Технологии информационных войн: как это делается
Война – это насильственные действия. По-другому не бывает. А кроме того, война – это всегда тактика и стратегия. Побеждает тот, кто лучше умеет просчитать реакцию противника.
Информационный бой ведется не против населения, а против идеи, представления, парадигмы. Вроде бы. Но страдает именно объект воздействия – рядовой потребитель информации. Страдает, потому что обманут, потому что в итоге принимает позицию, которую не стал бы защищать, если бы понимал ситуацию. О тактике же и стратегии информационных войн исчерпывающе рассказывают эксперты.
Методы «народных переворотов»
Эксперт Института стран СНГ Григорий Михайлов утверждает:
- Специальные информационные операции разных типов осуществляются по приблизительно одинаковой схеме. Она предусматривает массированное политическое и информационное влияние с привлечением значительных ресурсов. Сценарии типичны.Многие применялись НАТОвским блоком на ближнем Востоке, на Украине, и все мы были тому свидетелями.
1 этап - подготовительный. Сбор информации, анализ. Определение лиц принимающих решения, составление психологических портретов, сбор компромата, составление "карт организаций", определение "болевых точек" общества и локальных сообществ. Параллельно идет подготовка лояльных СМИ, общественных деятелей. Создается контролируемая оппозиция. Обязательное условие – широкая, разветвленная сеть НПО, которые официально занимаются правозащитной деятельностью, различными проектами по преодолению бедности. Без их работы ничего не получится. Это не означает, что каждый сотрудник НПО завербован. Большинство верит, что они делают полезное дело. Но в нужный момент они все подключаются к одному и тому же информационному поводу. У них есть сторонники, те, кому помогли юридически или материально, плюс сочувствующие. Деятельность НПО обязательно публична.
2 этап. Поиск или создание информационного повода.
Необходимо некое событие. Например, подчеркнуто мирная акция протеста на площади, закончившаяся расстрелом протестующих... Обязательным условием является плотное сопровождение акции СМИ. Как минимум несколько из них должны быть лояльны "заказчикам" операции. Отмечу - сами СМИ, включая их руководителей, могут быть абсолютно не в курсе готовящейся акции.
3 этап. "Раскрутка" информационного повода - основная часть операции, нацеленная на достижение результата. В этот момент, используя агентов влияния, актуализируют протестные настроения. Важно достигнуть перехода из обсуждений в готовность действовать. Это достигается через непосредственное обращение к уже лояльным группам авторитетными для этих групп персонажами, призывающим выйти на улицу. Одновременно с этим ведется агитация, направленная на основную массу населения, т.е. "неопределившихс
Желательно обозначить символ нового протестного движения, его название. Символ должен быть простым и легко крепящимся к одежде - например, ленточка определенного цвета. Аналогично с лидерами - несколько ярких и желательно уже популярных общественных деятелей должны заявить о негодовании и поддержке протестующих.
Вышедшая на улицу группа должна быть хоть и недовольна, но подчеркнуто миролюбива. Красивые девушки, молодые люди, благообразного вида бабушки и дедушки (желательно, с орденами и медалями). Эту группу протестующих местные силовики также должны разогнать. Желательно, нарочито грубо. Как достичь подобной реакции от силовых органов? Задача решаема при наличии определенных финансовых ресурсов, неповоротливости госаппарата, а также агентов влияния в самой системе правоохранителей
Кыргызстан уязвим для любых манипуляторов
Увы, в Кыргызстане двери открыты всем информационным проектам. Наша готовность к реализации подобных проектов обусловлена рядом обстоятельств. Эксперты отмечают, что для «успешности» такого проекта нужен ряд предпосылок. Это высокий уровень коррупции, особенно бытовой, деиндустриализац
Это общая, но не единственная проблема. В начале лета в Бишкеке состоялся диалог на эту тему между экспертами, силовиками и госчиновниками, собрались аналитики под эгидой фонда «Евразийцы – новая волна». Экспертные мнения там и были озвучены. Собрались, выяснили, что государственной информационной политики в стране нет, пообещали заняться ее разработкой, а текущие наработки договорились обсудить в третьей декаде августа. Но планы остались планами. Между тем, тревога общественности нарастает. Одна из самых больших проблем – отсутствие концептуальной государственной информационной политики. Информационного противодействия Кыргызстан (в лице власти, государства) не ведет вообще. Грубо говоря, на нас нападают, а мы… «манты едим». И рассуждаем о свободе слова…
Политолог Марс Сариев констатирует:
- Сегодня полным ходом идет дискредитация структур власти, а страна не имеет концептуального центра. И эти вызовы не будут осмыслены, пока не произойдет смена элиты.
Горячий, аргументированны
- В Интернете большой объем трафика. В Китае расходуются большие финансовые средств на контролирование информации в сети. В мире насчитывается более 600 миллионов доменов. Каждый день создаются новые сайты, и если какие-то запрещаются, то часто появляются альтернативные способы доступа к ним. Невозможно отгородиться от мирового Интернета, тогда легче обрезать провода. Выработать стратегии защиты пользователей в Интернете сложно. Практически невозможно.
Государство совсем не контролирует процессы в этой сфере на сегодняшний день. Медиа-эксперт, аналитик Игорь Шестаков обрисовывает ситуацию:
- Кто платит, тот и заказывает музыку. В Кыргызстане из госбюджета на информационную политику не потрачено ни сома. Финансируют нас в этом вопросе с Запада.
Заместитель министра культуры, информации и туризма КР Айнура Темирбекова не без основания считает, что государству нельзя инициировать некоторые вещи:
- Государство не будет выступать с инициативой ужесточения законов, касающихся информационного поля. Это может вызвать самую непредсказуемую реакцию в обществе. С инициативой должно выступить профессиональное сообщество, то есть, журналисты.
Проблем – непочатый край. Сегодня никто даже не пытается взять ситуацию в свои руки, а психологическое наступление на кыргызстанцев тем временем продолжается.
Как кыргызстанцам уберечься от дезинформации и пропаганды?
Выходит, оставаться информационно трезвым – персональная задача каждого гражданина. Что делать, чтобы не стать законченной, слепой жертвой манипуляторов? В принципе, общие рекомендации существуют. Вот что говорят эксперты:
«Старайтесь читать, а не слушать или смотреть. Когда человек читает, он мыслит критичнее, и его не так просто ввести в заблуждение.
Помните приемы манипулирования и подмечайте их в жизни. Как говорилось выше, если вы обнаружили манипулирование, то оно уже не сработало на вас.
Не доверяйте безусловно ни одному источнику. Если вы избежали пропаганды одной стороны, это не значит, что вы не станете жертвой пропаганды другой стороны.
Также помните, что информационные войны ведутся поэтапно. Поддер
От редакции добавим, что в любом общественном обсуждении есть смысл участвовать только тогда, когда у вас есть факты, а не эмоции и слухи. Особенно в социальных сетях, ведь это то место, где проще всего стать марионеткой в чужой отнюдь не безопасной игре.
Подготовила Светлана Бегунова