Благотворительность – явление почти такое же древнее, как человеческая цивилизация. Рука помощи, протянутая страждущему – это ли не надежда на победу добра над злом? Однако подводных рифов в этой сфере так много, что нырнув в эту благородную заводь, едва ли выберешься живым. В том смысле, что едва ли сохранишь способность и потребность сочувствовать и помогать.
Впрочем, людей, которые знают все, как есть, и тем не менее взваливают на себя тяжелейший крест координации благотворительных проектов, достаточно. Они не афишируют свою деятельность и не очень хотят давать публичные комментарии, просто потому, что это усложнит работу, которая и без того нелегка. Однако все же делятся выводами, иногда анонимно. Накипело.
Кому в Кыргызстане жить хорошо?
Легче и приятнее всего в этой системе… жертвователю. Он обычно просто дает деньги (или вообще старые вещи, ненужный хлам), и чувствует себя удовлетворенным. Ощущение благого дела, растущая самооценка, укрощения чувства вины за свое личное благополучие – психологический результат для жертвователя. Социальная смерть, иждивенческая психология, деградация – частые последствия для тех, кто пользуется дарами, щедрыми и не очень. Полное эмоциональное выгорание, депрессия, фобии, моральное очерствение, постоянный психологический дискомфорт – это удел работников благотворительной сферы. Тех, кто берет на себя координацию, распределение, волонтерскую работу, тех, кого чаще всего подозревают в неблаговидных делах (и, как правило, несправедливо), тех кому не повезло. Кто не смог никак себе объяснить, что это не его забота – спасать. Вот им приходится хуже всего.
Проблемы в сфере благотворительности очень синхронные, как у нас, так и у ближайших соседей, в России, в Казахстане. Разве что с некоторыми нюансами. У нас в стране не развита сеть благотворительных фондов (у которых есть жертвователи, солидные проекты, стабильная связь с донорами), они есть, но погоды не делают, основная благотворительная активность проходит через соцсети, основные средства поступают от частных лиц. Источники информации и площадки для сбора средств – это форум Diesel, Facebook, Одноклассники. Есть проекты, инициированные и поддерживаемые СМИ. Благотворительный раздел на Diesel-е известен едва ли всем кыргызстанцам, волонтеры оттуда – уже профессионалы. Нахлебавшиеся помоев полной ложкой. Какие проблемы есть у этих людей?
Проблема 1: недоверие
- Господи, вы не представляете, сколько раз нам приходилось оправдываться, доказывать, что мы не воры. Любые претензии по нестыковкам – к нам. Разумеется, каждый жертвователь не только вправе, но и обязан знать, куда ушли его денежки. Но у нас не принято проверять, принято сразу обвинять, - делится Наталья, волонтер с огромным стажем, бывший руководитель одного из благотворительных проектов. – Раз в неделю стабильно появляется желание все это бросить ко всем чертям, но посмотришь в глаза больных детей, и… Я не знаю, что надо сделать, чтобы не быть объектом подозрений. Мы предоставляем отчеты до копейки, я лично не знаю ни одного случая, когда что-то прилипло к рукам наших девочек, а случаев, когда они принимали огонь на себя знаю тысячи. В конце концов, ведь это не нам надо! Но шишки и недовольства достаются нам. Всегда.
Нияз Аксанов, предприниматель и волонтер, сейчас живущий в России, видит причину в излишней пафосной настойчивости координаторов:
- Единственно доступным и самым эффективным инструментом распространения информации многоуважаемые коллеги и те, кто ими притворяется, пользуются так яростно и с упоением, что в соцсети уже соваться страшно. Сплошное помогай-помогай и спешите причинить добро, 24 часа, 7 дней в неделю. Это просто жуть какая-то, товарищи. Избыток информации, тем более подаваемой назойливо и принудительно, рано или поздно вызывает отвращение к предмету. Не далек тот день, когда отвращение примет массовый характер. Любой рынок живет по синусоиде, вверх-вниз. Предыдущие пять лет были годами бурного роста частной благотворительности. И благотворители доигрались до того, что сами сдвинули кривую вниз – никакие кризисы не сократят участие обычных людей в финансировании благотворительности так сильно, как чрезмерная активность благотворителей.
Проблема 2: мошенники
О профессиональных попрошайках, мошенничествах с фондами, кражах благотворительных средств даже не хочется говорить. Размах мошенничества вокруг благотворительных акций таков, что хочется зажмуриться и уйти на цыпочках.
- Был у нас пациент. 18 лет, талантливый парень. У него обнаружился рак желудка на 4-й стадии и сказали, что проживет он от силы месяц.
Он долго не хотел лечиться, говорил, что это все равно бессмысленно. Уговорили.
Химиотерапия вставала в кругленькую сумму, которой у его семьи не было. Поэтому
был создан минифонд помощи, куда добрые люди жертвовали, кто сколько мог. В
качестве подтверждения выкладывали в соцсети фотографии и сканы медицинских
документов и чеков. Собрали довольно много, начали лечение, и самочувствие
парня улучшилось. Прошел обещанный месяц, прошло полгода... Мы научили его
играть на пианино, вместе учили французский, ели приготовленные нами же суши и
никогда не говорили о смерти.
Через несколько месяцев мы увидели у вокзала тетеньку, с самыми искренними
слезами на глазах умолявшую дать денег на лечение сына. И в руках она держала
распечатки с наших документов и фотографии нашего пациента. И самое страшное
вовсе не то, что мы видели эту женщину впервые. Саша умер, месяц как. Мы ездили
забирать из морга его тело и сами организовывали похороны. Пытались пристыдить,
обращались к милиции... впустую. Оказалось, можно бороться с раком, но не с
людьми. Мы искренне благодарны тем, кто жертвовал деньги. Но вряд ли кто-то из
нас будет помогать случайным людям, потому что мы больше не верим никому, - рассказывает
Александр, завсегдатай благотворительного проекта на форуме Diesel.
Как без потерь пережить подобный удар, ответа нет. Поэтому в рядах волонтеров остаются самые стойкие.
Проблема 3: непрофессионализм и стрессы
- Люди полны энтузиазма и совершенно не думают, что делают. Вот эти акции, сейчас близится Новый год – собрать игрушки и сладости и повезти в детские дома. А нужны ли там эти игрушки и сладости? Да, примут на «ура», расцелуют в обе щеки, хором скажут «спасибо». Потом пойдут менять на сигареты в ближайший комок. И у них сильно усугубится иждивенческое настроение, которое им жизнь ломает. Этим детям нужно общение. Нужны реальные волонтеры, которые будут приходить и играть с ними, работать с ними. Это им жизненно необходимо. А эти игрушки – это акция для того, чтобы поднять самооценку дарителей. От них только вред, - утверждает Александр.
Что с этим делать? А. считает, что как можно больше писать в прессе и объяснять людям, что к чему. Невежество можно победить только ликбезом. Душевную черствость, психологическое выгорание – ничем.
- Многие просто откупаются от проблем, от своего внутреннего дискомфорта. Это неправильно, хотя лучше так, чем никак, - рассказывает Наталья. - Еще ужаснее дрязги внутри групп координаторов. Там такое начинается иногда!.. Я знаю, это все стресс, нагрузки, но сохранить между собой нормальные рабочие взаимоотношения иногда бывает архитрудно.
Проблема 4: сами получатели средств
- Иногда встречаются ситуации, когда родители начинают сборы и когда к ним начинают поступать деньги, они не могут остановиться. Понятно, что это испытание, иногда, когда у человека не было в жизни суммы больше двух-трех тысяч долларов, а тут на его карточку приходят значительные суммы, то удержаться от соблазна некоторым людям бывает трудно. Почему бы не собрать еще немного? Сначала это мотивируется тем, что – вдруг какая-то непредвиденная ситуация, мало ли что. Потом тем, что – это же нам отправляют, почему я должен отказываться? Я не буду писать, что сбор закрыт, подожду еще немного… Деньги ведь всегда пригодятся. И такие родители уже не обращают внимания на темы в социальных сетях, соседние с их просьбой о помощи. Темы, в которых такие же родители просят помочь таким же детям. Они уже не могут остановиться… Очень трудно это говорить. Но надо как-то искать пути…, - говорит Аружан Саин, директор фонда «Добровольное общество «Милосердие», который работает на Казахстан и Кыргызстан.
Нияз Аксанов приводит еще более грустные факты:
- Как-то, работая в благотворительном фонде, я взялся просчитывать проект
социализации мам-инвалидов. Суть проекта была в следующем:
- фонд оплачивает спецкурс ухода за тяжелобольными детьми для студенток
медучилища; студентки получают допобразование, но обязаны год отработать
сиделками-няньками на дому у подопечных фонда;
- мамы получают бесплатных нянек, но должны выйти на работу, причем вбелую - с
официальным трудоустройством и всеми сопутствующими документами;
- фонд еще и помогает мамам в трудоустройстве, по крайней мере у нас больше
шансов нормально поговорить с руководителем предприятия;
- мама должна не просто выйти на работу, она должна проработать минимум год, и
зарплата должна быть больше суммы пособия по уходу за нетрудоспособным + два реальных
прожиточных минимума + средняя по городу зарплата сиделки.
Варианты таких трудойстройств были. Студентки медучилища согласились с огромным
энтузиазмом. Угадайте, какое количество мам выразило готовность
переквалифицироваться из несчастной мамочки крохотного страдающего ребенка в
полноценную и самостоятельную единицу общества, способную кормить себя, своего
ребенка и содержать сиделку? Правильно, ноль. Аргумент был просто убойным:
никто не сможет ухаживать за моим малышом так, как я. Давайте вы просто будете
отдавать мне ту зарплату, которую собирались платить сиделке, а я так же буду
сидеть дома. Теперь догадайтесь, каков среди участниц несостоявшегося
эксперимента процент собирательниц денег на лечение в соцсетях. Верно, сто
процентов. Паззл сложился?
И все же эти люди продолжают собирать и распределять благотворительные средства. Десятки детей, стариков, взрослых оказываются в результате реально спасены от смерти.
Для чего я все это тут собираю? Чтобы обратиться к читателям с одной просьбой: поддержите их, тех, кто занимается благотворительностью каждый день. Не бейте их по рукам своей черствостью, недоверием, бездумным энтузиазмом. Если не хотите и не можете помочь как следует и полноценно – пройдите мимо. Или дайте денег. Только сначала посмотрите и подумайте трижды, на что, кому и куда.
Подготовила Светлана Бегунова