Многие причины, по которым дети из благополучных и неблагополучных семей попадают в беду, нам, взрослым, просто трудно представить. Есть немало культурных особенностей, которые усугубляют положение. Насилие над детьми – это та тема, которая вызывает в обществе небывалый ажиотаж, и сразу обрастает идеологическими и политическими «наростами» и спекуляциями. Однако есть вещи, которые необходимо знать и помнить независимо от того, какие социальные соображения и взгляды руководят родителями, ведь никто не хочет, чтобы с его малышом случилась беда.
Зона риска
Говорить о семейном насилии мы здесь не будем, это тема для другого разговора. Поговорим о том, каким рискам подвергается малыш, оказываясь за пределами родного дома. Что за дети чаще всего становятся жертвами бытового, сексуального и школьного насилия? Здесь надо понимать, что, в сущности, никакие малыши от этого не застрахованы. Однако малообеспеченные семьи и семьи трудовых мигрантов – в зоне особого риска.
Чаще всего жертвами педофилов или агрессоров становятся дети в возрасте от 3 до 9 лет. Подростковый период – тоже зона огромного риска. Самое страшное, что большинство детей попадают в беду не случайно. Преступник выбирает жертву, старается снизить риск для себя, будь то педофил или психологический извращенец, наглый вымогатель или садист.
Вот какие аспекты выделяют психологи и социологи: «Приманка для преступника - уверенность в том, что преступление не раскроется, ребенок будет молчать, а лучше, если ему вообще некому будет пожаловаться. Исходя из этого, можно выделить основные группы риска среди детей, которые с большой вероятностью могут стать жертвами такого рода преступлений.
Социально незащищенные дети – это беспризорники, дети, которые живут на улицах. Это самая большая группа риска, так как таких детей никто не будет искать.
Дети из неблагополучных семей – такие дети обделены родительским вниманием, заботой. Рано становятся самостоятельными и могут попасть под влияние криминальной среды.
Дети из очень обеспеченных семей – зачастую оба родителя в таких семьях сильно заняты на работе и не уделяют должного внимания детям, компенсируя им это деньгами на карманные расходы, покупкой дорогих игрушек, и т.д. Такие дети сильно страдают от недостатка родительского внимания и легко попадают под влияние хитрых педофилов, искренне считая их своими лучшими друзьями, поскольку педофилы хорошо разбираются в детской психологии и способны компенсировать ребенку необходимое внимание, при этом настраивая ребенка против родителей и внушая ему что они – враги.
Дети, много времени проводящие в сети Интернет – тоже попадают в группу риска. По статистике, каждый четвертый ребенок в возрасте от 10 до 15 лет подвергался сексуальным домогательствам или испытывал разрушительную психологическую агрессию в Интернете.
Дети, с раннего возраста работающие в модельных агентствах, в социальных проектах, телешоу, в большом спорте, участники детских ансамблей и другие, о которых принято говорить «мамина гордость». Это не значит, что не нужно поощрять успехи детей. Наоборот, необходимо, но нужен повышенный контроль, огромное внимание к ребенку и его окружению, если речь идет о такой социальной активности малыша.
Дети, плохо поддающиеся социальной адаптации – обширная группа, в нее входят дети, которым по разным причинам сложно выстраивать социальные отношения в группах сверстников (классе, школе). Такой ребенок часто психологически задавлен, как родителями, так и сверстниками, и в случае сексуального посягательства не сможет рассказать кому-либо о случившемся. Он априори считает себя изгоем, и считает, что если он расскажет кому-то о таком постыдном факте, родители совсем перестанут его любить, а сверстники окончательно перестанут с ним общаться, и он станет объектом насмешек».
Вообще, о беде молчат все дети. Почти все. Часть из них запуганы агрессорами, вымогателями и насильниками («молчи, а то убью родственников» - наверняка видели и слышали подобное в кино, так вот это не выдумка сценаристов). Но это не единственная причина молчания.
Почему они молчат?
Многочисленные исследования, проведенные и в Кыргызстане, и за рубежом, выявляют печальную статистику. Из 10 случаев насилия над детьми взрослым становится известно максимум 3. Дети молчат. Молчат о вымогательстве, о побоях, полученных от учителей, других взрослых и сверстников, молчат даже о случаях сексуального насилия.
Ужасные, катастрофические цифры. В них трудно поверить, но увы. У этого молчания есть свои причины.
Во-первых, отношения с близкими – подчеркнуто дистанцированные, не доверительные, четко иерархические. Отчасти они определены нашими традициями, и сама по себе такая модель просуществовала многие тысячелетия и не давала сбоев. Однако она хороша только в обществе, где патриархальный уклад – это повсеместное правило. У нас все слишком перемешано, и попытаться продавить патриархальную модель для всех – это вызвать неминуемый гражданский коллапс. Следовательно, дети выходят в мир, где действуют слишком разные правила. И у них нет никакого иммунитета, никакой возможности различать доброе, нейтральное, не касающееся их, и откровенно злое. Если проблему замалчивать, она, увы, не исчезает.
Это не значит, что все мы должны срочно перенять какую-то «западную» или «исламскую» модель семьи. Это лишь значит, что нам придется учитывать существующие реалии, не требуя, чтобы мир стал таким, как нам было бы удобно – ведь этого все равно не случится, а детей приходится адаптировать к жизни в том обществе, которое есть. При любой модели семьи взаимное доверие и общение, уверенность ребенка в том, что его поддержат, а не обвинят во всем и всегда, должны быть. Можно найти способы и слова для общения с собственным ребенком, которые установят доверие, было бы желание. Маленький человек, который имеет опыт защиты от внешнего мира и умеет различать свои недостатки, свою вину и агрессию в его сторону, пойдет за защитой туда, где уже получал ее. А запуганный (или наоборот, растущий, как степная трава, без общения и внимания) малыш выберет испытанный способ – скрывать беду. При этом разрушаясь изнутри сильнее и сильнее.
Второй момент – у наших детей зачастую нет языка, на котором они могли бы рассказать о насилии. Да и вообще нет понятия о неприкосновенности своего тела. Особенно если дело касается такой болезненной темы, как насилие сексуального характера. «У малыша спрашивают, где его носик, ротик, ушки, живот, потом ножки. Между животом и ногами у него ничего не существует – в его понимании. Или существует что-то закрытое и стыдное. Поэтому у него нет ни слов, ни опыта, которые помогли бы ему сказать «нет» и рассказать об агрессии. Ему просто плохо, но объяснить, что происходит, он не может», - говорит известный психолог Галина Чиркина на тренинге для журналистов.
Мероприятие было организовано ОО «Центр Защиты Детей» в партнерстве с Юридической клиникой «Адилет», ОО «Молодежная сеть равного обучения Y-PEER», «Ассоциацией НКО по продвижению прав и интересов детей в КР», DCA в Центральной Азии, в рамках проекта «Останови насилие над детьми», который выполняется при финансовой поддержке Европейского Союза и ДАНИДА. Около двух десятков журналистов из разных СМИ занимались выработкой общих подходов к освещению проблем, с которыми сталкиваются дети, пережившие насилие.
Конечно, тут тоже встает вопрос морали – ведь у просвещения слишком много граней и слишком много разрушительных тенденций рядится под просвещение и свободу. Решить его одним махом нереально, но можно поднапрячь извилины и поговорить с ребенком – аккуратно, не нарушая его целомудрия. Главное, чтобы родители опять и опять вспоминали простую истину – молчание обходится слишком дорого.
ОБЖ или Храните ваших малышей
Какие слова обязательно должны прозвучать из уст родителя? Есть небольшая памятка на этот счет, которая выглядит элементарной, но именно этими вещами часто пренебрегают родители.
· Умей постоять за себя! Ребенок должен знать, что у него есть право на безопасную жизнь, и никто не имеет права ее у него отбирать.
· Защищай свое тело! Ребенку нужно внушать, что его все его тело принадлежит ему, прежде всего те места, которые он прикрывает, например, во время купания.
· Говори «нет!». Убеждайте ребенка, что он имеет право сказать «нет», когда кто-то хочет сделать ему больно. К сожалению, бытует мнение, что ребенок должен слушаться взрослых во всем.
· Зови на помощь, если тебя пытаются обидеть! Как правило, обижают тех, кто младше и слабее. Учите ребенка отказываться от чего-то, что стало предметом ссоры, например, игрушка. Учите его отступать, если возникает физическая угроза. Объясните ему, что не будете на него сердиться, если он придет домой без этой вещи.
· Рассказывай! Просите ребенка всегда рассказывать о том, что с ним происходит. Убедите его, что не будете на него сердиться, если он все откровенно расскажет.
· Доверяй! Если ребенок нуждается в помощи, он должен быть уверен, что вы верите ему и хотите помочь. Особенно, когда речь идет о сексуальных притязаниях. Об этом ребенок никогда не врет.
· Ничего не скрывай! Убеждайте ребенка, что есть вещи, о которых он непременно должен рассказывать, даже если он пообещал чужому взрослому молчать.
· Не разрешай дотрагиваться до себя. Ребенок должен знать, что он может запретить чужому человеку дотрагиваться до него, целовать, ласкать, когда ему это неприятно. Если это все же случилось, он непременно должен рассказать обо всем вам.
· Не разговаривай с чужими людьми! Не разрешайте ребенку разговаривать с чужими людьми и учите его вежливо отказываться разговаривать с чужими. Просите ребенка рассказывать обо всех подобных случаях. Особенно стоит акцентировать внимание на то, что только ближайшее окружение – мама, папа, родственники, с которыми у ребенка проверенные хорошие отношения, а также друзья семьи, которые часто бывают в доме – это люди, с которыми можно заговорить на улице. Соседи, едва знакомые приятели или тетеньки и дяденьки, которые просто ссылаются на родственников – это те, с кем говорить и куда-то идти нельзя. Еще можно посоветовать ребенку позвонить вам, если вдруг кто-то из относительно близких к семье людей зовет его куда-то. Эти вещи надо повторять часто, настолько часто, насколько возможно.
· Ребенок должен знать, что речь идет о его собственной защите. В случае опасности он имеет право вести себя вызывающе и нехорошо – кричать, убегать, врать, бить. Это тоже должны объяснить родители.
Сохранить и укрыть наших детей от всех бед и жизненных напастей нам не под силу. Но научить своего малыша постоять за себя и попросить помощи там, где он сам не справляется, мы не просто можем, а обязаны. Пусть у нас и наших детей будет как можно больше инструментов. Позволяющих противостоять различным жизненным проблемам.
Подготовила Светлана Бегунова
При поддержке ОО «Центр Защиты Детей»