Сообщество юристов Кыргызстана сделало подробный анализ
проекта новой редакции Конституции Кыргызстана, выставленной депутатами Жогорку
Кенеша Кыргызской Республики на общественное обсуждение с 17 ноября 2020 года.
Текст публикуется без изменений.
17 ноября 2020 года группа депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
вынесла на общественное обсуждение проект закона о назначении референдума по
проекту новой редакции Конституции Кыргызской Республики. Новая Конституция
значительно отличается от действующей Конституции Кыргызской Республики,
принятой в 2010 году (с изменениями от 2016 года).
В проекте новой Конституции:
1. КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛАСЬ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ -
установлены неограниченные полномочия Президента, статус и полномочия ЖК
сведены к минимуму, исполнительная власть – Правительство - передано в полный
контроль президента, возвращен Конституционный суд, контроль президента над
судебной властью усилен, расширены полномочия прокуратуры. В предлагаемой форме
правления полностью отсутствует система сдержек и противовесов между ветвями власти.
2. ИСКЛЮЧЕН РЯД ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА И ДРУГИЕ
ВАЖНЕЙШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, в том числе:
- исключены все положения о верховенстве права, многопартийности. Оппозиционная
деятельность будет регулироваться;
- исключены положения о том, что полноту власти на территории Кыргызской
Республики осуществляет только Кыргызская Республика, что подрывает основу
суверенитета.
А также исключены важнейшие обязанности государства
по: созданию условий для представительства различных социальных групп в
государственных органах и органах местного самоуправления; разработке
социальных программ; созданию достойных условий жизни и условий для свободного
развития личности, содействию занятости; поощрению добровольного социального
страхования, созданию дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительности; обеспечению сохранности исторических памятников и объектов
культурного наследия; охране интеллектуальной собственности; поощрению
жилищного строительства; содействию повышения профессиональной квалификации;
предоставлению политического убежища; гарантированию максимальной
продолжительности рабочего времени, минимального еженедельного отдыха и
оплачиваемого ежегодного отпуска, и другие.
3. ИСКЛЮЧЕН РЯД ПРАВ ГРАЖДАН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, в том числе: права
на получение и доступ к информации; на участие в формировании республиканского
и местных бюджетов, на получение информации о расходах бюджета; на участие в
культурной жизни и доступ к ценностям культуры; на обращение в органы
государственной власти; на обращение в международные органы по правам человека
за защитой нарушенных прав и свобод; также исключены права каждого осужденного
на повторное рассмотрение его дела вышестоящим судом; принцип обеспечения
наилучших интересов ребенка; права на двойное гражданство; ограничивается право
на свободный выезд за пределы КР и беспрепятственное возвращение в КР.
4. ИСКЛЮЧЕН РЯД ЗАПРЕТОВ, ИМЕЮЩИХСЯ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ
КОНСТИТУЦИИ, в том числе запреты: на передачу пастбищ в частную
собственность; на бесчеловечные, жестокие или унижающие достоинство виды
обращения; на эксплуатацию детского труда; на рабство и торговлю людьми; на
уголовное преследование за распространение информации, порочащей честь и
достоинство личности.
5. ВВЕДЕН РЯД НОВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОЛОЖЕНИЙ,
в том числе:
- веден новый орган - Народный курултай, право созыва которого принадлежит
президенту;
-введены новые понятия и обязанности, такие как народовластие, идеология,
общечеловеческие моральные принципы, верховенство нравственных ценностей и
социальной справедливости, обязанность детей заботиться о нетрудоспособных
родителях и обязанность каждого заботиться о близких родственниках;
- введено право государства ограничивать права и свободы согласно Конституции и
законов - в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка,
охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц; ограничивать
размеры земли, находящейся в частной собственности; ограничивать и запрещать
печатные издания, противоречащие нравственным ценностям, традициям народов
Кыргызстана и международным стандартам и другие.
Ниже изложено детальное описание вышеназванных положений.
1. В НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛОСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО.
1.1. Установлены неограниченные полномочия Президента:
а) Президент вправе инициировать и отзывать законы. В случае отсутствия закона
и в целях реализации положений Конституции Президент вправе издавать указы,
имеющие силу закона. Таким образом, Президент получает неограниченную власть
самолично принимать и отменять любые законы;
б) Президент вправе назначать референдумы. Исключаются полномочия ЖК назначать
референдум;
в) Президент возглавит исполнительную власть КР (должность премьер-министра
упраздняется). Президент будет назначать главу Правительства, его заместителей,
министров и председателей государственных комитетов с согласия ЖК (ЖК больше не
вправе формировать Правительство), освобождать их от должности. Президент будет
назначать и освобождать от должности руководителей иных органов исполнительной
власти, глав местных государственных администраций, формировать администрацию
Президента, создавать и возглавлять Совет безопасности, формировать Службу
государственной охраны и Национальную гвардию. Концентрация власти в руках
одного Президента создает условия для принятия единоличных решений и узурпации
власти;
г) Президент будет определять основные направления внутренней и внешней политики государства, представлять КР внутри страны и в международных отношениях, подписывать международные договоры, назначать глав дипломатических представительств КР, принимать меры по охране суверенитета и территориальной целостности;
д) отрешение Президента от должности (импичмент) значительно усложняется. Для объявления импичмента потребуются заключения Конституционного суда, Генпрокурора и специальной комиссии Жогорку Кенеша. При этом кандидатуры членов Конституционного суда и генерального прокурора представляются и назначаются Президентом. Если Президент досрочно прекратит полномочия, то его полномочия сначала переходят к главе правительства и только после этого могут быть переданы Торага ЖК;
е) полномочия Президента будут определяться не только Конституцией, но и законами (в действующей Конституции полномочия Президента определены только Конституцией).
1.2.Полномочия ЖК сведены к минимуму:
а) численность депутатов ЖК сокращена до 90. Принцип многопартийности, а также
пропорциональная система выборов в ЖК исключается. Депутаты, скорее всего,
будут избираться по мажоритарной избирательной системе. Депутат может быть
отозван в любой момент за невыполнение наказов или воли избирателей (такая
система на сегодня действует в КНР, Северной Корее, Кубе, Сирии);
б) ЖК лишается права объявлять референдумы,
формировать Правительство, определять его структуру и состав, утверждать
программу деятельности Правительства, выражать недоверие Правительству. Все эти
полномочия переданы Президенту. ЖК также лишается права утверждать
общегосударственные программы развития КР. Общегосударственные программы
развития КР разрабатываются и реализуются Правительством. Ограничение прав
депутатов означает ограничение прав избирателей;
в) законы будут инициироваться не только депутатами ЖК и 10 тыс. избирателей,
но и Президентом, а также подконтрольным Президенту главой Правительства и назначаемыми
Президентом Конституционным судом и Верховным судом (в действующей Конституции
законы инициируются депутатами ЖК, Правительством и 10 тыс. избирателей);
г) ЖК будет принимать законы большинством от числа присутствующих депутатов. Заседание ЖК может проводиться, если на заседании присутствует большинство от общего числа (то есть от 90) депутатов ЖК . Таким образом, заседание ЖК может проводиться при участии 46 депутатов. Решения ЖК будут приниматься через механизм простого голосования. Оформление решений в форме постановлений исключено;
д) полномочия ЖК будут определяться как Конституцией, так и законами (в действующей Конституции полномочия ЖК определены только в Конституции).
1.3. Исполнительная власть – Правительство - под полным контролем Президента:
а) руководство исполнительной властью осуществляет Президент и подчиненное ему Правительство. Президент определяет структуру и состав Правительства, дает ему поручения, контролирует исполнение, отменяет акты Правительства, назначает и освобождает от должности главу Правительства (полномочия которого не прописаны), его заместителей, министров и председателей государственных комитетов, глав иных государственных органов. Деятельность Правительства обеспечивается администрацией Президента;
б) Правительство подотчетно только Президенту.
Положения о персональной ответственности Президента и главы Правительства
отсутствуют (в действующей Конституции предусмотрена персональная
ответственность премьер-министра).
1.4.Возвращение Конституционного Суда.
Возвращается Конституционный суд (упразднен в 2010 году). Члены
Конституционного суда назначаются Президентом (при согласии ЖК).
Конституционный суд получает широкие полномочия, в том числе, право признания
неконституционными законов и иных нормативных актов, право официального
толкования Конституции (что запрещено в действующей Конституции).
1.5.Полномочия прокуратуры расширены.
Прокуратура будет осуществлять уголовное преследование (следствие) не только
должностных лиц, но и всех граждан.
2. В НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ИСКЛЮЧЕН РЯД
ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА.
Новая Конституция исключила ряд обязанностей государства и другие важные
положения, содержащиеся в действующей Конституции. В частности, в проекте новой
Конституции
2.1. Исключены по всему тексту Конституции слова “верховенство права”.
Исключены положения о приверженности народа Кыргызстана целям построения
свободного и независимого демократического государства.
Исключение верховенства права приведет к отсутствию защиты прав человека, к
возможности установления правил какой-либо частью общества, нарушающих либо
ограничивающих права и свободы другой части общества.
Верховенство права является фундаментальным принципом построения и развития
законодательства/нормативно-правовой основы любого государства. Верховенство
права лежит в основе системы, в которой властные полномочия осуществляются в
соответствии с едиными правилами, гарантирующими единообразное применение
законов ко всем гражданам страны.
2.2. Исключено положение о
многопартийности. Исключено право политических партий на участие в выборах.
Исключение многопартийности приведет к тому, что выборы будут проводиться
исключительно по мажоритарной системе/одномандатным округам. Исключение
многопартийности приведет к исключению партий из политической жизни страны.
2.3. Исключен принцип свободной
оппозиции. Политическая оппозиция будет регулироваться законом.
Новая Конституция признает право на политическую оппозицию согласно
законодательству Кыргызской Республики. Данная оговорка означает, что понятие и
признаки оппозиционности граждан будут регулироваться специальным законом. Это
в свою очередь может привести к тому, что любое высказывание и мнение, не
соответствующее доминирующей идеологии, может быть признано оппозиционным.
Свободное выражение своего мнения может преследоваться.
2.4. Исключено положение о том, что
«Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей
территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику».
Исключение данного положения является крайне опасным прецедентом. Конституция
должна предусматривать, что полнота власти в Кыргызской Республике должна и
может принадлежать только Кыргызской Республике, и только Кыргызская Республика
может осуществлять внутреннюю и внешнюю политику! Это один из важнейших
признаков суверенитета и независимости. Исключение данного положения подрывает
основы суверенитета страны. Отсутствие данного положения в Конституции может
привести к серьезным негативным последствиям - фактической потере суверенитета.
2.5. Исключена обязанность государства создавать условия для представительства
различных социальных групп, определенных законом, в государственных органах и
органах местного самоуправления, в том числе на уровне принятия решений.
Данное исключение приведет к исключению квот для прохождения социальных групп
(женщин, ЛОВЗ, лиц не старше 35 лет, лиц другой национальности) в выборные
органы по пропорциональной системе.
Как было сказано выше, Новая Конституция исключила право политических партий на
участие в выборах, соответственно, выборы будут проходить по мажоритарной
системе, при которой невозможно обеспечить квоты для указанных социальных
групп. Это чревато отсутствием дальнейших реформ по защите прав женщин, ЛОВЗ,
лиц не старше 35 лет, лиц другой национальности, так как указанные социальные
группы посредством участия в ЖК инициировали соответствующие изменения.
2.6. Исключена обязанность государства разрабатывать социальные программы,
направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности,
содействие занятости.
Данное исключение освобождает государство от обязанности создавать достойные
условия жизни своим гражданам, содействовать свободному развитию и
содействовать занятости населения.
Вместо этого Новая Конституция говорит об обязанности государства заботиться об
охране социальных и экономических прав трудовых мигрантов. Обязанность
государства заботиться об охране социальных и экономических прав не
распространяется на граждан, проживающих внутри страны, что потенциально
является законодательно утвержденной дискриминацией государством одной группы
населения перед другой.
2.7. Исключена гарантия государства поощрять добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность.
2.8. Исключена обязанность государства обеспечивать
сохранность исторических памятников и иных объектов культурного наследия.
Данное исключение освобождает государство от ответственности за сохранение
культурных памятников и объектов культурного наследия Кыргызской Республики.
2.9. Исключена обязанность государства охранять интеллектуальную собственность
законом.
С исключением данного положения, государство освобождается от охраны
интеллектуальной собственности. При этом Кыргызская Республика является членом
Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности и участницей ряда
международных соглашений. Охрана интеллектуальной собственности - это основа
современного развития государства и общества.
2.10. Исключена обязанность органов государственной власти и местного
самоуправления поощрять жилищное строительство.
Исключение данного положения приведет к освобождению государства от содействия
в реализации прав граждан на жилище.
2.11. Исключена обязанность государства содействовать повышению
профессиональной квалификации граждан.
Исключение данной нормы приведет к снятию с государства ответственности за
усиление потенциала кадров, повышение квалификации, улучшение уровня
профессионального образования.
2.12. Исключена обязанность государства предоставлять политическое убежище.
Исключив данное положение, государство освобождается от соблюдения
международных обязательств, ранее принятых Кыргызской Республикой согласно
ратифицированным международным договорам.
2.13. Исключена обязанность государства гарантировать максимальную
продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и
оплачиваемый ежегодный отпуск.
Данное исключение освободит государство от обязанности по соблюдению и
гарантированию трудовых прав граждан.
3. В НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ИСКЛЮЧЕН РЯД ПРАВ ГРАЖДАН.
3.1. Исключены права граждан на получение и на доступ к информации, а именно:
· свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом;
· на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе;
· на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов;
· на гарантированный доступ каждого к информации, находящейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Доступ граждан к информации является одним из
фундаментальных гражданских прав. Лишение граждан права на доступ к информации
приведет к лишению права граждан на контроль за деятельностью госорганов и
органов местного самоуправления, росту самоуправства, бесконтрольности действий
государственной власти и нарушению прав граждан.
Лишение граждан права на доступ к информации также неизбежно приведет к
преследованиям граждан за получение, хранение и распространение информации.
Права на доступ к информации установлены в соответствии с ратифицированными
Кыргызской Республикой международными договорами. Исключение права на информацию
приведет к необратимым последствиям для страны, удару по имиджу правового
государства в мировом сообществе.
3.2. Исключены положения, предусматривающие, что формирование, принятие и
исполнение республиканского и местных бюджетов определяются законом и решением
соответствующих представительных органов. Исключается право граждан на участие
в формировании республиканского и местных бюджетов. Исключается право граждан
на получение информации о расходах бюджета.
Исключение данных положений приведет к полной закрытости процесса принятия
бюджета и расходования государственных средств. Это, в свою очередь, приведет к
самоуправству и расхищению бюджетных средств, что в свою очередь может повлечь
протесты со стороны граждан - налогоплательщиков.
3.3. Исключено право граждан на участие в культурной жизни и доступ к ценностям
культуры.
Лишение граждан доступа к культурной жизни и культурным ценностям приведет к
насаждению и навязыванию группой лиц своей идеологии, а также к преследованию
за несогласие с навязываемой идеологией. Отсутствие доступа к культурной жизни
приведет к регрессу общества и массовому снижению культурного уровня.
3.4. Исключено право осужденного гражданина на повторное рассмотрение его дела
вышестоящим судом. Также исключается право задержанного на медицинский осмотр и
помощь врача.
Отсутствие права осужденного гражданина на повторное рассмотрение его дела
вышестоящим судом нарушает фундаментальные права человека.
Исключение права задержанного на медицинский осмотр и помощь врача может привести
к тому, что в СИЗО, ИВС не будет оказываться помощь врачей, также им может быть
отказано в медицинском осмотре.
3.5. Исключено право граждан на обращение в органы государственной власти,
органы местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны
предоставить обоснованный ответ.
Данное исключение приведет к лишению граждан права на обращение в госорганы и
органы местного самоуправления и лишит граждан права на получение ответов.
Отсутствие такой нормы в Конституции может привести к освобождению госорганов и
органов местного самоуправления от выполнения своих первостепенных задач перед
гражданами, во благо которых указанные органы призваны работать, а также к
полному отсутствию прозрачности их деятельности.
3.6. Исключено право граждан в соответствии с международными договорами
обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав
и свобод.
Данное исключение приведет к нарушению Кыргызской Республикой своих
обязательств по заключенным и ратифицированным международным договорам.
3.7. Исключено положение, освобождающее граждан от ответственности за действия,
которые на момент их совершения не признавались правонарушением.
Данное исключение может привести к уголовному преследованию граждан за
действия, не признаваемые правонарушениями. Нарушается основной принцип,
согласно которому закон обратной силы не имеет.
3.8. Исключено положение, являющееся основой для признания за гражданами
Кыргызской Республики принадлежности к гражданству другого государства (двойное
гражданство).
Данное исключение приведет к отказу в КР от двойного гражданства. А это
означает, что сотни тысяч граждан КР, имеющих гражданство РФ и других стран,
должны будут выбрать единственное гражданство страны (либо выйти из гражданства
РФ или других стран, либо из гражданства КР).
3.8. Исключено положение, гарантирующее гражданам Кыргызской Республики право
свободного выезда и беспрепятственного возвращения в Кыргызскую Республику.
Формулировка данного права в Новой Конституции сохранилась, но сказано, что
данные права могут ограничиваться на основании закона. Данное дополнение может
привести к тому, что путем принятия законов будут вноситься ограничения на
выезд и на возвращение граждан в страну (например, въездные и выездные визы).
Такая практика существовала в советских странах.
4. ИЗ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ ИСКЛЮЧЕН РЯД
ЗАПРЕТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИЕЙ.
4.1. Исключен запрет передачи пастбищ в частную собственность.
Данное исключение приведет к массовой продаже пастбищ. На сегодня общая площадь
пастбищ составляет около 9 млн гектаров (которая в последние годы уменьшается),
пастбища находятся в государственной собственности, их можно использовать
только для выпаса скота и сбора лекарственных трав. Новая Конституция
закладывает основу для продажи пастбищ, что может повлиять на рост конфликтов
по поводу пастбищ и рост неравенства среди фермеров.
4.2. Исключен запрет на принятие законов об изменении границ во время
чрезвычайного и военного положений.
Данное исключение повышает риск изменения государственных границ во время
чрезвычайного и военного положений, особенно учитывая, что инициаторами законов
могут быть как ЖК, так и Президент, глава правительства, Конституционный суд,
Верховный суд, а законы могут быть приняты на заседании, где присутствуют 46
депутатов, и решения могут приниматься большинством голосов присутствующих.
4.3. Исключен запрет на бесчеловечные, жестокие или унижающие достоинство виды
обращения. Исключены гарантии права каждого лишенного свободы гражданина на
гуманное обращение и уважение его человеческого достоинства.
Вместо этого положения часть 3 статьи 46 новой Конституции предлагает
следующее: «Ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности
личности, допустимы только на основании закона по приговору суда как наказание
за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам,
истязаниям или антигуманным унизительным наказаниям». Таким образом, Новая
Конституция допускает физические и моральные ограничения на основании закона или
приговора суда.
4.4. Исключен запрет на эксплуатацию детского труда. Исключен запрет на рабство
и торговлю людьми. Исключено положение, где говорится, что в КР действует
«принцип обеспечения наилучших интересов ребенка».
Кыргызская Республика является участником ряда международных договоров в
области прав человека и ребенка, ратифицировала ряд конвенций по правам
человека и ребенка. Эти запреты соответствуют международным обязательствам
Кыргызской Республики. Исключение данных положений приведет к подрыву
выполнения международных обязательств страны.
4.5. Исключен запрет на уголовное преследование за распространение информации,
порочащей честь и достоинство личности.
Исключение данного положения открывает дорогу для уголовного преследования за
распространение информации, которая может трактоваться как порочащая честь и
достоинство.
5. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ВВЕЛА РЯД НОВЫХ
ТЕРМИНОВ И ПОЛОЖЕНИЙ
Новая Конституция ввела ряд новых терминов и положений, не использовавшихся в
предыдущих Конституциях КР. В частности, в Новой Конституции:
5.1. Введены понятия народовластие, идеология, общечеловеческие моральные
принципы, верховенство нравственных ценностей, традиции, заветы предков и
Манаса Великодушного.
Многие страны запрещают использовать слово «идеология» в Конституциях. Так,
например, в Конституции РФ установлено, что никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Введение в
Конституцию «идеологии и мнений» приведет к установлению доминирующей идеологии
группы лиц, которые смогут преследовать и карать всех несогласных с этой
идеологией, мнениями, нравственными принципами.
5.2. Введено право государства ограничивать права и свободы.
Права и свободы граждан могут быть ограничены согласно
Конституции и законов в целях защиты национальной безопасности, общественного
порядка, охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
5.3. Введено право государства ограничивать размеры земли, находящейся в
частной собственности.
Начиная с принятия первой Конституции Кыргызской Республики (1993) такого права
у государства не было. Ограничение размеров земли для владения существовало при
советском режиме. Вместе с тем возникают вопросы о том, ограничения размеров
каких категорий земель или видов угодий будут вводиться. В случае, если будут
введены ограничения по землям населенных пунктов (для проектирования и
строительства), промышленности, сельскохозяйственного назначения, то это может
привести к ограничению свободы предпринимательства, снижению инвестиционной
привлекательности строительного сектора, промышленности и агропромышленного
комплекса.
5.4. Введен новый орган – Народный курултай.
Народный курултай будет высшим совещательным, консультативным и координирующим
органом народовластия. Деятельность Народного курултая будет регулироваться
конституционным законом. Народный курултай будет заслушивать отчеты Торага ЖК,
Президента, Торага Народного курултая. Народный курултай может рекомендовать
снять с должности члена Правительства (у ЖК такого права нет).
Народный курултай будет состоять из представителей территориальных,
профессиональных, общественно-политических, этнокультурных, конфессиональных и
научных сообществ, которые будут отражать и доносить мнение, идеологию народа
до Президента, ЖК и иных госорганов. Народный курултай будет включать Народный
курултай и местные курултаи. Не определено, будет ли Народный курултай
содержаться за государственный счет.
Народный курултай не входит в перечень органов, которые могут выступать от
имени народа. Решения Народного курултая имеют рекомендательный характер.
5.5. Введена обязанность детей заботиться о нетрудоспособных родителях и
каждого гражданина - заботиться о близких родственниках.
Данная обязанность может привести к возникновению юридических требований от
родителей и близких родственников к детям или к близким родственникам,
независимо от того, участвовали они или нет в воспитании или содержании детей
до 18 лет.
5.6. Введен запрет на печатные издания, противоречащие нравственным ценностям,
традициям, международным стандартам. Распространение в СМИ сведений, наносящих
вред нравственности и культуре народа Кыргызстана, ограничивается или
запрещается.
Данное положение ограничивает свободу слова и приведет к преследованиям и за
инакомыслие.