Бедность, карантин, проблемы в семье, ссоры с родителями и учеба онлайн. COVID-19 стал еще одной причиной возросшего количества фактов подросткового суицида в Кыргызстане. С 25 марта по 13 апреля зарегистрировано 13 случаев.
Оперативно остановить проблему в Иссык-Кульской области удалось активистам, инициаторам проекта «Ты не один!». О том, как работает проект, какие особенности работы и будет ли полезен этот опыт в целом стране, наш разговор с инициатором проекта Банур Абдиевой.
- Банур, расскажите, как появилась идея проекта.
- Коронавирус, который никто не ожидал ни в мире, ни в Кыргызстане, обнажил очень много проблем в обществе. Расцвело буйным цветом семейное насилие, мы узнали о том, сколько в нашем обществе бедных семей, которые живут только ежедневным заработком. Мы увидели, насколько сложно обстоит дело с системой образования, когда всем пришлось перейти на онлайн-обучение. И неизвестно до сих пор, кто больше стресса получил: дети, родители или учителя. Каждый день все жадно следили за тем, сколько людей заболело, и оказалось, что за первые две недели карантина только один человек скончался от COVID-19, в то время как 9 подростков совершили суицид, причем шесть из Иссык-Кульской области. Этот возраст особенный в жизни каждого человека, он сензитивный. И представив, что можно было предотвратить эту ситуацию, я подумала о том, что общение или какое-то слово могло спасти. Должен быть кто-то, кто мог бы с человеком поговорить в сложный момент. И может быть, это предотвратило бы трагедию.
- В чем смысл проекта?
- Я подумала, что нам потребуется много волонтеров, которые будут общаться с подростками посредством мобильной связи. Через замгубернатора мы вышли на органы образования, в результате все районные отделы образования Иссык-Кульской области прислали списки ребят, которые, по мнению социальных педагогов, находятся в такой ситуации, когда им требуются внимание, общение, помощь в подготовке домашних заданий. Мы получили эти списки и начали работать. Начали искать волонтеров из категории «друг» - молодых людей, которые проявили себя в каких-то проектах. Это должны были быть ребята, готовые общаться на равных с подростком. Я просто сделала объявление на своей странице, и буквально за сутки к нам поступило более 150 заявок. Также нам требовались волонтеры категории «куратор», которые осуществляли бы коммуникацию внутри проекта и соединили бы свой опыт с молодостью ребят из категории «друг». То есть на каждые пять волонтеров мы назначили одного куратора. Он отслеживает ситуацию, держит руку на пульсе и при необходимости соединяет подростка и волонтера с другим волонтером, категории “эксперт”. Эксперты - это те люди, которые непосредственно имеют бэкграунд в сфере психологии, педагогики. Это именно те люди, которые могли бы заниматься непосредственно психологической помощью, терапией или вмешиваться тогда, когда это нужно. Ну и самая малочисленная группа, которую мы набрали, это категория «звезды». Это те люди, которые известны в нашем обществе, творческие личности, певцы и артисты. Творчество помогает, оно заряжает энергией не только человека, который поет, но и людей, которым он это адресует. В результате мы набрали 123 волонтера категории “друг”, 23 куратора и 19 экспертов.
- Расскажите о подростках. Охотно ли они шли на это общение?
- Мы получили списки 388 детей по Иссык-Кульской области, а волонтеров было 123, соответственно всех детей мы не могли охватить. Мы сделали акцент на подростках с 7-го по 11-й классы, потому что это самый сложный возраст, кроме того, именно им требуется больше внимания, с точки зрения подготовки к экзаменам, подготовки к поступлению. Сейчас у нас стабильно работают 106 пар подросток-волонтер, у некоторых волонтеров по 2 подростка.
На фото: Консультация волонтеров с куратором по скайпу
- Как происходит общение?
- По-разному. Самое главное - это первый разговор. У нас есть замечательные эксперты, среди них я хотела бы особо отметить нашу соотечественницу Курманжан Курманбекову, она закончила Тюбингенский университет в Германии, сейчас работает практикующим психологом в Центре беженцев Германии. Она совместно с другими экспертами разработала подробную инструкцию первого разговора. Мы уважаем любое мнение и решение подростка, поэтому, если он говорит, что не хочет общаться, то соответственно мы не будем навязывать общение. Если он говорит, что не знает, хочет ли он общаться или нет, то мы раскрываем ему аргументы, чем может быть полезно это общение. Но если он говорит, что хочет общаться, тогда и начинается общение.У нас есть методическое руководство о том, как нужно разговаривать с уязвимым подростком, какие темы затрагивать, как можно этот разговор разнообразить, какими активностями, рисованием, просмотром какого-нибудь фильма или разговором о профессии. Тем очень много, это руководство колоссально помогает и упрощает общение. Конечно, сложно предполагать, что наши волонтеры взяли это руководство и следуют только ему, потому что любой разговор предполагает тот самый момент, ту самую ситуацию, в которой находится и волонтер, и подросток, когда возникает доверие. И после этого они могут разговаривать о чем угодно, даже о любви, о парнях и девушках.
- Можете поделиться, каких успехов добились ваши волонтеры?
- Главный успех - это приобрести друга в тот момент, когда весь мир спрятался по своим квартирам, домам. Успех и в том, что у нас сформировано 106 устойчивых пар, волонтерам удалось достучаться до сердец детей, это не то чтобы успех, но проявление человечности. Это такой шанс для самих подростков расширить свой мир, который в тот момент замкнулся в четырех стенах. А для волонтера - приобрести друга, они же в основном городские ребята, часть из них студенты, которые сейчас учатся в Европе на бакалавриате или в магистратуре. Они тоже оказались запертыми в своих кампусах или квартирах. Мысли их, конечно, о Кыргызстане. Поэтому общение и дружба с сельским подростком - это возможность увидеть сельскую жизнь.
Многих подростков мы обеспечили смартфонами. Часть бишкекчан передали свои б/у смартфоны, а 35 современных качественных новых смартфонов для нуждающихся мы закупили на деньги, которые благодаря платформе gofindme собрали наши соотечественницы Асель Дооранова в Голландии и Салия Бостериева в Канаде. Также часть телефонов пришли благодаря студентам Улукбеку и Биназир из США. То есть люди по всему миру собирали деньги, и мы купили смартфоны очень хорошего качества, раздали ребятам, и теперь они учатся, читают и общаются благодаря этим смартфонам. Я хочу отметить Мээрим Доктурбекову, нашу замечательную волонтершу, она договорилась с бизнес-компанией, которая занимается подготовкой выпускников к ОРТ. И благодаря упорству Мээрим эта бизнес-компания согласилась подготовить 10 ребят из проекта бесплатно к поступлению в университеты. Очень ждем результатов, вот тогда это будет реальная история успеха. Следует отметить вклад Риты Карасартовой, директора Агентства начального профессионального образования. Она у нас куратор на волонтерских началах, пожертвовала несколько б/у телефонов своей семьи. Также она организовала конкурс, который предполагает написание эссе или снятие видеоистории о своей будущей профессии. По итогам конкурса у ребят появится возможность поступить в любой из 99 профессионально-технических лицеев Кыргызстана и приобрести техническую специальность. И ребята активно пишут. Один парень написал о том, почему он хочет стать поваром, а другая девушка-подросток сняла видео о том, почему хочет стать парикмахером.
Были и такие случаи, когда мы буквально “поставили на ноги” органы местного самоуправления, ОПСД. Эти случаи связаны с насилием в отношении подростков. Волонтерам пришлось вмешиваться.
-То есть дети сами рассказали об этом?
- Волонтер заметила очень тревожный статус в «Инстаграм». Было важно отреагировать в тот же момент, когда мы прочли этот статус. Потом еще был один сигнал. Позже девочка призналась, что отчим выгнал из дома её и мать. Мы подключили органы местного самоуправления и разрешили ситуацию. Второй случай касался насилия в семье со стороны матери, девочка подверглась избиению. Нам удалось определить девочку в кризисный центр.
- Как дети менялись в ходе проекта?
-Дети менялись. К примеру, они учились общаться согласно принятым правилам. Они приобретали новые привычки. У нас был конкурс видео. Волонтер и подросток должны были показать, как они развиваются вместе. Было много интересных историй, как они, находясь в разных точках Кыргызстана или даже мира, вместе занимаются спортом, читают книги, обсуждают какие-то проблемы, ставят перед собой какие-то челленджи. У нас есть одна волонтер, Айпери Болотжанова, с девушкой-подростком она занимается таэквондо. То есть она показывает приемы, и подросток повторяет. Есть примеры, когда происходит общение на уровне сестер, то есть они говорят, что мы не друзья, а сестры, которые доверяют друг другу какие-то свои секреты. У подростков вырабатываются новые полезные привычки, приобретаются коммуникативные навыки, построение партнерских отношений, умение задавать вопросы, выполнять обещания. Я думаю, что изменения есть.
- Подобный проект впервые в Кыргызстане?
- Да.
- Нужно ли продолжать его после карантина?
- Мы его продолжаем. Конечно, некоторые выйдут из этой инициативы, у нас уже были такие случаи, и мы уважаем их решение, потому что это непросто. Но я уверена, что очень много пар у нас сохранятся. И даже если волонтер выходит из инициативы, он пишет заключительное письмо, и потом мы выбираем нового волонтера для подростка. Но они выходят из проекта с обещанием, что хотя бы раз в год будут отправлять письмо друг другу, может быть, на день рождения или на Новый год с какими-то пожеланиями. Это не просто бесследный выход.
- Проект полностью на волонтерских началах, или кто-то вам помогал?
- Мы благодарны фонду “Сорос Кыргызстан”, который поддержал нас, закинув по 400 единиц на мобильные телефоны для всех участников этой инициативы. Благодаря им они общались, но когда единицы закончились, то это уже был вклад собственный. А в остальном это полностью волонтерская инициатива.
- Как вы думаете, нужно ли по всей стране организовать такой проект?
- Думаю, что это было бы важно. Я уже получала звонки из Министерства образования, там высказали заинтересованность этой методикой, и мы готовы делиться, потому что у нас очень много материалов накопилось. У нас каждую неделю проходят по два семинара на разные темы. Их проводят известные психологи из Германии, а по пятницам к нам присоединяется доцент кафедры психологии Оренбургского медицинского университета Ирина Сергеевна Якиманская, она возглавляет ассоциацию психологов Оренбургской области. Она проводит очень интересные и полезные семинары для наших волонтеров. Мы готовы всем делиться, как начинать или внедрять эту инициативу. Это может происходить в любой из областей Кыргызстана.
Интервью вела Лейла Саралаева
Из эссе волонтера инициативы «СенЖалгызЭмессин» Нурлизы Анарбековой
На фото: волонтер Нурлиза
Вступая в ряды волонтеров, чтобы помочь нашим подросткам в это тяжелое для нас всех время, я думала просто помочь подростку став виртуальным другом. Но подружившись с моим подростком, Дианой, я приобрела нечто большее чем дружба. Я приобрела "Младшую Сестру". Я по сей день помню наше знакомство по телефону, она меня сразу притянула своим веселым, позитивным приветствием. Диана в первый же день нашего знакомства пригласила к себе домой в Тосор. Этим приглашением она очень обрадовала. Так как перед тем как начать свою волонтёрскую деятельность я очень переживала, думая о том, какая ответственность на мне лежит и смогу ли я справиться с этой непростой задачей. И тем более это моя первая волонтерская работа. Но, мне очень повезло с моим подростком. В последующие дни нашего общения Диана призналась, что я ей понравилось общаться сомной и каждый день она ждет моего звонка. От ее признания у меня на душе так тепло и радостно, а на глаза навернулись слезы. Я могу уверенно сказать, общаясь с ней, я многому научилась, несмотря на то, что она младше меня на 8 лет.
На фото: подросток Диана.
Данный материал поддержан в рамках проекта «COVID-19 - Медиа кол кабыш» Фонда «Сорос-Кыргызстан». Содержание данного материала является предметом ответственности редакции «Новые Лица» и не отражает точку зрения Фонда «Сорос-Кыргызстан».