеняли на административный ресурс, но признали предварительные итоги выборов. Однако эксперты и аналитики, а также наблюдатели настаивают, что никакой внушительной роли админресурс не сыграл.
Самый острый и парадоксальный момент произошел, когда на избирательный участок прибыл первый вице-премьер Тайырбек Сарпашев. Дело в том, что именно он курировал в правительстве сбор биометрических данных. И вот система не показала зеленый огонек, как только он приложил палец к сканеру.
Журналисты затаили дыхание. В принципе, можно было выйти из положения, сообщив члену избирательной комиссии уникальный PIN-код. Но Тайырбек Сарпашев решил попробовать еще раз. Со второго раза система заработала, и чиновник получил свой законный бюллетень.
Все недоразумения на выборах были связаны с техническими неполадками и отсутствием в списках избирателей некоторых кыргызстанцев, которые не удосужились проверить свою фамилию в списке загодя. Процент технических сбоев, к счастью, не превысил среднестатистический и не оказал влияния на результаты голосования.
Глава государства президент Алмазбек Атамбаев сказал тогда:
- Ситуация в Кыргызстане спокойная, это говорит о том, что выборы проведены честно. Мы провели исключительно честные и прозрачные парламентские выборы, хотя многим казалось, что это невозможно. Я очень горжусь, что наша страна сделала такой большой шаг вперед. Проведение выборов с применением новых технологий впервые случилось в нашем регионе. Это говорит о том, что Кыргызстан уверенно идет к своей цели, развивается. У нас были народные революции. И, конечно же, для нашей страны было очень важно научиться проводить честные выборы. Этот пункт даже был заложен у нас в Стратегии устойчивого развития наравне с развитием экономики и армии. Для меня проведение честных, спокойных выборов было личным вопросом. И наша общая победа пришла! Все замечания наблюдателей будут учтены, а ошибки устранены. Нам есть над чем работать. Главным «пятном» проведения парламентских выборов в Кыргызстане стал подкуп голосов. К сожалению, эти факты нельзя отрицать, явление не искоренено. К сожалению, продажу голосов на выборах невозможно остановить силой. Но я уверен, все эти негативные факторы уйдут. И в будущем у нас, как и в Европе, невозможно будет представить, что можно подкупить избирателей. Это пройдет, я в этом убежден. Мы смогли найти правильный путь и уже уверенно идем по нему.
Вполне доброжелательны были и комментарии наблюдателей, экспертов и зарубежных журналистов. «Выборы состоялись с оглушительным успехом. Кандидаты с большими финансовыми ресурсами, политическими амбициями и популярные в народе, состоящие в не особо популярных партиях, решили попытать счастья под другими флагами. И у многих это весьма успешно получилось.
Новоиспеченная партия «Кыргызстан», собравшая под своими знаменами весьма разношерстную компанию, заняла сенсационное третье место на выборах. Еще одним открытием стало то, что провластная СДПК хоть и стала победителем, но не смогла получить абсолютное количество мест в парламенте. В затылок ей дышала оппозиционная «Республика – Ата Журт». Факт скромной, а не триумфальной победы СДПК глава государства связал с честным и прозрачным выборным процессом с помощью биометрии», - констатировали журналисты российских СМИ.
Местные эксперты были более сдержаны в восторгах. Политолог Марс Сариев сказал:
«Итоги парламентских выборов носят репрезентативный характер, отражают реальную ситуацию и объективно дают картину. СДПК получила не так много голосов, как ожидалось. Но это лишний раз доказывает, что выборы были более или менее объективными. Президент сыграл очень большую роль в том, что эта партия набрала большинство. Кроме того, ориентация на Россию и вступление в Евразийский экономический союз тоже сыграли свою роль. Тотального использования административного ресурса не было, и обвинять СДПК, что она применяла его, нельзя. Да и 27,45 процента говорят о том, что это не такой уж и сильный отрыв.
Впервые за историю парламентских выборов мы наблюдаем большую концентрацию деловых людей, очень жестко настроенных. Парламент станет полигоном и ареной борьбы за президентские выборы. Фактически сейчас уже началась президентская кампания. Очень многие уже видят себя в президентском кресле. Все только начинается». И как в воду глядел. Парламент-шоу в нынешнем, 2016 году, и война политических компроматов только набирают обороты.
Отставка Оторбаева
В этом же, 2015 году, случилась и отставка премьера Джоомарта Оторбаева, которому прочили долгую жизнь в премьерском кресле. Оторбаев, возглавлявший правительство страны с 9 апреля 2014 года, подал в отставку 23 апреля 2015 года. «Стране всегда нужны новые взгляды, амбиции, цели. Исполнительную власть надо встряхнуть, поэтому я сегодня покидаю пост премьер-министра», - заявил Оторбаев после того, как представил отчет о деятельности правительства за 2014 год в парламенте республики. Отчет о деятельности кабмина за 2014 год был признан в Жогорку Кенеше удовлетворительным.
Днем позже Алмазбек Атамбаев подписал указ об отставке главы правительства республики Джоомарта Оторбаева и всего кабинета министров. Отставка Оторбаева, по мнению политологов, не стала неожиданностью, стул под премьер-министром шатался уже давно. Кроме того, уходу Оторбаева предшествовал ряд других крупных отставок. Так, ранее со своих постов ушли глава Фонда по управлению государственным имуществом Дуйшен Ирсалиев, министр финансов Ольга Лаврова и министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов.
«В качестве главной причины ухода Оторбаева эксперты назвали неудовлетворительную работу по вопросу рудника Кумтор. Перед правительством Оторбавеа стояла задача провести переговоры с владельцем рудника, канадской компанией Centerra Gold, и добиться создания на базе «Кумтора» нового совместного предприятия с равными долями. Рассматривался и другой вариант решения вопроса по Кумтору. Помните, как депутаты парламента предлагали национализировать рудник или пересмотреть соглашения о распределении прибыли, чтобы большая часть средств оставалась в Кыргызстане?», - писали СМИ. Такого накала страстей интеллигентный и мягкий Оторбаев не выдержал. «Я не думаю, что Оторбаев был готов взять на себя ответственность за те международные иски, которые предъявили бы нашей стране акционеры Centerra», - прокомментировал тогда ситуацию ресурсу Sputnik Игорь Шестаков. «В начале апреля 2015 года Оторбаев предложил пойти другим путем – попытаться сместить менеджмент в Centerra Gold. Обсудив эту идею, депутаты Жогорку Кенеша поддержали решение комитета по топливно-энергетическому комплексу о признании неудовлетворительной работы кабмина по проекту «Кумтор». Так Оторбаев пополнил список первых и вторых лиц нашего государства, споткнувшихся о Кумтор», - подводят итог эксперты.
Все события, случившиеся в 2015 году, имели продолжение и в году текущем. Мы наблюдаем за ходом событий – и таким образом становимся чуточку увереннее в прогнозах и точнее в выводах. Ибо кто игнорирует историю, тот стреляет сам в себя, как говаривали философы. Продолжение следует.
Светлана Бегунова
Фото Вячеслава Оселедко