«Беглый детдомовец» и «собиратель подарков»: почему так эгоистичны нынешние дети?

13:19, 29 Января 2018

Два вопиющих случая с участием мальчишек взорвали недавно кыргызстанский сегмент социальных сетей.

Первая история началась еще 27 декабря. В этот день пользователь Facebook Мурат Калмырзаев написал, что его жена увидела в подъезде дома маленького плачущего мальчика. Малыш рассказывал очень трогательную историю: как сбежал из детского дома, где его уже два месяца не навещает мама, которую лишили родительских прав, как отец уехал в Россию и бросил семью, как он уже несколько дней скитается по городу и ест снег. Рассказ был душещипательным, подробным и ярким. Конечно, он тронул душу автора поста. Пользователи вместе с Муратом принялись наперегонки устраивать судьбу мальчика (как выяснилось, ребенку уже исполнилось 11 лет). А через некоторое время оказалось, что… мальчик сбежал из благополучной семьи, отец и мать пылинки с него сдувают, а из дома он ушел потому, что обиделся. Родители слишком долго тянули с покупкой нового телефона, вот малец и подался в бега.

Правду выяснили в ОО «Центр защиты детей». С журналистами информацией поделилась специалист по защите прав несовершеннолетних Фатима Алаярова, которая сказала: «Мы уже в этой сфере работаем более 20 лет. Конечно, это наложило свой профессиональный отпечаток. Когда видим ребенка, можем зачастую на глаз узнать о его положении. То, что Алмаз - ребенок домашний, а не детдомовский, мы поняли сразу. Он очень развитый, смелый, ухоженный. Кроме этого, есть еще много других факторов, свидетельствующих о том, что у него есть семья». Все закончилось по-новогоднему хорошо, ребенка вернули родителям, пережившим, конечно, безумные деньки. Но осадочек остался у всех. Как-то невольно мы все оглянулись на собственных детей с подозрением. Кто его знает, что за мысли бродят в этих юных головах.

Вторая история вроде бы ничем на первую не похожа. Еще один десятилетний житель столицы проявил недюжинную сообразительность. В преддверии Нового года он написал письма с просьбой о подарке нескольким чиновникам. Чтобы уже наверняка. Послания малыш отправил с идентичным текстом: рассказывал о своих достижениях в уходящем году, примерном поведении, жаловался, что его предыдущие письма Деду Морозу остались без ответа. В каждом письме присутствовал рефрен: «Папа говорит, что вы очень профессиональный, интеллигентный и порядочный человек. Поэтому, если можете, подарите мне новогодний подарок». Юный «политтехнолог» в расчетах не ошибся, на призыв откликнулись все, кто получил послание. Директор КТРК Илим Карыпбеков, министр культуры Султан Жумагулов и глава Нацэнергохолдинга Айбек Калиев не сговариваясь откликнулись на письма мальчишки, купили игрушки, а позже, пресс-службы опубликовали письмо и фото малыша с подарками и своим руководством в социальных сетях. Однако пользователи соцсетей заметили, что герой-то один и тот же, как и тексты предновогодних писем. В общем, пацан оказался не промах.

Этот случай, конечно, скорее забавен, чем тревожен, но это только на первый взгляд. Что происходит с нашими детьми, почему они такие? Откуда в них столько откровенного эгоизма, почему они ни с чем не считаются? Какие они вообще, сегодняшние дети? Почему так отличаются от нас? Как искать с ними общий язык? На эту тему мы решили поговорить с психологами и священнослужителями.

«Каждое поколение взрослых во все века говорило, мол, куда катится мир, что происходит с детьми, они изменились, они другие. Но парадокс нашей сегодняшней ситуации в том, что нынешние дети действительно другие. Мы живем в эпоху смены форматов культуры и мышления. Последний раз подобное случалось в XVI веке, когда началась эпоха Возрождения и появилось массовое книгопечатание. Тогда на фоне развития науки, появления аналитического, книжного сознания возникли мы как новый тип людей. С появлением массовой книги люди стали говорить и думать по-печатному, и это очень сильно изменило мир и человека. И мы с вами переживаем такой же слом культур. Теперь цифровой», - говорит Марина Битянова, директор Центра психологического сопровождения образования «Точка пси», кандидат психологических наук.

Битянова считает, что в наших с вами головах людей с высшим образованием XX века информация упаковывается в логические цепочки. Чем человек образованнее, тем длиннее и сложнее эти цепочки. Кроме того, мы, выстроив какую-то последовательность, потом вырабатываем к ней отношение – сравниваем со своими ценностями. А у детей наших клиповое мышление. Это означает, что у человека в голове живут такие целостные объекты, в которых соединяются образ, мысль и ценность. В сознании такого человека хранится очень краткая понятийная справка, что такое этот предмет или явление: это сразу и зафиксированный зрительный образ, и встроенные туда эмоции и отношение. Таким образом, влияние ценностей не снижается, а просто по-другому реализуется. А мы пытаемся «воспитывать» детишек по старинке.

«Негативная черта клипового сознания состоит в том, что там срастись может что угодно, и белое станет черным. Принимать в расчет не только себя в рамках этого способа мышления трудно. Нет ориентиров. Если нет критичности, то наши дети этого даже не заметят. Соответственно, основной целью и родительского общения, и образовательного процесса должно стать воспитание критичности», - считает Марина Битянова.

Вообще-то у эгоистичности наших малышей есть и другие корни. Психологи утверждают, что причиной этой тенденции зачастую становятся сами родители и общественная мораль, которая в последнее десятилетие ориентирована на психологию потребления. Современные идеалы формируют «забавный» ценностный ряд: изворотливость, предприимчивость, готовность и способность обмануть. Многочисленные психологические исследования показали, что у детей чувство социальной справедливости и забота о благе других людей появляются в возрастном промежутке от 5 до 7 лет. В младшем возрасте почти все дети склонны вести себя абсолютно эгоистично. Это естественно, но не должно оставаться в таком виде и дальше. А если после 5-7 лет ребенка продолжают усиленно опекать (что мы сегодня и делаем), при этом предоставляя воспитание телевизору, который показывает, как обмануть и преуспеть, то ребенок как бы капсулируется в своем «малышовом» состоянии, застревает и застывает в нем. Заботиться об интересах окружающих ему просто незачем. И даже братьев и сестер у него все чаще нет.

«В современной культуре детей мало. Семьи маленькие. И дети становятся их центром. Все ради детей. Все для детей. С одной стороны, это даже хорошо – многое продумано: удобные съезды и заезды для колясок, игровые комнаты, опять же сами коляски, слинги, игрушки. С другой стороны, получается, что дети растут эгоистичными потребителями. Если они находятся в центре семейных отношений, словно божества на алтаре, то иначе и не получится. В Китае, где большинство семей растят только одного ребенка, есть даже название этому явлению – «Маленький император». Это как раз о поколении детей, которых любили за всех, кого не смогли родить. И старались дать все то, что могли бы дать большему количеству детей. В Италии раньше был очень моден такой подход: когда дети – центр семьи, и все под них подстраиваются. Но это повлекло множество проблем впоследствии. И были созданы специальные институты возрождения именно семейной культуры, помогающие семьям определить верное место для детей. В большинстве мировых стран сейчас тоже это происходит. Все ради детей, все для детей. В торговых центрах уже почти половина магазинов – детские. Мать не купит себе нового платья, но купит триста игрушек своему детищу», - пишет известная российская писательница Ольга Валяева.

Заботиться о ребенке важно и нужно, но разумно, считают психологи. Чрезмерная опека и удовлетворение любых материальных желаний малыша зачастую перерастают в глобальную проблему, источником которой являются чаще всего папы, мамы и бабушки. Когда в возрасте трех лет ребенок не обучен элементарным приемам самообслуживания: надеть тапочки, покушать – он не захочет научиться этому и в четыре года, в пять лет и старше. Первопричиной не является лень, все таится гораздо глубже – отсутствие стимула. Как известно из психологии развития личности, словосочетание «Я сам» - это не что иное как внутренний порыв к проявлению самостоятельности, попытка указать на свою значимость, чему-то научиться. Ребенку, за которого все всегда выполняют взрослые, это не нужно. В этом нет надобности, как результат – нет и желания. Есть желание только потреблять – тем паче, родители наперегонки бегут к чаду с игрушками и гаджетами. Так в семье подрастает инфантильный эгоист. Он ничего не хочет осваивать, ни о ком заботиться, не хочет развиваться, а если и хочет, то не знает, как, потому что он не научился определять, куда ему идти. Всегда кто-то принимал за него решения. По сути, такая личность является морально и психологически не защищенным объектом. Ему нечего противопоставить обществу потребления, которое встречает его за порогом дома. Не умея принимать решения самостоятельно, маленький человек лишается возможности движения в конкретном жизненном направлении. У него нет пространства, нет мотивов. Есть замкнутый семейный круг, в котором нет надобности действовать, анализировать, оценивать ситуацию и обстоятельства. И малыш выбирает «простой путь»: шантажировать родителей побегами из дома, потребовать подарков у чиновников, убежать от ответственности.

На эти причины наслаиваются и требования к поступлению в школу. «Современное общество требует от детей ранних успехов в учебной деятельности. Нагружая ребенка занятиями или только обучающими играми, не предусматривающими коллективного сотрудничества, взрослые не понимают, что обрекают своего ребенка на одиночество. К ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования, поэтому родители в первую очередь озабочены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая и познавательная. А между тем именно в игре ребенок активно познает мир, который его окружает, беря на себя разные роли и обучаясь общению, взаимодействию с окружающими людьми. Мы же, ссылаясь на опасность нынешнего мира, всячески огораживаем ребенка от игры со сверстниками», - говорит методист системы образования Ольга Чеховская.

Что же нам, родителям, делать? Ответ, на самом деле, лежит на поверхности. Нет, идеальными родителями, устранившими все проблемы века нынешнего, мы не станем. Но вот немного помочь своим детям можем.

«В недалекие советские времена люди точно так же работали, уставали, но, придя домой, ухитрялись еще и построить с сыном кормушку для птиц (к примеру). Нынешние родители хоть и близко физически со своим чадом, но и далеки от него в плане духовном. Маме и папе легче включить малышу телевизор или компьютер, чем почитать ему книжку или поиграть с ним. Мол, у меня и без тебя дел полно. Да, не спорю, к этому предрасполагает нынешнее время, время суеты и бега вперед, но должны быть минуты, когда мы остановимся и увидим рядом своего беззащитного ребенка. И мы обязаны отложить все, оторвать его от увлекательной компьютерной игры или просто поговорить с ним, расспросить, посоветовать и поддержать. А потом… отпустить. Решиться – и дать ему контактировать с современным миром. Не прожить жизнь за него, не опекать его чрезмерно, а потрудиться душой и помочь ему. Внимание и опека – не одно и то же», - говорит православный священник отец Александр. В этом вопросе между исламом и христианством расхождений нет. «Мы стали мало заниматься детьми и много их баловать и опекать. Но пустоты в природе не бывает, и если мы не занимаемся детьми, ими займется кто-то другой. Или они займут себя чем-то таким, что нам не понравится. А если они не умеют противостоять никаким вызовам этого мира, если мы их не научили, то они будут поддаваться любым соблазнам», - сказал как-то муфтий Кыргызстана Максат Токтомушев. Наверное, они правы. Ничего радикально особенного в нынешних детях нет. Им надо всего лишь немного больше разумного подхода и мудрого внимания. От нас. От родителей.

Подготовила Светлана Бегунова 

© Новые лица, 2014–2024
12+
О журнале Контакты Рекламодателям Соглашения и правила Правообладателям