Этот вопрос задают себе абсолютно все журналисты и редакторы всех видов СМИ и во всем мире. Тенденция последних лет – постепенная гибель традиционной журналистики.
И дело даже не в том, что люди во всем мире все реже читают бумажную газету, предпочитая интернет-сайты, или все меньше черпают информацию из вечерних новостей по любимому телеканалу. Потребители информации постоянно меняют свои пристрастия и потребности, заставляя нас, журналистов старой школы, все больше ужасаться новым веяниям, под которые мы должны подстраиваться, чтобы оставаться востребованными.
О том, как выжить СМИ в условиях экономического кризиса, а также как привлечь большее число читательской и зрительской аудитории к своему контенту, рассуждали журналисты, издатели и медиаэксперты на международной конференции «Медиа в цифровой среде: возможности для развития», которую организовало представительство Internews в Центральной Азии, в Душанбе.
С одной стороны, было отрадно констатировать, что все проблемы, с которыми сталкиваются отечественные СМИ, актуальны для всего региона. А в некоторых соседних странах ситуация еще плачевнее, например, в Таджикистане, где власти блокируют популярные сайты и социальные сети. Или в Казахстане, где существует жесткая цензура, а за пост в соцсетях можно получить реальный тюремный срок. С другой стороны, удручало, что ни у кого из участников конференции, даже умудренных опытом издателей и теоретиков, не оказалось готовых и быстрых рецептов, как увеличить тиражи газет или посещаемость сайтов, чтобы привлечь больше рекламных денег. А значит, никто не знает, как СМИ оставаться независимыми.
Сегодня появился новый тренд – информационные войны, которые влияют на СМИ, они разобщают журналистскую братию, разводя по разные стороны баррикад. Участие в информационных войнах выматывает коллег, делает зависимыми от влияния и финансовых потоков различных политических и бизнес-групп.
Александр Амзин, преподаватель журфака МГУ, считает, что на СМИ влияет привычка потребления. «Появление информационных войн случилось благодаря тому, что аудитория распылила свое внимание. Раньше были 2-3 источника информации, которые вызывали доверие. А сегодня в интернете много всего, что хочется просмотреть, прочитать. И в этом плане социальные сети типа «Фейсбука» вызывают наибольший интерес, потому что никто не несет ответственности за то, что находится по ту сторону клика. Старшее поколение пользователей интернета не имеет привычку разбираться, заслуживает тот или иной ресурс доверие. Поэтому следующим вызовом будет такой – СМИ должны будут завоевать доверие своих читателей. А аудитория должна будет научиться распознавать, с какой-целью им скармливают ту или иную информацию СМИ. Я считаю, что невозможно кормить своих читателей бесконечно лживой информацией. Рано или поздно потребитель быстро поймет, где фальшь, а где настоящее».
На Украине молодое поколение журналистов озаботилось огромным количеством лживой и фейковой информации о родной стране и организовало новое социальное медиа «Стоп-фейк». Редактор по работе с аудиторией «Стоп-фейка» Мария Жданова говорит: «Новые медиа бурно развиваются, и они дают одинаковые возможности всем участникам информационных войн. Эти возможности можно использовать как для чего-то хорошего, так и для негативного. На Украине мы столкнулись с ситуацией, когда появилось огромное количество ложной, фейковой информации, поэтому студентами факультета журналистики одного из вузов было принято решение перепроверять всю информацию и публиковать, что является фейком и почему. Мы перепроверяем и опровергаем фейковую информацию, но еще и обучаем своих читателей, как распознать самостоятельно ложь и клевету, как определить, что фото – фотошоп, или видео не имеет отношения к реальному событию».
Российский медиаэксперт Евгений Кулаков уверен, что сегодня самой главной целью журналистики является вернуть внимание и доверие читателей. «Если раньше СМИ были средством массовой информации и пропаганды, то теперь они выполняют роль средств массовой информации и коммуникации. Коммуникация сегодня очень важна, потому что в отсутствии больших ресурсов и финансов мы должны знать потребности аудитории. Если мы будем точно знать, чего хотят читатели, мы сможем завоевать аудиторию, обыграв любое крупное СМИ».
Михаил Дорофеев, главный редактор казахстанского сайта inforburo.kz, поделился актуальной проблемой: «Новые форматы вообще непонятны, они убивают традиционную журналистику. Проблема в том, что мы сегодня конкурируем не с другими казахстанскими или российскими СМИ, мы сегодня конкурируем с «Фейсбуком», «Гуглом», «Ютубом». Туда ушли все рекламные деньги, а вместе с ними и интерес читателей. И самое печальное, непонятно, как с этим бороться. Все понимают, что основной трафик идет от социальных сетей, но мы видим, что «Фейсбук» превращается в большое медиа».
Ему вторит отечественный медиаэксперт Азамат Тынаев: «Ситуация ухудшается тем, что журналисты сегодня мимикрируют под блогеров, твиттерян, фейсбукчан. Происходит заигрывание с аудиторией, потому что кажется, что население больше там, в соцсетях, черпает информацию. Но это еще никто не доказал. Кроме того, есть мнение, что «Фейсбук» – это большой пузырь, и соцсети – это некая игрушка, которая рано или поздно пользователям надоест. Людям уже не интересно читать чьи-то бредни, они уходят в другие форматы. Все проблемы в нас, журналистах, и если журналисты кому-то проиграют, то они проиграют только себе. Если вспомнить, что мы 10 лет назад считали, что настал конец света для журналистики, когда журналисты превратились в копипастеров пресс-релизов госорганов, лет 5-6 назад мы поняли, что это не дно. Мы наивно полагали, что настоящее дно в том, что у нас под боком появилась генерация новых журналистов, которые, не выходя из редакции, всю информацию получали только по телефону. А сейчас мы видим, что молодые коллеги превратились в каких-то утилизаторов соцсетей и ловцов информационных покемонов. Таким образом, мы должны признать, что деградация бесконечна».
Как видите, мнения экспертов единогласны: информация нужна всегда, но меняются форматы получения информации, меняются сроки ее получения, меняются и формы подачи. Ясно одно: талантливого, скрупулезного журналиста ни один блогер не заменит. Поэтому качественная, ответственная и объективная журналистика будет востребована всегда.
Лейла Саралаева
Фото Вячеслава Оселедко