Почему в современном Кыргызстане действующая власть так настойчиво внедряет законы ограничивающие или и вовсе отменяющие конституционные права граждан? Спустя 31 год независимости в стране, некогда гордо именуемой “островком демократии”, вдруг запретили проводить митинги и марши, за критику власть имущих могут закрыть СМИ, а политиков и вовсе посадить за решетку. А власть всё туже и туже закручивает “гайки”, инициируя принятие “драконовских” законов “о СМИ”, об НКО и иноагентах. Чего добивается власть? Страха и подчинения. Чего добьется в реальности? Ненависти и неповиновения...
Власть не хочет слышать людей
Вот уже больше года действует в Бишкеке запрет на митинги. Формально митинги не запрещены, а в сквере Максима Горького, так вообще можно митинговать круглосуточно. Но толку-то? С марта 2022 года по решению Первомайского суда введен запрет на проведение митингов в центре столицы: на площади Ала-Тоо, бульваре Эркиндик (от улицы Туголбая Ата до проспекта Чуй), возле зданий Жогорку Кенеша и администрации президента, Верховного суда, посольства России, ГКНБ, а также в парке имени Ивана Панфилова и на территории сквера имени Таттыбюбю Турсунбаевой. Запрет вводится на 2-3 месяца, а потом автоматически продлевается. Последний запрет продлен до 30 июня.
По мнению правозащитницы, Азизы Абдирасуловой, запрет на проведение митингов и маршей - это грубое нарушение.
“В законе нет такой нормы, чтобы ограничили на неизвестное время, на определенное место и на участие определенных лиц”, - говорит Абдирасулова. Она называет себя соавтором нынешнего закона о мирных собраниях и напоминает историю его принятия.
- После того, как в Аксы произошел расстрел мирных демонстрантов, я в течение 7 лет принимала участие в разных инстанциях, расследованиях, судебных процессах. И тогда выяснилось, почему в Аксы расстреляли людей. Оказывается, к тому моменту у нас в Кыргызстане не было законов, регулирующих собрания, демонстрации, митинги, пикеты. До 2000 года, пока не произошло расстрела аксыйцев, Кыргызстан жил по положению Президиума Верховного Совета СССР, которое допускало применение огнестрельного оружия, - вспоминает Азиза Абдирасулова.
Нынешний закон был принят в 2012 году и прошёл экспертный анализ в Венецианской комиссии, получив положительный отзыв.
“Нынешний закон всегда хвалят, особенно на дипломатическом уровне - Министерство Иностранных Дел и ООН. Но этот закон написан не для того, чтобы власти его демонстрировали международному сообществу, и получали за это деньги в виде грантов, поддержки. Этот закон для того, чтобы он работал”, - подчеркивает правозащитница.
По поводу эффективности митинговать только в парке Горького, правозащитница отзывается скептически.
“Люди хотят митинговать возле каких-то конкретных учреждений, которые нарушают их права. Зачем идти туда? Кто их там услышит?” – вопрошает она.
В законе конкретно написано, в какие моменты можно налагать ограничения или запрет. Ограничения действуют на проведение митингов на стратегических объектах. Или пеший марш можно проводить так, чтобы не мешать движению транспорта.
“Власть не хочет слышать простых людей, не хочет решать их проблемы, не хочет, чтобы люди собирались и обсуждали. А это как чайник, когда он кипит. Если его крепко закрывать, всё равно, рано или поздно взорвётся. Пар должен выйти. Нормальные государства всегда дают возможность людям выпустить из себя этот пар. А запрет к чему может привести? Я никого не хочу пугать, но всегда запреты приводят к смене власти. У нас это кыргызстанская практика», - заключает Азиза Абдирасулова.
Власть не хочет слышать критику СМИ
Второй год в Кыргызстане действует закон Гульшат Асылбаевой “О недостоверной (ложной) информации”, по которому любой гражданин, недовольный критической публикацией в СМИ, может подать жалобу в Министерство культуры и, как говорится, “без суда и следствия” сайт этого СМИ заблокируют. Подобной экзекуции уже подверглись ряд СМИ. Министерством культуры был заблокирован сайт газеты “Res Publika”, временно блокировали сайт “24.kg». Но больше всех пострадал сайт международного радио “Азаттык”. С 26 октября 2022 года сайт этого солидного СМИ заблокирован.
Юристы с самого начала обсуждения этого закона заявляли, что данный закон противоречит Конституции и административному законодательству. Целью данного закона являются прежде всего независимые СМИ, которые публикуют альтернативную от государственной информацию и критические статьи.
Журналистское сообщество, медиа организации и правозащитники активно противостоят действию этого закона. На круглом столе, организованном Платформой действий медиа Кыргызстана 14 сентября 2022 года, было принято обращение к Жогорку Кенешу отменить данный закон или ввести мораторий на его действие. Как альтернатива, правозащитниками была предложена инициатива о приведении закона в соответствие с действующим законодательством посредством внесения в него соответствующих поправок. После разработки законопроекта о внесении изменений в Закон "О защите от недостоверной (ложной) информации" группа депутатов Жогорку Кенеша, включая Ж. Акаева, А. Мадумарова, Э. Сатыбалдиева, Г. Кожокулову, Д. Бекешева, С. Атамбаева и Ч. Айдарбекова, выступила в качестве инициаторов данного законопроекта.
14 октября 2022 года указанный документ был размещен на официальном сайте парламента для проведения общественного обсуждения, 3 февраля 2023 года документ был официально внесен в Жогорку Кенеш и зарегистрирован в соответствующем отделе. Прошли все сроки, а документ до сих пор не вынесен на рассмотрение соответствующего комитета (комитет по социальной политике).
Как видите, власть на расправу, запрет и блокировку неугодных СМИ – молниеносна. А процесс установления законности – длинный, нудный и бесперспективный.
“К сожалению, государственные органы умышленно принимают решения, направленные в итоге на снижение качества нормативных правовых актов, упрощая процедуры принятия нормативных правовых актов, делая процедуру согласования и проведения экспертиз формальной. Данный процесс необходимо остановить, иначе в скором будущем он станет необратимым, а ведь стабильность государства прежде всего зависит от стабильности и качества законодательства”, - предупреждает Чолпон Джакупова, директор правовой клиники “Адилет”.
Монополия на свободу слова у Администрации президента?
Но власть идёт дальше. На подходе закон “о СМИ”, вызревает в недрах ЖК “Закон об НПО” и “иноагентах”. Администрация президента и некоторые депутаты ЖК, словно участвуют в соцсоревновании – кто больше и точнее скопирует законодательство Российской Федерации.
Пока пальма первенства у Администрации президента и насаждаемого её госчиновниками закона о “СМИ”.
Фактчекеры издания “Булак” провели анализ и пришли к выводу, что и сам законопроект, и концепция к нему на 96% списана с аналогичного российского закона. Позже, один из инициаторов закона, Марат Укушев, руководитель правового обеспечения администрации президента КР, нисколько не смущаясь, признался, что закон скопирован с российского и объяснил это тем, что “мы вышли из советской системы права. Поэтому за основу берутся российские законы”.
То, что назрела необходимость принятия нового закона “О СМИ”, ни у кого вопросов не вызывает. Действующий был принят в далеком 1992 году и не отвечает реалиям современного мира. Но это совершенно не значит, что мы должны копировать закон у страны, в которой уже не осталось независимых СМИ.
Кроме того, за бездумным копированием должен быть анализ ситуации и прогноз последствий. Наши госчиновники любят повторять, что мантру “свобода слова – это традиция кыргызского народа и её необходимо сохранить”. В реальности идёт насаждение чуждого нам законопроекта, где есть множество рычагов давления на СМИ, от регистрации в минюсте любых сайтов до согласования публикации критики с госчиновниками, которых ты критикуешь.
В настоящий момент идёт обсуждение данного законопроекта в рабочей группе, куда помимо госчиновников вошло большое количество представителей независимых СМИ и медиаоганизаций – участников Платформы действий медиа Кыргызстана. Четыре раза представители медиа сектора вносят свои поправки в законопроект, и четыре раза юристы Администрации президента их отметают. Причем на последнем круглом столе, организованном Институтом Омбудсмена, юрист администрации Президента, Акылбек Туратбек уулу, обвинил медиасектор в затягивании процесса обсуждения и открыто заявил, что “вместо того, чтобы сразу через ЖК принять этот закон” власти обсуждают его и он “соизволил прийти на круглый стол”.
Создаётся впечатление, что нынешняя власть уверена, что имеет монополию на свободу слова. Мы, журналисты Кыргызстана, должны быть всячески благодарны, что до нас снизошли и ведут с нами диалог, а могли бы просто, ломать через колено, как это делают в других государствах.
У кого копируем? У страны-изгоя
Все эти горе-законопроекты, которые кыргызские власти с таким маниакальным усердием навязывают обществу, в том или ином виде действуют в России с 2014 года, после аннексии Крыма. Результат действий этих законов налицо – в стране нет ни одного независимого СМИ, нет гражданского общества, народ пребывает в оцепенении и страхе, а потому безмолвствует, а власть вот уже год ведёт войну с соседней Украиной. Более миллиона россиян выехали из страны из-за несогласия с военными действиями или просто из-за мобилизации. Не вдаваясь в подробности геополитики, можно констатировать, что в современной России порядок, и так называемая стабильность держатся исключительно на страхе и запретах, о правах человека никто не заикается. На международном уровне Россия превратилась в страну-изгоя.
Кыргызстан сложно назвать стабильной страной. Все 31 год независимости у нас бурлят политические страсти, митинги были нашей национальной забавой. Кыргызы всегда были бедными, но свободными. Нынешняя власть уверенно идёт по пути авторитаризма, расправляясь с журналистами, политиками и СМИ, смеющими критиковать действия властей. Сегодня кыргызы остаются бедными, но становятся ещё и несвободными.
Внедряя законопроекты ограничивающие или отменяющие конституционные права, власть пытается посеять страх в обществе. Не имея никаких других ресурсов, нынешнее политическое руководство Кыргызстана рассматривает Страх, как новый и основной ресурс, позволяющий сохранить свою власть. Это неверный путь. А пример России откровенно плохой.
Есть хороший путь для общенационального единства – слушать и слышать чаяния народа, не ограничивать свободы граждан и не предавать интересов государства. Тогда появился народное доверие. А доверие, это намного мощный, долгосрочный и конструктивный ресурс, нежели страх. Даже, несмотря на допущенные нынешней властью ошибки и промахи, общество готово к консолидации и сохранению стабильности, особенно в условиях геополитических вызовов.
Лейла Саралаева
Фото Вячеслава Оселедко