Ох уж эти социальные сети… Ох уж эти блогеры… С них начинаются революции, они меняют психологию, вызывают зависимость, сводят с ума… Что еще? Еще там размещают видео про котиков. Так примерно представляет себе общение в Интернете моя мама. Для нее это все – терра инкогнита, и относится она ко всему новому и непонятному априори плохо. Думаю, среди людей старшего поколения она не одинока.
А мы что? А мы там, в Интернете, живем. Несмотря на все усилия выцарапать нас в «реальную жизнь». Ведь в любом случае, век развитых коммуникаций уже пришел, обратно в «ящик Пандоры» его без жертв и разрушений не загонишь, а в горы уходить с котомкой – как-то слишком радикально. Каковы же законы новой реальности – реальности, в которой расстояний и естественных, непреодолимых преград между людьми больше нет, а время ускорилось в тысячи раз? Как влияют социальные сети на общество, и кто там держит в руках самые мощные инструменты влияния?
Немного истории
Соцсети начали завоевывать мировую популярность очень давно, в 1995 году, с появлением американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным и спровоцировал появление не одного десятка похожих сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы. Тогда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В страны бывшего Союза мода на социальные сети пришла чуть позже – в 2006-м, когда появились «Одноклассники» и «ВКонтакте», а год спустя к ним присоединился «Мой мир». Социальная сеть Facebook хотя и была создана раньше, однако ее русскоязычную версию презентовали только летом 2008 года. В настоящее время сервис находится на четвертом месте по посещаемости в странах СНГ. Впереди тройка «россиян»: ВКонтакте, «Одноклассники» и «Мой мир». Instagram – сеть, где пользователи размещают картинки, фото и видео, – постепенно обгоняет лидеров и вырывается на первый план, во всем мире она уже победила, в странах СНГ пока на 5-ом месте. За ним набирает обороты Pinterest. Twitter – сеть для коротких сообщений – теряет свою популярность, причем везде.
Первоначально задуманные в качестве сервисов для общения, сегодня соцсети предлагают массу возможностей: профиль рассказывает обо всех интересах, предпочтениях и взглядах пользователей, «встречи» позволяют приглашать друзей и незнакомцев на мероприятия, кроме того, можно участвовать в конкурсах и выигрывать призы. Да много чего можно! Создать себе альтернативную жизнь, поднять до небес самооценку или, наоборот, обрушить ее, скрыть неудачи, выпятить победы, заработать депрессию, собрать вокруг себя единомышленников – это только поверхностные результаты. Но самое главное – социальные сети стали проводниками мнений и информации, да так активно, что даже поставили под вопрос существование современной журналистики. На сцену вышли блогеры.
Кто такие блогеры?
«В сущности, любой пользователь – уже блогер. Каждый день мы пишем свою историю и читаем чужие. Кто-то показывает. Кто-то озвучивает. Секрет такой популярности Интернета заключается в абсолютной свободе: называй себя, как хочешь, выгляди, как тебе нравится, пиши, что душе угодно. Заслужил себе плохую репутацию - нажал кнопку Delete, и на следующий день у тебя новый аккаунт. В сети ты можешь поменять пол, страну, национальность, профессию. И все это – относительно бесплатно и доступно 24 часа в сутки. Для многих online-среда выглядит куда комфортнее и интереснее, чем реальная жизнь. И я понимаю, почему: в Интернете все немного приукрашено, такая бутафория, правда, присыпанная блестками. Это ни плохо, ни хорошо: если вы адекватный человек, то научитесь эти две реальности совмещать и фильтровать. Популярность личных блогов сегодня обусловлена большим развитием информационных технологий и гаджетов. Мы получили круглосуточный доступ к сети Интернет, скорость получения информации и взаимодействия с другими людьми возросла до невероятных размеров. Если раньше одна картинка загружалась несколько минут, то сегодня гигабайты видео поступают на экран нашего смартфона за пару секунд. Такая скорость дает преимущество – быть здесь и сейчас каждую секунду. Люди начали рассказывать свои истории и иллюстрировать это фотографиями», - говорит популярный в Интернете автор Екатерина Кононова.
Ученые (да, этими вещами вовсю занимаются ученые) выяснили, что чем больше у человека друзей в социальных сетях, тем охотнее стремятся попасть в его список контактов другие пользователи. По словам исследователей, данный феномен обусловлен тем, что величина списка друзей в любой социальной сети говорит пользователям о том, насколько влиятелен человек. Поэтому тот пользователь, у которого весьма обширный список контактов, чаще добавляет новых друзей, чем тот, у кого этот список невелик. Это действительно парадокс. Дело в том, что в реальной жизни дела обстоят совсем иначе – чем выше статус, тем уже круг, тем больше желающих быть причастными. А в соцсетях это правило не работает. И вот тут начинается самое интересное. Один пользователь популярен, соответственно, все, что им сказано, видит огромная аудитория, и он имеет на нее влияние. А другой – нет. Чем это обусловлено?
Очень просто – популярен оригинальный контент. То есть если человек размещает свои личные мысли, тексты, фотографии, размышления и провокации – его читают. Если мысли на злобу дня и к тому же резковаты – читают в десятки раз активнее. Шуточки из телевизора и демотивирующие картинки, созданные на рубеже нулевых, котики и песики, а также ссылки на чужие тексты – это мило. Но подписчиков не даст. Темы, за которые, безусловно, цепляется читатель в соцсетях, ровно две: политика и взаимоотношения полов. В относительно спокойные периоды все хотят обсуждать отношения, а как только ситуация на внешних рубежах или внутри страны взвинчивается – политические колонки любого сорта читают очень охотно.
Чьих будете?
Первый виток популярных персон в соцсетях в Кыргызстане пришелся на 2010-2013 годы. Тогда одним из лидеров, одним из наиболее популярных блогеров можно было назвать нынешнего депутата парламента, журналистку Аиду Касымалиеву. Ее тексты отличались не только остротой, но и определенной интеллигентностью. Рассказывала она о правах женщин, политике, детях, свободе… но без лишнего эпатажа. Например, она писала что-то вот такое: «В Кыргызстане до сих пор интеллигенция – это те, кто застал Советский Союз. Из тех, кто родился после, никто процесс осознания, переосмысления не прошел. Вот 25 лет прошло, все ищут выхода в суверенности, встают на ноги, какие-то свои проблемы решают, но никто по-хорошему не анализировал, что это был за путь, 70 лет с Советским Союзом: чем мы стали, что потеряли, что приобрели. Эти ответы еще впереди. Я бы сказала, что полностью мы это не вычеркнули, мы с этим живем». И это было востребовано у аудитории. То было время молодых бизнесменов, психологов, журналистов в соцсетях. Они были немного наивны, но цинизм в моду еще не вошел.
С 2015 года картина изменилась. Теперь в моде блогеры циничные. Например, Валентина Пахман, патологоанатом, преподаватель, блогер номер один в Кыргызстане. Ее тексты провокационны, они на грани фола, а часто – за гранью. Валентина демонстрирует яркие антироссийские настроения, и, наверное, потому у нее большая часть подписчиков – из Украины. Это закономерно, в Кыргызстане тоже читали бы блогера из какой-нибудь, к примеру, Молдовы, неустанно восхваляющего Кыргызстан. Но речь не о том, где читают наших блогеров сегодня. Речь о том, что именно востребовано у аудитории и кто на нее влияет.
Шестого марта текущего года депутаты Жогорку Кенеша отозвали поправки в закон, предусматривающие контроль над публикациями блогеров в Интернете. А собирались создать реестр пользователей соцсетей с тысячей и более подписчиков и обязать их соблюдать список правил. Среди них – указывать свое имя и контактные данные, не использовать мат, не публиковать «недостоверную информацию» и с десяток других. За их несоблюдение предлагается штраф от пяти до ста тысяч сомов. Предложение наделало много шума, наверное, потому парламентарии и раздумали. Однако с полной уверенностью можно сказать – пока раздумали. В индивидуальном порядке судиться с блогерами можно и сейчас – например, если заметили разжигание религиозной, национальной, региональной вражды или призывы к терроризму, свержению государственного строя и все такое прочее. Другое дело, что подобные темы мелькают чуть ли не у всех. И разобраться, где проходит грань между мнением и разжиганием, архисложно.
Влиянием на аудиторию
определенных интернет-пользователей, конечно, интересуются самые разные силы. И
они – силы – используют его. Когда за деньги, когда просто подтолкнув в нужную
сторону, спровоцировав. По этому поводу у кыргызстанцев, далеких от Интернета,
или просто не совсем понимающих специфику этого пространства, есть огромное
беспокойство. Но ведь соцсети – всего лишь принципиально новый инструмент
коммуникации. То есть сами по себе они не вредны и не полезны, они просто есть.
То, чем они заполнены, создается людьми, и надо просто держать руку на пульсе –
контролировать информационное пространство через собственную инициативу.
Другими словами, хочешь оградить кого-то от влияния деструктивных элементов –
влияй сам. Заходи на площадку и осваивай ее ресурс, твой голос будет против
голоса, который тебя не устраивает. Ресурс – он для всех, пользуйся, никто не
запретит. А бояться или запрещать инструменты бессмысленно и неэффективно.
Эпатаж, фото и многословие
Так что же сегодня любит аудитория? Эпатаж, резкость, крайний радикализм стали вновь, как в девяностые, популярны у публики. Еще пять лет назад в зоне kg от нецензурной брани просто категорически массово отписывались. Теперь – уже нет. Очень большую аудиторию дают оппозиционные высказывания. Самое удивительное – обитатели соцсетей стали вновь читать длинные тексты. Это парадоксально, потому что наряду с этим свойством все больше пользователей у графических соцсетей, где вообще одни фото и видео, разве что подписанные. Еще несколько лет назад текст размером больше двух абзацев просто пропадал втуне, его не осиливали. На этом – коротеньких сообщениях – раскрутился Twitter в свое время, молодежь даже стали подозревать в некоем хроническом «клиповом мышлении». Коротенькие фразы давали аудиторию. Больше не дают. Теперь внимание к длинным текстам растет с каждым месяцем. Популярность много тысяч раз упомянутых фото-селфи (сделанные самостоятельно фото самого себя) пошла на убыль. Селфи больше не в моде. В моде сюжетные картинки, подсмотренные пользователем или его друзьями. Эксперты говорят, что эра селфи закончится через два-три года совсем. Останутся какие-то любители, своеобразная субкультура, но массовое явление канет в прошлое.
Интернет теснит привычные средства массовой информации, особенно телевидение. Это ярко показали митинги в той же России в марте. Но до победы еще далеко. Реальная победа на этом фронте будет достигнута, когда контент соцсети выйдет на экраны домашних телевизоров. В ситуации, когда все больше людей потребляют контент онлайн, телевизор все равно остается главным устройством для просмотра – наши дома выстроены вокруг телевизора как основного источника развлечений. Чтобы тот же Facebook стал реальным конкурентом традиционным телевизионным компаниям, ему нужно простое решение, которое позволит людям легко подключиться к платформе через телевизор. И в тот день, когда это произойдет, начнется новая эра развития социальных сетей…
Подготовила Светлана Бегунова