Что имеем не храним, потерявши – плачем!
На похоронах, где не было слез…
В минувшую субботу на окраине далекого, затерянного в баткенской пустоши айыла Кара-Булак группа мужчин захоронила останки своей землячки, молодой, но безымянной женщины. В отличие от обычных похорон здесь не было родичей усопшей, зато присутствовали представители местной власти, следившие за всем процессом. После того, как над местом погребения появился могильный холм, госслужащие зафиксировали произошедшее в акте, и все разошлись.
Так, наконец, упокоилась в родной земле женщина, о которой известно лишь одно – она появилась на свет более полутора тысяч лет назад.
Зато ее погребение вызвало настоящую бурю страстей в академических и чиновничьих кругах, ну, и конечно, в соцсетях. Кое-кто ратует за то, чтобы ее труп, словно тело Ленина, по-прежнему был доступен для обозрения зевак, как и прежде. Поэтому не исключено, что похоронный обряд в Кара-Булаке отнюдь не финал, и бренные останки неопознанной дамы могут впоследствии эксгумировать и вернуть в Бишкек…
Наверное, вы уже догадались, что речь идет о судьбе «ценной с научной точки зрения» мумии из Государственного исторического музея (ГИМ КР) в столице, чье захоронение стало, пожалуй, самой обсуждаемой новостью после прошедших выборов президента страны.
НА фото: 14 октября, через два дня после заседания в МКИТ в Бишкеке, мумия была доставлена в Баткенскую область и захоронена возле села Кара-Булак.
Напомним, что наша газета «Новые Лица» уже писала ранее (в весенне-летней серии статей о шаманизме в стране Ала-Тоо), что ныне медийно прославившаяся мумия была обнаружена археологами в Баткенском крае еще в 1956 году. Ученые предполагают, что она жила ориентировочно в IV-V веке н.э. После этого находку передали на хранение и общее обозрение посетителей в ГМИ.
Все это время обтянутый пергаментной кожей обычный женский скелет с лохмотьями на чреслах тихо-мирно находился в своем деревянном гробу под простым стеклом, лишь мечтая о вакуумном коконе. И ничего, кроме праздного любопытства рядовой публики, не вызывал. Ну, подойдут люди, поцокают языками, иные брезгливо поморщатся, да и отойдут к другим стендам…
Но кем она была? В какую именно эпоху обитала? Чем занималась при жизни? Как покинула юдоль земную? На эти и кучу других резонных вопросов никто из ученых Кыргызстана так за полвека и не нашел ответов. Впрочем, и не пытались даже. Вот была бы она известной по легендам любимой наложницей знатного баатыра или всемогущего бай-манапа, или того круче – самой ханшей, нашли бы ее в роскошно отделанной погребальной камере, возлежащей на полированном мраморном одре с подушкой, расшитой жемчугами, в изголовье, вся в злате-серебре, или в уникальном саркофаге, усыпанном драгоценными каменьями, где вокруг останки десятков слуг и вооруженных нукеров, с несметными богатствами из ее степного дворца, тогда другое дело, сразу было б видно – уникальный артефакт! А так…
Баткенские деликатесы для загробного мира
За все это время лишь однажды, еще в пору СССР, во Фрунзе приезжал специалист из ленинградского Эрмитажа, проведший процедуру бальзамирования “баткенской девы”. Остатки его химреактивов наши музейные сотрудники использовали потом еще раз в конце 90-х годов, после чего к телу вообще никто не прикасался.
Еще один важный момент. Вот если бы «баткенская дева» была в свою пору искусственно мумифицирована, к примеру, некими древними жрецами, обладавшими специфическими знаниями в тайном ремесле сохранения мертвых тел, тогда сенсация. Увы, но предки не владели этой техникой! Женщина из Кара-Булака сохранилась простым образом: ее деревянная домовина, в которой она находилась под землей, была из толстых арчовых досок, что способствовало естественной пропитке тканей выделявшимися смолами и прочими консервирующими веществами, что и позволило телу оставаться там без особого тления сотни лет. Ну и конечно, сухой климат этому подсобил…
Кстати, мало кто знает, что ранее в Историческом музее рядом с этой мумией выставлялся и скелет мужчины, найденный там же, в горах Баткена, в 50-х годах. Но он был в саманном обрамлении, лежал в мини-склепе из глиняных кирпичей, без консервации, потому и разложился, превратившись в так называемый костяк. В итоге скелетированный мертвец был снова захоронен, так как не представлял никакого научного интереса…
Отметим также, что в далекое седовремье пращуры были язычниками и истово верили в загробную жизнь. Именно поэтому в гроб «баткенской девы» они положили, прощаясь, две корзиночки с персиками и абрикосами. Мол, пусть отведает на том свете любимых баткенских деликатесов!
Минкульт подрывает культуру?
Неизвестно, сколько еще пылилась бы в запасниках ГМИ эта несчастная, высохшая до невозможности мумия, но 12 октября все изменилось – в этот день в Министерстве культуры, информации и туризма (МКИТ КР) состоялось заседание межведомственной комиссии, где было принято решение о захоронении находки из баткенского раскопа, пока мумия окончательно не рассыпалась в прах.
Причина банальна: в республике попросту нет специального исследовательского оборудования для изучения этого экспоната, ни антропологов нет, ни генетиков для проведения анализа, ни профильной лаборатории, ни финансов для таких целей - ничего нет!
Тем не менее, как отметил глава ведомства Тугелбай Казаков, ученым, которые захотят исследовать мумию в будущем, будет обеспечен доступ к объекту. Впрочем, может, эксгумация и не понадобится, так как для возможного изучения потомками музеем были оставлены кусочек кожи мумии, ее волосы и лоскут одежды.
На фото: Министр культуры Кыргызстана Тугельбай Казаков
Вроде бы вполне резонное решение, могущее удовлетворить всех. Но не тут-то было! Целая группа представителей просвещенной общественности выступила в СМИ с протестными заявлениями, даже брифинг был проведен, где энтузиасты обратились к властям страны с заявлением, что вердикт Минкульта – это удар и по культуре, и по науке.
В чем же причина недовольства?
По словам инициаторов протеста, в составе комиссии, принявшей спорное решение по мумии, был всего один профильный ученый (остальные – представители МВД, ГКНБ, музея им. М. Фрунзе и два работника МКИТ), который просто не смог в таком окружении отстоять свое мнение о том, что единственная в Кыргызстане мумия была «ценнейшей находкой археологов» и настоящим «историческим наследием». Но главное – якобы министр Т. Казаков решил захоронить мумию не от того, что она на грани распада, а под давлением священнослужителей, игнорирующих научные аспекты, зато ратующих за соблюдение норм шариата, запрещающих хранить останки. Более того – здесь, мол, сыграла свою роль и активность неких экстрасенсов, также требующих предать прах земле во избежание проблем…
Желание мертвой женщины – закон?
На произошедшее отреагировал даже президент А. Атамбаев, заявивший, что огорчен новостью о захоронении мумии.
«Есть псевдомусульмане, которые о многом забывают. Пророк Мухаммед говорил в хадисах, что час, посвященный наукам, равен чтению намаза всю ночь. Сейчас же псевдомусульмане верят всяким ясновидящим… Не знаю, как так получилось, я лично огорчен. Это неправильно… Думаю, будут те, кто должен взять ответственность», — отметил глава государства.
О каких же таких «ясновидящих» упомянул Алмазбек Шаршенович? Кажется, мы знаем ответ…
Еще два года назад, в июле 2015-го, на брифинге в одном из информагентств выступили известный деятель Мелис Арыпбек, увлеченный различными тайными знаниями, и экстрасенс Таалайгуль Норсек кызы из Иссык-Кульской области. Они заявили, что «баткенская дева» на самом деле - это царица Анфиса, третья супруга самого фараона Аменхотепа! Якобы ей было 27 лет, когда ее отравили другие жены. Правда, как властительница из Древнего Египта, да еще с греческим именем, спустя столетия вдруг оказалась на глухом краю Киргизии – осталось загадкой…
На фото: Таалайгуль Норсек кызы из Иссык-Кульской области, которая заявляла, что якобы выходила на связь с духом усопшей «царицы Анфисы» из баткенского раскопа…
«Дух мумии в течение 60 лет умоляет нас вернуть ее на прежнее место, на вечное пребывание. В течение всех этих лет мы ее удерживали от злодеяний, но сейчас она рвется наружу», – заявила медиум с иссык-кульского побережья. Мол, если власти не выполнят желание усопшей и не перезахоронят останки, то, по предсказаниям, на Кыргызстан обрушатся жуткие бедствия.
Неужели действительно чиновники из МКИТ испугались всех этих «страшных пророчеств» и в итоге прогнулись-таки под давлением доморощенных провидцев?
Тугелбай Казаков на экстренно созванной пресс-конференции это не подтвердил, зато выдвинул свою версию. Дескать, для группы возмущенных мумия лишь повод к критике, а настоящая причина их активности – желание снести его с министерского кресла! Мол, если его уберут, то и шумиха стихнет. А вообще он готов отвечать перед кем угодно за свое решение, ибо считает его единственно правильным. По словам министра, президент Атамбаев возмущен захоронением, потому что ему преподносят информацию так, будто «ученые изучали мумию денно и нощно, а министр культуры вырвал ее у них из рук и захоронил».
На фото: Мужчины из айыла Кара-Булак готовят на дне могилы ложе для мумии.
Поздно посыпать голову пеплом
Можно по-разному относиться к заявлению Т. Казакова, увидевшему во всей этой истории не глас ученых, а лишь козни против него самого, и вообще к деятельности МКИТ. Как шутят некоторые: «Это парадокс – культуры у нас нет, зато Министерство культуры – есть!»
Однако давайте признаем тот факт, что злополучную мумию действительно никто и никогда у нас всерьез не изучал. Кыргызским исследователям остается лишь мечтать о радиоуглеродном, спектральном и иных видах анализов по примеру коллег из зарубежья, где подобного рода научные экспертизы проводятся давно и успешно, преподнося порой настоящие сенсации в области раскрытия тайн цивилизации!
Увы, у государства нашего нет, и, пожалуй, в обозримой перспективе не предвидится денег для покупки высокотехнологичного оборудования для таких целей. А без техники вообще нет смысла тратить время на препарирование останков пусть и древней, но, похоже, обычной женщины. Даже в качестве простого музейного экспоната она малопривлекательна, ибо о ней ничего не известно, нечего даже рассказать любопытствующим.
Можно, конечно, теперь посыпать голову пеплом и лить слезы по «безвременно утраченному сокровищу», а можно заняться изучением по-настоящему удивительных находок, сделанных командой археолога Юрия Баруздина в той самой местности Кара-Булак, где он и обнаружил мумию. Среди них в курганах были найдены бронзовые зеркала из Индостана, шелковые ткани с узорами из Поднебесной империи, оригинальные керамические сосуды и многочисленные статуэтки. Где все это теперь, кто занимается ими?
Ах, упустили мумию! А вы не задумывались, почему даже солидные, щепетильные в подаче материалов местные СМИ, комментируя ситуацию с «баткенской девой», иллюстрируют свои тексты картинками высохших тел… египетских фараонов? Да потому, что даже в вездесущем Интернете не найти снимков нашей скандальной мумии! Ее не то что не изучали, даже не фиксировали толком на пленку для потомков, ибо не воспринимали раньше как некий «бесценный артефакт». Впрочем, цена известна – порядка 200 сомов. Именно столько брали еще недавно музейные работники с экскурсантов за разрешение сфотографировать мумию на свой аппарат. Плати денежки – и делай себе селфи на фоне иссушенного трупа!
Инсинуации вокруг «принцессы»
Между тем вся эта шумиха здорово напоминает истерию, спровоцированную вокруг еще одной археологической находки – мумии так называемой «принцессы Укока», умершей примерно 2500 лет назад и обнаруженной в 1993 году в родственном кыргызам регионе – Горном Алтае.
Когда ее останки (а найдены они были во льду, практически в вечной мерзлоте, благодаря чему мумия и сохранилась) передали исследователям из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске, то алтайские аксакалы возмутились. Согласно верованиям аборигенов, «принцесса», которую на Алтае называют Ак-Кадын (Белая Госпожа), является хранительницей покоя и стоит на страже врат подземного мира, не допуская проникновения сил Зла из низших миров. Мол, нельзя было ее тревожить, теперь горя не оберемся! И так совпало, что регион после этого действительно потрясли несколько природных катаклизмов, включая землетрясения, наводнения и крупный град, что дало почитателям Ак-Кадын лишний повод к акциям по репатриации мумии.
Кстати, особо негодовал знаменитый шаман Акай Кине, ранее часто гостивший у своих единомышленников в Кыргызстане и даже проводивший здесь свои камлания. Он с соратниками (в числе которых были члены Совета старейшин Республики Алтай и даже сам глава республики Александр Бердников!) требовал вернуть и предать земле «принцессу».
Однако российские ученые, в отличие от своих кыргызстанских коллег, дали этим эзотерикам достойный ответ: никакого захоронения не будет, это ценная находка общегосударственного значения, и главное - вопрос относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации, а не местных энтузиастов!
На фото: Вот в каких условиях находится в Национальном музее Горно-Алтайска мумия «принцессы Укока»: в высокотехнологичном саркофаге, под постоянным наблюдением квалифицированных специалистов, гарантирующих сохранность важного артефакта! Нашим такое и не снилось…
А в левом верхнем углу снимка представлен реконструированный облик «принцессы», которая при жизни была бритой и потому носила специальный парик…
Причем эти люди науки (опять же не в пример нашим!) не сидели сложа руки, почти 20 лет тщательно изучали «алтайскую принцессу». Выяснили, например, что она жила в V - III веках до нашей эры и обладала высоким положением в скифском обществе; причиной ее смерти стал ряд тяжелых болезней: рак молочной железы, остеомиелит костей и последствия черепно-мозговой травмы; отсканировали очень необычные статусные татуировки с ее тела; по черепу был воссоздан точный бюст в количестве трех экземпляров.
Параллельно с этим в Горно-Алтайске шла кардинальная реконструкция Национального музея, где ранее просто не было никаких условий для хранения мумии. Благодаря спонсорству концерна «Газпром», выделившему аж 750 миллионов рублей (по нынешнему курсу это более 13 млн долларов США!), музей полностью преобразился. Специально выделенный для знатной мумии зал обрел высокотехнологичный саркофаг с новейшим оборудованием для поддержки температурного и влажностного режима. Сюда, в столицу Республики Алтай, ближе к месту находки «принцессы Укока», осенью 2012 года и перевезли ее в бронированной капсуле на вертолете из Новосибирского Академгородка. Теперь посетители могут увидеть и саму мумифицированную даму, и седла со сбруями шести коней, которые были захоронены с ней, ее расписную погребальную колоду из лиственницы, обитую бронзовыми гвоздями, одеяние «принцессы» из белой шелковой сорочки, бордовой юбки и шубы, а также остатки ее парика, искусно выполненного из шерсти, войлока и собственных волос, плюс другие предметы того периода.
Ученым мужам из Кыргызстана остается только позавидовать, как служители науки из Сибири смогли грамотно разрулить скандальную ситуацию с мумией. Они за 20 лет работы и ценный багаж знаний пополнили, обогатив российскую науку, и компромисс нашли с ортодоксальными ревнителями алтайских верований, утихомирив бушевавшие страсти, и краеведческое хранилище в Горно-Алтайске пополнили редчайшими экспонатами, которые теперь привлекают многочисленных туристов. Молодцы, ничего не скажешь!
Азиз КАРАШЕВ
Фото WWW