Мы продолжаем свое увлекательное топоним-путешествие по Бишкеку. В ходе изучения летописи улиц столицы Кыргызстана «Новые лица» рассказали о четырех самых «именитых» магистралях.
Эти проспекты и трассы названы в память китайского патриарха Дэн Сяопина, индийского мыслителя Махатмы Ганди, монгольского воина Сухэ Батора и африканского революционера Патриса Лумумбы. А финальная наша часть посвящена венгерскому эмигранту Ласло Месарошу, скульптору, оставившему неизгладимый след в истории нашего города. Улица в честь этого художника расположена в районе Кызыл-Аскера.
Скромное обаяние пролетарского арта…
Биография Ласло Месароша загадочна и трагична одновременно. Она включала в себя и творческие взлеты, и жестокие репрессии, заслуженную славу и незаслуженные тюремные застенки…
Ласло родился в 1905 году на окраине столицы Венгрии и начинал подмастерьем в частной ювелирной мастерской. Затем продолжил учебу в Школе прикладных искусств Будапешта, которую окончил в 1929 году. Впоследствии его скульптурные работы экспонировались на выставке Национального салона и Новом обществе художников. Более того – в Берлине, Мюнхене, австрийском Граце! Месарош одинаково хорошо владел такими материалами, как дерево, гранит, бронза…
В те 30-ые годы взоры многих художников мира, особенно левацко-пролетарских взглядов, были обращены к СССР, где активно развивались новые формы интернационального «реалистического творчества». Под влияние этого феномена попал и Ласло Месарош, эмигрировавший с супругой и детьми сначала в Москву, где получил подданство, а потом, в 1936 году – во Фрунзе.
Мастер на все руки
По одной из версий в Киргизию он приехал по приглашению нашего прославленного живописца Семена Чуйкова. По другим данным его пригласило местное правительство по рекомендации уже жившего к тому времени во Фрунзе художника-коммуниста венгерского происхождения Белы Уитца. Цель – создание скульптур для кыргызстанских выставок в столице Советского Союза.
Как бы там ни было, Ласло сразу же включился в работу, в короткие сроки став настоящим основоположником кыргызского профессионального пластического искусства.
Карьера Месароша развивалась невероятно стремительно. Буквально за пару лет он стал здесь одним из самых популярных архитекторов, декораторов и графиков. К примеру, по его инициативе была построена первая в Средней Азии студия-интернат, ставшая предтечей художественного училища. Во Фрунзе он основал и мастерскую, для которой лично разыскивал в горах мрамор и другие ценные натуральные материалы для скульптурных работ.
Также Месарош участвовал в оформлении Национального банка. Помимо того по его эскизам были выполнены бетонный портал, декоративные элементы плафонов зала заседаний и резные двери для старого Дома правительства. Да и сквер перед этой величественной цитаделью власти также до сих пор сохранил его планировку.
Вокзал мечты
Одно из самых ярких свидетельств таланта венгерского зодчего – участие в проекте интерьера Центрального железнодорожного вокзала во Фрунзе. Это стратегически важное здание с широкими лестницами и перроном было построено всего за два года и стало своеобразным парадным входом столицы, открывая вид на нынешний бульвар Эркиндик.
Ласло Месарош вместе с коллегами украсили новый вокзал колоннами, капителями, декоративной лепниной, цветными потолочными росписями и геральдикой. Щедро использовался гранит и полированный мрамор, иные материалы. Ныне это памятник архитектуры республиканского значения.
Также в фондах Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева сохранились несколько скульптурных портретов, выполненных Ласло Месарошем. Это облики председателя дунганского колхоза, пожилой крестьянки, девочки в тебетее, студента. Плюс впечатляющий рельеф «Стахановский забой». В общем, чтобы составить собственное представление о мастерстве Месароша просто загляните в музей ИЗО по улице Абдрахманова, 196, в Бишкеке, и вам все станет понятно.
Эра беспредела
Скорей всего Месарош успешно продолжил бы свою деятельность в Киргизии на благо искусства, но… Время было тогда просто беспредельное – карательные органы прессовали всех без разбора. Увы, угодил в жерло сталинской мясорубки и наш герой, которого задержали в марте 1938 года во Фрунзе якобы после экспедиции вблизи китайской границы.
По рассекреченным ныне архивам следственной части НКВД Киргизской ССР Ласло Месарош, дескать, перед выездом в Союз был завербован… германской разведкой для шпионской работы. Однако скорей всего эти сфабрикованные показания бедный мадьярский художник вынужден был дать под пытками чересчур ретивых палачей. В результате Месароша по приговору суда отправили в ГУЛАГ как «врага народа». Так, во всяком случае, заявляли его супруге, Вильме Людвиговне.
Она долго, но, увы, безуспешно пыталась добиться освобождения мужа. Кроме местных органов правоохраны и прокуратуры она писала даже в Москву, самому Лаврентию Берия. Указывала, что Ласло абсолютно лоялен к Советам, что его, прогрессивного скульптора, в СССР направила Компартия Венгрии, но все оказалось тщетно. Ей даже не сообщили толком, где он находится!
Страшная игра с трагическими цифрами
«Месароша обвиняли в шпионаже. Но это – ложь, неправда. Он шпионом никогда не был и не будет... Дайте мне ясную картину! Если жив – освободите. Не жив – оправдайте. Неужели в Советском Союзе нельзя добиться человеческой правды?», - беспомощно вопрошала в своих посланиях мать троих детей.
Наконец в 1940 году Военная прокуратура НКВД Киргизской ССР сообщила Вильме Людвиговне, что ее муж, оказывается, был расстрелян еще в октябре… 1938 года. Причем уголовное дело состояло всего из двух протоколов допроса, где данные арестованного Ласло Месароша не были ни проверены, ни доказаны следствием.
В конце 40-х годов Вильма с тремя детьми вернулась в Венгрию, где спустя десять лет ее информировали о посмертной реабилитации Ласло, выдав липовую справку о том, что его, якобы, не казнили, а он сам скончался в лагере в сентябре 1945 года. Эта дата и поныне фигурирует в официальной историографии Месароша, хотя, повторимся, в реальности его умертвили еще в 1938 году.
Вот такая страшная игра с трагическими цифрами…
Увековеченный
Память о Ласло Месароше, столь много сделавшим для творческого развития Кыргызстана, бережно сохраняется. Проводятся выставки его работ, методы именитого венгра изучаются местными скульпторами и архитекторами, а Карел Абдыкулов, известный режиссер, оператор и народный артист КР, снял документальную ленту «Ласло Месарош».
Одно из наиболее ярких свидетельств увековечивания – переименование в 1973 году по решению исполкома горсовета столицы бывшей улицы Игарская на западной окраине Фрунзе-Бишкека в честь Месароша. Улица эта весьма оживленная, на ней расположено много жилых домов и иных строений.
Частым гостем в Бишкеке является дочь самого Ласло – Марта Месарош. Последний визит датирован июнем 2014 года.
Неудивительно, что Марту тянет сюда, ведь свои ранние годы она провела именно в нашей республике. После II-ой Мировой войны Марта вернулась с матерью на родину, где окончила среднюю школу. Затем она училась во ВГИКе в Москве и начала снимать фильмы. Мировую известность получила её автобиографическая тетралогия, начатая «Дневником для моих детей» в 1984 году. Фактически все четыре части этой саги посвящены трагической истории ее семьи. Семьи, подарившей миру такого талантливого мастера, как Ласло Месарош…
Азиз Карашев