Мир меняется на наших глазах – человечество на грани третьей мировой войны, миллионы беженцев перемещаются в разные страны, увеличиваются факты насилия над женщинами и детьми, сокращаются права и свободы целых наций. В этих условиях только права человека, которые универсальны для каждого государства и каждого гражданина, остаются незыблемым эталоном гуманности и залогом сохранения безопасности и развития стран.
Кыргызстан, как полноправный член мирового сообщества, взял на себя важные обязательства по соблюдению прав человека. Благодаря Универсальному периодическому обзору (УПО) стало намного легче понимать куда движется наше государство в этом плане – стоит ли на страже прав и свобод человека или сужает и нарушает их.
Что такое УПО?
Универсальный периодический обзор (УПО) – Это уникальный механизм в системе ООН для периодического обзора выполнения обязательств по соблюдению прав человека в каждом из 193 государств-членов ООН. С помощью УПО Совет по правам человека (СПЧ) реформировал и реструктуризовал процесс проведения оценки соблюдения прав человека в рамках системы ООН.
УПО был создан 5 марта 2006 года в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно этой резолюции, Совет уполномочен "на основе объективной и достоверной информации проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека таким образом, который обеспечивает универсальность охвата и одинаковое отношение ко всем государствам”.
«В Кыргызстане Национальные правозащитные учреждения (НПЗУ), такие как институт омбудсмена и Национальный центр по предупреждению пыток, охватывают широкий спектр вопросов прав человека и выполняют многие задачи, входящие в их мандат. Однако процесс УПО является уникальным рычагом повышения наглядности и воздействия, который заслуживает внимания и затрат времени. Вовлеченность в этот процесс дает значительную возможность — в рамках полномочий НПЗУ — максимально расширить сотрудничество и использовать согласованные на международном уровне процессы для обеспечения защиты прав человека в соответствующей стране», - подчеркивает Толекан Исмаилова, директор «Бир Дуйно Кыргызстан».
На фото: Толекан Исмаилова, директор «Бир Дуйно Кыргызстан».
“УПО тем и универсален, что охватывает все сферы прав человека. Это тот инструментарий, когда государство по истечению 5 лет делает качественный анализ по соблюдению прав человека и то, какие изменения происходят. При поддержке UPR Info, местные ОГО получают полную информацию о том, как составлять отчет по УПО через обучение по структуре и содержанию обзора. Семинар является хорошей возможностью для того, чтобы все рекомендации были услышаны и включены в обзор. Кыргызстан еще не представлял среднесрочный обзор, поэтому у нас есть хорошая возможность для создания платформы по объединению усилий по подготовке обзора в сфере прав человека, определения ключевых проблем, как двигаться дальше к их решению, предложения по устранению пробелов в реализации. - говорит Лира Асылбек, Национальный координатор УПО ОО “Бир Дуйно”.
На фото: Лира Асылбек, Национальный координатор УПО ОО “Бир Дуйно”.
Отчет УПО - это своеобразный срез ситуации с правами человека каждые пять лет, которые основываются на Всеобщей декларации прав человека, на всех договорных обязательствах, которые государство на себя приняло. УПО рассматривается в трех отчетах: первый – странновой, его предоставляет государство, второй - альтернативный отчет, который предоставляет гражданское общество, и третий готовят офисы ООН, которые находятся в стране. Анализируя все три отчета, даются рекомендации для страны на следующие периоды.
“Рекомендации УПО даются с главной целью – улучшить ситуацию с правами человека на местах. УПО был создан, чтобы каждая страна тянула другие страны наверх, - говорит Наргиза Арупова, Программный менеджер UPR Info. - Каждая страна дает рекомендации другим странам, и каждая страна тоже проходит обзор и получает рекомендации от других стран. Почему УПО - это универсальность? Все 193 страны, члены ООН, все дают и получают рекомендации. К примеру, Кыргызстан может дать рекомендации Швейцарии и получить рекомендации от африканских стран. Нет такого, что более богатые страны дают рекомендации экономически неразвитым странам. Все дают друг другу рекомендации одинаково. Поэтому это конструктивный механизм. И эти рекомендации не просто рекомендации, это те шаги, которые улучшат права человека на местах”.
На фото: Наргиза Арупова, Программный менеджер UPR Info.
Пока рано говорить о тектонических изменениях в соблюдениях прав человека во всем мире, однако отдельные позитивные сдвиги имеются.
Есть примеры того, как выполненные рекомендации УПО положительно повлияли на ситуацию в стране. Например, в Непале до недавнего времени заявить о преступлении связанном с сексуальным насилием можно было только в течение первых 35 дней с момента преступления, а после уже невозможно было привлечь к ответственности преступника.
“После этого некоторые страны сделали рекомендации для Непала в рамках УПО, и власти Непала внесли изменения в законодательство, удалось продлить срок подачи заявления о насилии до 180 дней. Это пример того, как УПО помог в улучшении с правами человека”. - приводит пример Наргиза Арупова.
УПО в Кыргызстане
Кыргызстан активно участвует в УПО с 2010 года, и уже подходит четвертый цикл предоставления отчетов. Правозащитное Движение «Бир Дуйно Кыргызстан» в партнерстве с UPR Info, Институтом Омбудсмена КР и НЦПП КР на протяжении трех лет содействует повышению потенциала правозащитных институтов и организаций гражданского общества по продвижению прав человека в рамках УПО.
С 20 по 22 июня 2022 года в Бишкеке прошел семинар по подготовке Среднесрочного отчета по выполнению рекомендаций, полученных Кыргызстаном в ходе третьего цикла УПО. Участие в семинаре приняли представители национальных правозащитных институтов, а также представители организаций гражданского общества, которые долгое время работают в различных областях прав человека.
“В Кыргызстане мы с 2019 года. С начала цикла мы делали много для наращивания потенциала, начиная от ознакомления с принципами УПО и адвокации до тренингов как для представителей гражданского общества, так и госорганов. Приятно было видеть, что все участиники активно работали на тренингах и готовы серьёзно работать. На этих тренингах мы рассматривали вопрос о том, как негражданские участники УПО могут стать активными партнерами имплементации. Не просто говорить, но и принимать участие, работать на местах, разработали стратегию действий. После этого была разработка индикаторов, чтобы проводить мониторинг. И сейчас эти три дня была разработка среднесрочного доклада”, - рассказала Наргиз Арупова.
«Кыргызстан еще не представлял среднесрочный обзор, поэтому этот семинар является площадкой для объединения усилий разных сторон в определении ключевых проблем по тем рекомендациям, которые государство приняло к исполнению» - отметила Национальный координатор БДК, Лира Исмаилова.
Руководитель аппарата Омбудсмена (Акыйкатчы) КР, Аскат Азарбеков, поблагодарил организаторов за возможность объединить усилия ОГО и госорганов, так как доклад включает информацию по разным направлениям правозащитной деятельности. Он отметил, что Институт Омбудсмена продолжает работу по подготовке среднесрочного доклада, который готов примерно на 70%, нуждается в доработке и добавлении информации по тематическим направлениям.
В чем важность УПО?
“УПО - это тот самый механизм, который помогает оценивать и понять, насколько страна продвинулась, какова реальная ситуация с соблюдением основных прав и свобод человека, - говорит Анна Зубенко, сопредседатель Гражданского союза. - Для Кыргызстана плюс этого механизма - в многосторонней оценке ситуации, не только на основе информации от государственных структур, а с учетом «альтернативного» взгляда экспертов, организаций и других независимых источников, которые ближе к обществу и знают, какие проблемы нужно устранить. Так складывается более-менее объективная картина, исходя из которой даются рекомендации. Соответственно, выполняя эти рекомендации, государство может действительно улучшить ситуацию с правами и свободами граждан”.
По мнению Джамили Капаровой, руководителя ОО Энсан Диамонд, важность участия Кыргызстана в УПО нужно рассматривать в двух плоскостях.
На фото: Джамиля Капарова, руководителя ОО Энсан Диамонд.
“Во-первых, это важно для имиджа государства - участвовать в обзорах, то что делегации ездят в Женеву, представляют национальные отчеты, рассказывают, как обстоят дела с правами человека. То есть государство показывает, что оно часть большого мирового процесса по улучшению ситуации с правами человека. И второй момент, важно, что после рекомендаций в государстве начинается процесс – пишутся национальные планы, программы, делаются планы действий, которые спускаются в министерства, аилокмоты и т.д. В конечном счете выполняя эти рекомендации, государство способствует каким-то улучшениям жизни простого человека. Важно и то, что гражданское общество, участвуя в обзорах, наряду с государством, постоянно обучается и повышает уровень защиты прав человека”, - считает Джамиля Капарова.
По мнению Толекан Исмаиловой, участие в УПО повышает уровень отечественные Национальных правозащитных учреждений.
«Парижские принципы поддерживают роль, которую НПЗУ могут играть в продвижении свободы выражения мнений в рамках процесса УПО. НПЗУ в соответствии с Парижскими принципами должны иметь полномочия инициировать расследования и следствия, получать документы и информацию из различных источников; обнародовать доклады, выводы и рекомендации; и обращаться к жертвам или тем, кому угрожает нарушение их прав, во всех частях страны. С самого начала Парижские принципы наделяют НПЗУ возможностями, которые позволяют им бороться с безнаказанностью, например, начинать расследования преступлений против журналистов и следить за ходом полицейских и судебных следствий», - подчеркивает Толекан Исмаилова.
Отчет государства и отчет гражданского общества – есть ли разница?
От государства в рамках УПО работает Секретариат Координационного совета по правам человека при министерстве юстиции. Именно сюда стекается вся информация по ситуации соблюдения прав человека из министерств и ведомств, института Омбудсмена и Наццентра по предупреждению пыток.
Алмаш Алтымышева, эксперт Секретариата Координационного совета по правам человека при Правительстве Кыргызской Республики, говорит: “Кыргызстан является членом международного сообщества, членом ООН, мы взяли на себя международные обязательства – в рамках этого добиваемся их выполнения. Участие в УПО - это участие в международных процессах, согласно которым все страны каждые 5 лет ведут диалоги о соблюдении прав человека. Наша делегация каждые пять лет представляет в Женеве отчет от государства. Это не международный суд, не совет безопасности, это диалог, на котором Кыргызстан рассматривает ситуацию и в других странах и может давать какие-то рекомендации другим странам тоже”.
“Если отчет госорганов строится на общей информации, то отчет гражданского общества основывается на конкретных кейсах. И та критика, которая звучала, тоже принималась госорганами. Надо понимать, что мы все стараемся улучшить ситуацию. Не просто критиковать, а предлагать свои шаги и свой вклад гражданского общества, что можно сделать совместно”, - подчеркивает Лира Асылбек.
По мнению представителей гражданского общества 70% рекомендаций предыдущего цикла не выполнено государством. В основном это касается борьбы с пытками и незаконными задержаниями, большой пласт прав женщин, девочек и детей, социальные права, права людей с инвалидностью.
“Полученные рекомендации в рамках УПО направляются в Секретариат, там синхронизируются и имплементируются с нашим национальным законадательством, а оттуда уже спускаем по министерствам и ведомствам. Какие-то рекомендации можно быстро выполнить, какие-то у нас и так заложены в планах, какие-то становятся невыполнимым из-за объективных факторов.
К примеру, если говорить об улучшении условий содержания в закрытых учреждениях, то эта рекомендация связана с финансовой составляющей. Минфин вносит изменения в статью на год или на 5 лет вперед, постепенно проводится ремонт в учреждениях, улучшаются условия. Таким образом, рекомендация постепенно выполняется. А вот в рамках Конвенции по инвалидам были выделены финансы, но из-за скачка курса доллара, не получается выполнить в полной мере”, - объясняет эксперт Алмаш Алтымышева.
232 рекомендации для Кыргызстана
В январе 2020 года, после представления Кыргызстаном обзора, было получено 232 рекомендаций от 89 стран ООН по улучшению ситуации с правами человека. Из них 193 были поддержаны государством, а 39 приняты к сведению. Согласно календарю третьего цикла УПО, в сентябре 2022 года наступит среднесрочный этап, а 29 сентября 2024 года будет представлен доклад в рамках четвертого цикла.
На фото: Семинар по подготовке Среднесрочного отчета по выполнению рекомендаций УПО. Июнь 2022, Бишкек.
“Все рекомендации, предоставленные другими государствами для Кыргызстана в рамках УПО, основаны на изучении реальной ситуации в области прав человека в стране и направлены на улучшение ситуации или исправление нарушений, допущенных государством в той или иной сфере, ущемляющие права и свободы граждан. На мой взгляд все 232 рекомендации актуальны и должны быть выполнены в обозначенный период”, - говорит Эдир Бова, исполнительный директор Ассоциации Таза Шайлоо.
По мнению Анны Зубенко, большое количество рекомендаций касается того, чтобы законодательство, уже принятое и формально соответствующее международным стандартам, наконец начало работать в полной мере.
“Это касается также Уголовного законодательства. Особенно по насилию в отношении женщин и девочек. Да, пересмотрены виды наказания, есть специальный закон направленный на охрану и защиту от семейного насилия, приняты соответствующие правительственные решения, и даже внедряется передовой международный опыт. Но на практике мы видим, что ситуация не улучшается. Правоприменение действительно хромает, и заставить законы работать так, как изначально задумывалось, направить усилия на реальную борьбу с насилием - это одна из важнейших задач”, - подчеркивает Анна Зубенко.
С ней полностью согласна и Джамиля Капарова:“Если все рекомендации будут исполнены, они однозначно улучшат наше положение по всем аспектам. Но большая проблема в недостатке финансирования, это и тормозит выполнение ряда рекомендаций”.
Эксперт отмечает, что механизм отчетности по правам человека в целом позитивно влияет на развитие государства.
“Этот механизм отчетности, когда государство раз в 5 лет, несмотря на наши революции, смену кабинета министров, глав аилокмотов, готовит отчет, говорит о том, что основная система госуправления остается и серьезно относится к отчету. И если бы не было механизма отчетности перед этими структурами, в данном случае перед УПО, Кыргызстан погряз бы в своем болоте. Если с нас никто не спрашивает, то мы и дальше бы загнивали в том же негативном процессе. А такая встряска, как подготовка отчета, нужна. Это долгий и сложный процесс. Спасибо международным организациям. В условиях отсутствия республиканского бюджета на такие проекты и программы, мы двигаемся и что-то делаем, благодаря их поддержке”, - говорит Джамиля Капарова.
Из внушительного числа рекомендаций УПО третьего цикла для нашей страны - 90 в области защиты прав женщин. К примеру, в отчете было заявлено о нарушении доступа этнических групп женщин и девушек к образованию.
“После этого мы получили несколько рекомендаций и, возможно, государство будет теперь работать над этой проблемой. Одно дело, когда говорят НПО и местные жители, и другое, когда говорят извне, пользуясь таким механизмом как УПО, и государство будет обязано реагировать на это”, - говорит эксперт Капарова.
Однако она отмечает, что ряд рекомендаций вообще не были исполнены.
«До сих пор не отменен список запрещенных для женщин профессий, где их около 400. Рекомендация по гарантированию прав женщин на имущество работает частично, есть движение с введением программы «Тундук», но менталитет и другие обстоятельства тормозят. Стоит отметить реализацию рекомендации об увеличении доли женщин в директивных органах. Рекомендации по продвижению женщин в политике и экономике, к сожалению, исполняются недостаточно. Кыргызстан не исполнил рекомендацию по увеличению представленности женщин этнических групп и меньшинств, которые совершенно не представлены на руководящих постах, малоактивны во время выборов. Надо обратить особое внимание на эту рекомендацию. Стоит отметить, что планируется внесение изменений в Закон КР «Об охране и защите от семейного насилия», в МВД создан отдел по профилактике семейного насилия, проводятся информационные кампании, обучающие мероприятия», - заключает Капарова.
Эксперты отмечают, что несмотря на то, что работа по исполнению рекомендаций по защите прав женщин проводится в большом объеме, нужно усилить эффективность.
По мнению Анастасии Колодяжной, координатора фонда “Жаныртуу”, в области реализации рекомендаций в защиту прав людей с инвалидностью есть определенные положительные изменения в обществе, касающиеся увеличения информированности и переход к правовому отношению. Проблемы все еще остаются, есть факты применения насилия и дискриминации. К сожалению, большие ожидания после принятия Конвенции по соблюдению прав людей с инвалидностью не совсем оправдались.
Представитель Института Омбудсмена Бурулгуль Турдуева отмечает, что положение мигрантов в РФ сложное, правозащитники совместно в Институтом активно работают над решением вопросов, в частности, процедура миграционного учета, доступ к медицинским услугам, невыплате заработной плате, все эти вопросы должны решаться общими усилиями.
Феруза Амадалиева, соцработник и руководитель проектов в области инклюзивного образования, заметила, что самое большое количество рекомендаций по правам детей – 167.
На фото: Феруза Амадалиева.
“И это справедливо, так как достаточно вспомнить, что в Кыргызстане до сих пор используется детский труд и нет современной и всеохватывающей статистики. Но есть положительные моменты — увеличение размера социальных пособий, поддержка персонального ассистента по уходу за ребенком с инвалидностью. Необходимо отметить внесение изменений в ряд НПА, принятие новых законов и программ по поддержке семьи и детей”, - подчеркивает Амадалиева.
Эксперт Эдир Бова отметил 13 рекомендаций по правам этнических меньшинств, которые получил Кыргызстан.
“В Конституции КР 2021 года закреплены и сохранены нормы о недопущении дискриминации и основных правах человека, в национальном законодательстве нет четкого определения понятия «дискриминации». Реализуется межведомственный план на 2019-2022 годы. Однако, на 1 января 2022 года процент этнических меньшинств на госслужбе составляет 4,1%, согласно закону имеется 15 % квота. До сих пор не утвержден план действий по правам человека на 2022-2024 годы”, - обратил внимание Эдир Бова.
Юрист ОФ «Благодать» Эдиль Мадмаров отметил различие статистических данных, которые приводят госорганы и правозащитники.
Камиль Рузиев, правозащитник ОО «Вентус» отмечает конкретные проблемы, с которыми он столкнулся во время ведения дел, где были применены пытки и жестокое обращение. Он также перечислил 8 рекомендаций, которые были выполнены Кыргызстаном частично.
На фото: Камиль Рузиев и Инга Сикорская.
Права человека – это коллективная обязанность
Для того, чтобы как можно больше общественных организаций и НПО участвовали в составлении альтернативного отчета для УПО, ОО Правозащитное движение «Бир Дуйно – Кыргызстан» провело ряд обучающих тренингов.
“Наша задача - привлечь региональные организации и поднять их потенциал. Для начала мы ездили по регионам и узнавали, какой приоритет прав человека в той или иной области. У нас обучение прошли 50 участников из разных организаций. Сейчас у нас группа из 20 организаций, которая принимает участие в наших мероприятиях. Таким образом получился непрерывный процесс. Мы с экспертами обучали гражданское общество, как готовить альтернативные доклады. Потом давали рекомендации для страннового отчета, проводили тренинги для госорганов”, - говорит Лира Асылбек.
Большой семинар для гражданского общества и правозащитных институтов был проведен в 2019 году в преддверии третьего цикла. Основная цель была взаимодействие с правозащитными институтами, институтом Омбудсмена, Национальным центром по предотвращению пыток. То есть усиление взаимодействия в сфере защиты прав человека.
На фото: Семинар по подготовке Среднесрочного отчета по выполнению рекомендаций УПО. Июнь 2022, Бишкек.
Вот и июньский семинар имел важное значение. Как отметила исполнительный директор БДК, Аида Байжуманова, с помощью таких мероприятий местные организации учатся составлять отчеты по УПО, обмениваются информацией и опытом. Благодаря широкому кругу участников семинар является хорошей возможностью для того, чтобы все рекомендации были детально и всесторонне проработаны и включены в обзор.
Наргиз Арупова, Программный менеджер UPR Info, подчеркивает, что улучшение ситуации с правами человека в стране – это коллективная обязанность.
“В УПО – участвуют только государственные органы, ГО и аппарат омбудсмена не могут принять участие. Но этот процесс национальный, поэтому должна быть кооперация. Все должны работать вместе. В противном случае эта работа - неэффективна. Страна дает рекомендации другой стране, и мы хотим видеть результаты на местах. Поэтому все должны работать друг с другом и сообща: гражданское общество, аппарат омбудсмена, НЦПП, государственные органы. Точно также надо больше привлекать парламент, судебную систему. Важно, чтобы и медиа знали о том, что есть такой механизм в международной сфере, что Кыргызстан дал обещание исполнять рекомендации УПО. Это коллективная обязанность. Вы все живете в одной стране и должны работать над улучшением ситуации в области прав человека в равной степени”, - заключает Наргиз Арупова.
Кыргызстан – динамично развивающаяся страна. У нас активная политическая жизнь, и общество активно вовлечено в обсуждение различных проблем. Главное сейчас - повышать потенциал наших граждан путем просвещения в области прав человека. И в этом плане Наргиз Арупова права – в одиночку ни гражданское общество, ни госорганы не смогут улучшить ситуацию. Нам необходимо объединение во всех смыслах этого слова, чтобы соблюдение прав человека стало наивысшей ценностью в нашем обществе и государстве.
Подготовила Лейла Саралаева
Фото Сахиры Назаровой